Добровольное медицинское страхование
позволило бы любому предприятию
независимо от его организационно-правовой
формы и подчиненности страховать
своих работников (по их желанию). Кроме
того, каждый человек независимо от
его статуса (работающий или неработающий)
только по своему желанию мог бы
просто и без мытарств (как при
Госстрахе) застраховать свое здоровье.
Ведь существующая система Госстраха
и альтернативных ей страховых компаний
предусматривает же риски, связанные
с причинением вреда здоровью
и т. п. Так пусть же этим займется
структура, которая назовется «Добровольное
медицинское страхование». Конечно
же, здесь возможны варианты.
Обоснованием этих предложений
является следующее:
1. Введение системы обязательного
медицинского страхования наряду
с существующей Государственной
системой здравоохранения не
изменило целей: обе системы
имеют цель обеспечить здоровье
граждан.
2. Усложнилась структура общей
системы здравоохранения: государственная
осталась, но она маломощна и
уже непонятна гражданам; негосударственная
- через систему медицинского
страхования неэффективна.
Почему же неэффективна негосударственная
система здравоохранения, которой
официально будто бы нет, но в завуалированном
виде - «обязательное медицинское
страхование» она есть. Основными
показателями ее неэффективности являются:
- не достигается основная генеральная
цель - обеспечение здоровья граждан.
Как известно, смертность в настоящее
время возросла по сравнению
с 80 годами.
- существующее финансирование
в медицинских учреждениях и
оплата труда медицинского персонала
явно недостаточны для обеспечения
основной (генеральной) цели. Данные
по оплате труда медицинских
работников: оплата труда медицинских
работников понизилась в 1,5 - 2
раза по сравнению с концом
80-х годов.
- психологическое отношение граждан
к новой системе - никакое, так
как они видят только обнищание
здравоохранения, ухудшение отношения
врачей (некоторые врачи совершенно
откровенно говорят больному, как
мал их заработок и как им
плохо - будто бы больному от
этих слов становится лучше).
Кроме того большинство граждан
со страхом ждут будущего здравоохранения
- что же будет потом, если уже
сейчас такое. Автор публикации никоим
образом не умаляет достижений медицины
и более того, восхищается подвигами большинства
врачей, вырывающих граждан из смерти,
- вопрос же не об этом.
- загруженность и трудоемкость
системы ОМС, что проявляется:
в сложной структуре системы,
множестве взаимосвязей, большей
занятости в ней работников, громоздкой
системе документирования и документооборота
(в т.ч. отчетности), необходимости
содержания на федеральном и
территориальном уровнях специального
контрольного аппарата для проверки
деятельности органов ОМС, в
отвлечении всех граждан от
работы, своих личных целей и
планов для оформления страховых
полисов или магнитных карт
и т. д.
Отвлечение граждан для процедуры
оформления страховых полисов и
магнитных карт - это отдельный
вопрос. Он связан с неудовлетворительной
организацией этой процедуры в некоторых
поликлиниках, так как почему-то
именно они стали местом оформления
названных документов. Например, в
городской поликлинике 47 (район «Люблино»)
работники службы ОМС организовали
режим работы по оформлению документов
для граждан таким образом: с 9-00
до 12-00, с 15-00 до 18-00. Граждане часами стоят
в очередях, если хватает сил стоять,
чтобы иметь страховой полис
или магнитную карту. Сам автор
два раза делал попытку выстоять
очередь, но не смог выдержать эти
пытки.
Таким образом, есть серьезная проблема
и в организации процедуры
оформления документов в диалоге
система ОМС - гражданин.
Как же организовать эту процедуру
так, чтобы граждане России просто бы
имели эти страховые полисы (или
магнитные карты)? Может быть, целесообразнее
было бы организовать медицинское страхование
работающих граждан непосредственно
на их работе, неработающих - через ЖЭКи,
ГРЭПы, РЭУ, службы занятости, органы социального
обеспечения. Ведь сама процедура должна
быть максимально проста: необходимо,
чтобы кто-то заполнил типовой бланк
полиса (или магнитной карты) и
передал этот документ гражданину.
Но возникает самый главный вопрос
- зачем нужен гражданину этот документ,
если в стране введено обязательное
медицинское страхование. Ведь в
основе ОМС лежат следующие основные
принципы:
1. Всеобщий и обязательный характер.
Все граждане РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
независимо от пола, возраста, состояния
здоровья, места жительства, уровня
личного дохода имеют право
на бесплатное получение медицинских
услуг.
2. Государственный характер гарантии
бесплатной медицинской помощи.
3. Все граждане имеют равные
права на получение медицинской
помощи за счет средств ОМС.
При этом средства ОМС находятся
в государственной собственности.
Тогда зачем гражданину какой-либо
медицинский страховой документ,
если всюду, куда бы он ни обратился
за медицинской помощью, ему обязаны
оказать бесплатную медицинскую
помощь. В этом смысле направленность
медицинского страхования уже непохожа
на соцстрахование.
Возможно, когда нашими специалистами
изучались модели медицинского страхования
в других странах, какие-то элементы
не были изучены до конца или не
были учтены особенности нашей страны
при реализации выбранной или
вновь созданной модели. Однако есть
проблемы, есть недостатки (видимые
и невидимые) действующей системы
медицинского страхования и внимание
к ним должно быть самое пристальное.
Обязательное медицинское страхование
является формой социальной защиты граждан
в условиях перехода экономики страны
к рыночным отношениям и призвано
обеспечить доступную и бесплатную
медицинскую помощь гарантированного
объема и качества при рациональном
использовании имеющихся ресурсов
здравоохранения. Средства ОМС находятся
в государственной собственности
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Социальное страхование - это особая
организационно-правовая форма социальной
защиты граждан. Используется как автономный
и самостоятельный механизм для
аккумуляции денежных средств (например,
для пенсионного обеспечения), а
также для выполнения других функций
социальной защиты. Это:
- создание социально-оздоровительной
и реабилитационной инфраструктуры
(страхование от несчастных случаев
на производстве);
- организация оздоровления трудящихся
(медицинское страхование);
- создание новых рабочих мест
(страхование по безработице);
- проведение мероприятий по
предупреждению страховых случаев.
Страховые взносы в социальные фонды
(Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд
социального страхования, фонд ОМС)
- это платежи, которые не являются
налогами, не подлежат обезличиванию
в государственном и региональных
бюджетах. Они используются исключительно
на цели защиты граждан от определенных
социальных рисков и фактически являются
ничем иным, как «превращенной
формой» заработной платы при
наступлении таких рисков (безработица,
болезнь, старость, беременность и роды,
несчастный случай и др.).
Средства социального страхования
формируются за счет ежемесячных
денежных отчислений в размере 39,5% от
фонда оплаты труда (38,5% - от фонда
заработной платы и 1% - от заработной
платы каждого работающего).
В настоящее время платежи на
социальное страхование производятся
следующим образом:
- 28% от фонда оплаты труда
и 1% из заработной платы - в
Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 1,5% от фонда оплаты труда
- в Государственный фонд занятости
населения РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(на выплату пособий по безработице,
но создание рабочих мест и
др.);
- 5,4% от фонда оплаты труда
- в Фонд социального страхования
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на выплату
пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, на
погребение и др;
- 3,6% от фонда оплаты труда
- в фонды обязательного медицинского
страхования (из них 0,2% - в Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования).
Взносы на обязательное медицинское
страхование неработающих платит местная
администрация. Средствами обязательного
медицинского страхования управляют
Федеральный фонд ОМС и территориальные
фонды ОМС, которые созданы на
основании «Положения о Федеральном
фонде обязательного медицинского
страхования» и «Положения о территориальном
фонде обязательного медицинского
страхования», утвержденных Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации
№ 4543-1 от 24.02.93 г.
В основе положении о фондах обязательного
медицинского страхования лежит
правовая конструкция, учитывающая
мировой опыт наиболее эффективной
защиты общественных средств от нецелевого
их использования. Создание фондов ОМС
позволяет обеспечить финансовые условия
для сохранения бесплатной для граждан
медицинской помощи.
В отличие от государственных финансовых
органов, которые решают множество
проблем, возникающих в национальном
хозяйстве страны и отдельных
ее регионов, и при необходимости
используют средства бюджета здравоохранения
на другие нужды, фонды ОМС занимаются
финансированием только медицинской
помощи, тем самым гарантируют
целевое их использование. При этом
территориальные фонды ОМС обеспечивают
сбор страховых взносов и их использование
на оплату медицинской помощи населению
конкретной территории, а Федеральный
фонд ОМС обеспечивает единство системы
обязательного медицинского страхования
в России и дотирует территориальные
фонды при недостатке у них
средств, вызванном объективными причинами
(тяжелое состояние экономики, большое
количество больных и пожилых
людей и др.). Федеральный фонд
ОМС осуществляет также сбор и
анализ информации о финансовых ресурсах
системы ОМС, проводит методическую
работу по совершенствованию ее деятельности.
Следует подчеркнуть, что фонды
ОМС - это некоммерческие финансово-кредитные
учреждения.
На обязательное медицинское страхование
работодатели ежемесячно направляют средства
в размере 3,6% от (фонда оплаты труда).
В соответствии с Федеральным
законом «О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1996 год»
средства распределяются следующим
образом. Средства в размере 3,4% от фонда
оплаты труда остаются на территории
для оплаты медицинской помощи ее
населению; 0,2% от фонда оплаты труда
перечисляются в Федеральный
фонд ОМС, который использует их для
обеспечения равных условий получения
медицинской помощи всеми гражданами
России.
Средств обязательного медицинского
страхования (3,6% от фонда оплаты труда)
достаточно лишь для оплаты 30% сложившегося
объема медицинской помощи. Чтобы
сохранить бесплатной для граждан
медицинскую помощь в полном объеме,
необходима компенсация недостающих
средств из государственного и местных
бюджетов.
Ст. 17 Закона РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации» предполагает
компенсировать недостающие средства
страховыми взносами за неработающие
население, которые должны перечисляться
в фонды местными администрациями,
органами государственного управления
республик, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга. К сожалению,
из-за недостатка средств в бюджете
эта часть статьи закона не выполняется.
Правовыми основами обязательного
медицинского страхования являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации» и
законодательные документы, регулирующие
деятельность федерального и
территориальных фондов ОМС;
- Базовая программа обязательного
медицинского страхования, утвержденная
Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ № 41 от 23.01.92 г.
- Типовые правила обязательного
медицинского страхования, утвержденные
01.12.93 г. ФФОМС и согласованные
с Росстрахнадзором, и иные нормативно-правовые
документы федерального и территориального
уровней управления ОМС.
Страхователи - это юридические
или дееспособные физические лица,
заключившие со страховщиками договоры
обязательного медицинского страхования
либо являющиеся страхователями в силу
закона. Страхователь - один из субъектов
ОМС, уплачивающий взносы на обязательное
медицинское страхование.
Страхователями при обязательном
медицинском страховании неработающего
населения является государство
в лице органов исполнительной власти,
при обязательном медицинском страховании
работающего населения - предприятия,
учреждения, организации независимо
от формы собственности и хозяйственно-правового
статуса, лица, занимающиеся индивидуальной
трудовой деятельностью, и лица свободных
профессий. Под лицами свободных
профессий подразумеваются лица
творческих профессий, не объединенные
в творческие союзы.
Страхователь при желании может
опосредованно влиять на систему
медицинской помощи населению. Это
влияние осуществляется через:
- участие представителей страхователей
в работе правлений фондов
ОМС;
- договор обязательного медицинского
страхования.
По организационной структуре
фонды ОМС являются юридическими
лицами, то есть их средства отделены от
средств государственного бюджета
(управление средствами государственного
бюджета осуществляют органы исполнительной
власти, а управление средствами фондов
- органы фондов).
Фонды обязательного медицинского
страхования построены по принципу
публично-правового учреждения, то
есть руководство деятельностью
фонда осуществляется правлением и
его постоянно действующим исполнительным
органом - исполнительной дирекцией.
Состав правления Федерального
фонда ОМС утверждается органом
законодательной власти Российской
Федерации.
Состав правления территориального
фонда ОМС утверждается органом
представительной власти территории.