Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование кредитной политики банка и разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной деятельности в условиях кризисных финансовых явлений.
Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить теоретические основы процесса кредитования;
- исследовать особенности организации взаимодействия банка и заёмщика, а также специфические аспекты кредитования;
- прoвecти анализ деятельности Сбербанка России (ОАО) в сфере кредитования юридических и физических лиц;
- провести анализ кредитного портфеля и кредитной политики банка;
- определить основные проблемы и пути повышения эффективности в сфере кредитования юридических и физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………….....3
1. Кредитные операции коммерческого банка………………………………..….5
1.1 Сущность, структура и элементы банковского кредитования……..…5
1.2 Формы и виды кредита…………………………………………………11
1.3 Этапы кредитного процесса в коммерческом банке…………………20
2. Анализ кредитных операций ОАО Сбербанка России……………………..27
2.1 Характеристика ОАО Сбербанка России …………………………….27
2.2 Анализ структуры кредитного портфеля…………………..…………31
2.3 Анализ кредитного портфеля по ссудам, предоставленным юридическим лицам и ИПБОЮЛ………………………………………………...…34
2.4 Анализ кредитного портфеля по ссудам, предоставленным частным клиентам………………………………………………………………………………38
3. Пути минимизации банковских рисков в ОАО Сбербанк России……...…41
3.1 Выявленные проблемы при анализе процесса кредитования……..……41
3.2 Кредитная политика Сбербанка направленная на снижение кредитного риска…………………………………………………………………………..............45
3.3 Совершенствование способов управления кредитными рисками……..49
Заключение……………………………………………………………………….…54
Список использованных источников и литературы……………………….…56
В отчетном году Банк завершил тиражирование по системе централизованной технологии обработки кредитных заявок «Кредитная фабрика» при предоставлении потребительских кредитов, автокредитов и кредитных карт. Технология позволила сократить сроки принятия решения по кредиту до 2 рабочих дней и снизить кредитные риски. В рамках «Кредитной фабрики» Банк ежедневно принимает до 30 тыс. решений по кредитам. Всего за 2010 год выдано около 2 млн кредитов на сумму 290 млрд руб. — это более половины объема всех выданных Банком за год потребительских и автокредитов. В 2011 году Банк планирует перевести на данную технологию жилищные кредиты.
В 2010 году получили развитие и другие технологии розничного кредитования — Банк начал предоставлять предварительно одобренные нецелевые кредиты и выдавать кредитные карты при оформлении потребительских и автокредитов на остаток лимита платежеспособности заемщика. Помимо этого, в 2010 году Банк упростил подтверждение финансового состояния заемщика, увеличил срок действия положительного решения о выдаче кредита, разработал дополнительные механизмы использования сейфов при расчетах по сделкам с недвижимостью при выдаче ипотечных кредитов и т.д.
С целью снижения кредитного
риска территориальным банком ежеквартально
устанавливается для
3. Пути минимизации
банковских рисков в ОАО
3.1 Выявленные проблемы при анализе процесса кредитования
В силу специфики банковского
бизнеса, кредитные операции являются
основополагающими для
Рост экономики России в 2008-2010 г. позволил банкам существенно увеличить объемы кредитных портфелей. Поскольку крупных заемщиков мало, банки осваивали незанятые ниши, кредитуя менее надежные компании, малый бизнес и потребителей. По опыту развития банковских кризисов известно, что при резком увеличении кредитования доля традиционных надежных заемщиков уменьшается, а менее надежных – увеличивается. К тому же для наращивания темпов роста кредитного портфеля банки снижают требования к кредитоспособности заемщиков.
Проведенный анализ кредитного портфеля Сбербанка, по кредитам, предоставленным юридическим лицам и ИПБОЮЛ, показал, что за анализируемый период объем данного портфеля увеличился. Одним из основных препятствий развития данного сегмента кредитования является нежелание заемщиков предоставлять банку информацию о своем бизнесе, ведь ни для кого не секрет, что большинство малых предприятий работает с применением так называемых серых схем. Вторая причина – довольно долгий срок рассмотрения кредитной заявки: часто заемщикам деньги нужны "прямо сейчас". Банк отдает предпочтение заемщикам, которые планируют свои финансовые потоки и заранее приходят за кредитом. Кредитное решение действует в течение 60 дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к "высокому" сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять
Основными проблемами кредитования бизнеса являются несколько причин:
- наличие "черной кассы"
в большинстве малых
- многие представители
бизнеса не могут взять кредит,
поскольку их финансовая
- низкий уровень прозрачности,
проблемы с ликвидным
В Сбербанке эта проблема решается при помощи без залоговых кредитов. Но хотя их размер может составлять около 1 млн руб., размеры все равно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен также вариант, при котором лимит без залогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету – это овердрафт по расчетному счету. Однако многие предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимит кредитования.
У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы. В ближайший год сохранятся текущие тенденции – это снижение ставок по кредитам, увеличение сроков кредитования, упрощение процедуры получения кредита. Поэтому Сбербанку необходимо удержать уже завоеванную нишу в кредитовании малого и среднего бизнеса, а также по возможности увеличивать объемы данного сегмента кредитования.
Рассмотренная структура кредитного портфеля по кредитам, предоставленным физическим лицам, позволила выявить следующий негативный момент, а именно, увеличение абсолютной и относительной величины просроченных кредитов, предоставленных частным клиентам, что говорит о существовании угрозы не возврата денежных средств. Кроме того, потребительское кредитование является наиболее рискованной сферой кредитования. За анализируемый период увеличилась доля "Доверительных" кредитов, предоставляемых без обеспечения. Т.е. с целью привлечения клиентов и увеличения кредитного портфеля, банк пренебрегает обеспеченностью кредита. Проблемы при управлении кредитным риском часто связаны с тем, что кредитная организация иногда предоставляет кредиты своим постоянным клиентам, не считаясь с установленными лимитами, иначе она рискует потерять партнеров.
Следует отметить, что банку необходимо анализировать диверсификацию поручителей. Так наличие у банка разных поручителей, дифференцированных по банковским продуктам, снижает рискованность вложений, так как проблемы с исполнением обязательств одним поручителем не помешают другому исполнить свои обязательства в полном объеме.
Среди основных проблем потребительского кредитования СБ можно назвать следующие:
Для получения потребительского кредита
в Сбербанке заемщику необходимо
подготовить пакет документов. После
чего соответствующие службы банка
рассматривают эти документы
и принимают решения о
Проблема возврата кредита и процентов по нему также достаточно актуальна. Некоторые заемщики в силу своей занятости не всегда вовремя вносят платежи. В практике заемщики Сбербанка вынуждены тратить свое время, простаивая в очередях у касс, принимающих платежи, а также у банкоматов или терминалов самообслуживания.
Решить эту проблему достаточно просто. Например, при выдаче так называемого корпоративного кредита Сбербанк может заключить договор с предприятием, на котором работает заемщик о перечислении денежных средств непосредственно со счета предприятия на ссудный счет клиента в период выплаты заработной платы. Это не только сэкономит время клиента, но и позволит Сбербанку снизить риск не возврата кредита. Кроме того, необходимо предоставлять детальную информацию о возможности погашения кредита с использованием онлайн доступа, либо научить клиентов пользоваться данной услугой.
Несмотря на то, что в настоящее
время Сбербанк стал уделять должное
внимание рекламной и маркетинговой
деятельности, многие кредитные продукты
до сих пор оказываются
Основные причины
- недостаточно строгое отношение к заемщику;
- непрофессионально проведенный финансовый анализ;
- недостаточное обеспечение ссуды;
- ошибки в документальном оформлении ссуды;
- плохое структурирование
ссуды, как следствие
- плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.
2. Неэффективная работа компании, получившей ссуду:
- слабое руководство;
- ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
- неэффективный маркетинг
из-за отсутствия плана
- слабый контроль финансового состояния компании.
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение законодательства, технологические прорывы.
Трудности с погашением кредита редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданные ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратится в безнадежный долг.
При выявлении неблагополучной
(проблемной) ссуды необходимо немедленно
принять меры для обеспечения
погашения кредита. Наилучший вариант
– разработка совместно с заемщиком
плана мероприятий для
3.2 Кредитная политика
Сбербанка направленная на
Для Сбербанка наиболее значимым видом риска является кредитный риск, а именно риск того, что контрагент не сможет погасить задолженность в полном объеме или частично в установленный срок. Управлению кредитным риском, а также контролю качества кредитного портфеля уделяется особое внимание. Важной задачей Сбербанк в 2010 году была стабилизация качества кредитного портфеля и обеспечение возвратности необслуживаемых кредитов. Применяемые методы и процедуры управления кредитным риском позволили Банку сохранить хорошее качество кредитного портфеля с учетом текущих экономических условий.
В отчетном году Банк внедрил новую систему оценки кредитного риска корпоративных клиентов, основанную на статистике дефолтов заемщиков и интегрированную в процесс принятия решения о выдаче кредита заемщикам среднего и крупного бизнеса, а также крупнейшим клиентам
В 2010 году Банк внедрил новые инструменты управления кредитным риском субъектов малого предпринимательства, что позволило стандартизовать и упростить процедуру анализа рисков. Комплексный анализ субъектов малого предпринимательства, относимых к микробизнесу, Банк проводит в рамках технологии «Кредитная фабрика» с применением скоринговой оценки собственника бизнеса и рейтинговой оценки финансовых показателей заемщика. Началось развитие технологии «Кредитный конвейер», позволяющей проводить анализ заемщиков с присвоением кредитных рейтингов по более сложным кредитным сделкам для субъектов малого предпринимательства с годовой выручкой до 60 млн руб. Внедряются новые подходы для оценки рисков заемщиков с годовой выручкой свыше 150 млн руб., основанные на оценке вероятности дефолта контрагента и единой системе рейтингов.
Внедрение новых процедур управления риском позволит Банку формировать высококачественный портфель кредитов корпоративным клиентам.
Активный рост розничного кредитного портфеля диктует новые требования к организации работы с кредитным риском физических лиц. Основной задачей является удержание низкой доли проблемной задолженности при плановом росте объемов розничного кредитования.
Банк осуществляет непрерывный мониторинг качества розничного кредитного портфеля в разрезе подразделений и в разрезе основных кредитных продуктов. При выявлении повышенной концентрации риска в каком-либо сегменте существующие проблемы локализуются, принимаются меры по снижению уровня риска, разрабатываются рекомендации для предотвращения и снижения вероятности возникновения аналогичных проблем.
Применяемые Сбербанком методы и процедуры позволили не допустить неконтролируемого ухудшения кредитного портфеля во время финансового кризиса. Приведенная ниже таблица показывает распределение кредитов заемщикам, которые имеют просроченную задолженность, по количеству дней, а также их долю в кредитном портфеле. Как видно из представленной таблицы, объем просроченной задолженности в 2010 году снизился как в абсолютном, так и в относительном выражении. Причинами указанного снижения просроченной задолженности явились постоянная работа Сбербанка, направленная на погашение просроченной задолженности, реализация части портфеля проблемных кредитов, а также списание безнадежной для взыскания задолженности.