Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:26, шпаргалка
В работе представлены ответы на вопросы к гос экзаменам по дисциплине "Деньги, банки, кредит".
Каждый предмет представлен в своём документе.
Банковский
надзор
В 1. Понятие и сущность банковского надзора. Обеспечение стабильности банковской системы - это государственная задача. В большинстве развитых стран она делегирована Центральному банку.Наличие контроля за банковской деятельностью обусловлено рядом причин:1. Значимость банков для экономики (в силу выполняемых ими функций). 2. Необходимость защитить интересы клиентов банков. 3. Обеспечение правопорядка в банковской системе. 4. Поддержание конкуренции и недопущение монополизации банковской деятельности. 5. Содействие повышению эффективности работы банков по всему кругу выполняемых операций. Контроль за банковской деятельностью может быть: государственный- представлен системой законодательства общего и специального назначения. В структуре регламентирующих документов выделяют три уровня: Закон, нормативный акт, программное заявление. ведомственный - осуществляется органом ответственным за банковский надзор в стране (Центральный банк, Минфин и др.) независимый - Осуществляется независимыми аудиторскими фирмами. В странах Европы - тенденция к сращиванию ведомственного и независимого контроля. Банковский надзор (БН) - это совокупность мер, используемых государственными органами для защиты интересов вкладчиков банков и обеспечения стабильного развития банковской системы. Таким образом, можно выделить 2 основные цели БН:на макроуровне (стабильность всей системы, содействие ее развитию) на микроуровне (защита интересов вкладчиков, кредиторов, акционеров и др. лиц, денежные интересы которых могут пострадать в результате деятельности конкретной кредитной организации). Объектом банковского надзора является система КО, которая представлена коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями. Под небанковскими кредитными организациями мы понимаем юридические лица, выполняющие отдельные банковские операции и прошедшие регистрацию в ЦБ. БН должен соответствовать ряду требований: - обеспечение достоверности данных и обозначение ответственности за их разглашение;
- единство
количественного и
В 2.
Дистанционный надзор
за деятельностью КО.Дистанционный
надзор - это контроль за деятельностью
кредитной организации посредством сбора
и анализа ее отчетности.Цель ДН заключаются
в регулярном анализе ситуации в КБ и выявлении
проблем в его деятельности.Преимущества
ДН: регулярный характер контроля, возможность
сравнения результатов за определенные
периоды, меньшая по сравнению с инспектированием
трудоемкость. Недостатки - возможность
получения необъективных (искаженных)
данных, ограниченность.Говорить об эффективном
ДН уместно только в том случае, если его
результаты находят своевременное и адекватное
применение (концепция раннего реагирования),
т.е. кредитной организации указывается
на выявленные недостатки (предупредительные
и принудительные меры воздействия) и,
главное, отслеживается устранение этих
недостатков.Основные требования к формам
отчетности, запрашиваемым в рамках ДН:простота
заполнения и удобство носителя наглядность
отражение реального финансового состояния
банка сопоставимость (взаимная увязка)
форм. Вся совокупность отчетности, предоставляемая
коммерческими банками в ЦБ, может быть
подразделена на группы: финансовая статистика,
финансовая отчетность, статистика финансового
рынка, денежно-кредитная статистика,
статистика платежного баланса, бюджетная
статистика. Согласно законодательству
территориальные подразделения Банка
России в целях банковского надзора могут
запрашивать в коммерческом банке любую
необходимую информацию с любой периодичностью.
Существует ряд форм годовой отчетности,
обязательных к публикации. Это балансовый
отчет и отчет о прибылях и убытках в агрегированном
виде. Указанные формы отчетности должны
быть опубликованы до 1 июня года, следующего
за отчетным. Отчетность предоставляется
банками в Главное территориальное управление
Банка России в управление статистики.
После прохождения процедур контроля
соблюдения формальных требований (сверка,
тестирование) отчетность передается
в управление надзора. Виды банковской
отчетности
Баланс
и отчет о прибылях
и убытках Сведения
о межбанковских
кредитах и депозитах (ф.501)
Экономический смысл и полезность данной
формы заключаются в возможности органа
надзора проследить некоторые связи кредитной
организации, политику кредитной организации
на рынке ресурсов, сделать первые выводы
о причинах той или иной линии поведения
банка на данном рынке. Сведения
об открытых корреспондентских
счетах и остатках средств
на них (ф. 603) Данная отчетность - ежемесячная,
но может предоставляться и на нерегулярной
основе, когда кредитная организация уведомляет
ГУ об открытии корреспондентского счета.
Значение этой формы для целей надзора
существенное. Информация об оборотах
и остатках на корреспондентских счетах
позволяет делать выводы о специфике деятельности
банка, о его связях. В регионе особое значение
имеет информация об остатках на корсчетах
в московских банках. В Головном центре
информатизации данные, полученные от
разных ГУ сводятся, и составляется «Сводная
ведомость расхождений» по банкам участникам
и корреспондентам. Отчеты
об открытых валютных
позициях Основная цель установления
лимита открытой валютной позиции - ограничение
валютного риска. Данные
о средневзвешенных
процентных ставках (ф. 128, 129, 130, 131, 132)
Указанная информация позволяет оценить
процентную политику кредитной организации,
особенно ценна при сопоставлении отчетных
данных по группе кредитньтх организаций.
Сведения об активах
и пассивах по срокам
востребования и погашения (ф. 125).
Порядок составления изложен в комментариях
к приложению N 17 к Инструкции Банка России
"О составлении финансовой отчетности"
от 01.10.97 N 17. Контроль
платежной дисциплины
кредитной организации
Основным документом является «Положение
о порядке ведения и представления отчетности
по картотекам неоплаченных расчетных
документов из-за отсутствия средств на
корреспондентских счетах (субсчетах)
кредитных организаций» - письмо ЦБ от
16.07.96 №305. Ежедекадно составляется отчет
по картотекам к внебалансовым счетам
«Расчетные документы клиентов, не оплаченные
в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских
счетах кредитной организации». Т.о. банк
России отслеживает динамику в разрезе
следующих показателей, неоплаченные
расчетные документы по перечислению
налогов и др. обязательных платежей, также
и вовнебюджетные фонды, неоплаченные
документы на перечисление или выдачу
денег для расчетов по оплате труда и др.
Территориальные учреждения банка России
обрабатывают данные отчетов и составляют
сводный отчет в разрезе кредитных организаций
и филиалов региона. Главный центр информатизации
Банка России обобщает полученные сводные
данные. Результаты сверки направляются
в территориальные подразделения Банка
России. Формой, имеющей важное значение
для целей банковского надзора, является
форма N 350 "Отчет о наличии в кредитной
организации неудовлетворенных требований
отдельных кредиторов по денежным обязательствам
и неисполнении обязанности по уплате
обязательных платежей в связи с отсутствием
или недостаточностью денежных средств
на корреспондентских счетах кредитной
организации". В отчет по форме N 350 должны
быть включены все обязательства кредитной
организации, не исполненные в срок из-за
отсутствия или недостаточности денежных
средств на ее корреспондентских счетах.
Информация, содержащаяся в данных формах
необходима для классификации кредитной
организации по группе проблемности, для
принятия мер принудительного воздействия.
В 3 Организация работы Центрального банка с проблемными КО.Одна из обязанностей органов надзора заключается в том, чтобы на основании дистанционного надзора и инспектирования определить финансовое состояние кредитной организации и классифицировать кредитную организацию в соответствующую группу проблемности. Это необходимо для принятия адекватных мер воздействия по отношению к данной кредитной организации с целью защиты ее вкладчиков и кредиторов.Порядок классификации кредитных организаций по группам проблемности определен в указаниях Банка России от 31.03.2000 №7бб-у «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». I категория. Финансово стабильные кредитные организации Группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельности. Группа 2. Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности. П категория. Проблемные кредитные организации Группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности. ;Группа 4. Кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении, Отнесение кредитной организации к той или иной группе производится территориальным подразделением Банка России на 1 число каждого месяца. Основанием для этого является мотивированное суждение, источниками информации для которого являются данные баланса, расчета собственного капитала, обязательных экономических нормативов, РВПС, ОВП, ФОРа. Также большое значение имеют данные о платежной дисциплине кредитной организации (отчет КО, не удовлетворяющей требованиям отдельных кредиторов... в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах, ф.351). Территориальные управления Банка России могут использовать другую информацию, позволяющую судить о степени проблемности конкретной кредитной организации. Речь идет о др. отчетности, предоставляемой в соответствии с указаниями 7-у, о результатах аудиторских и инспекционных проверок, а также об информации относительно управления в КО рисками, организации работы службы внутреннего контроля, работы филиалов. Порядок применения мер воздействия регламентируется Инструкцией №59 от 31.03.97 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности».
Под пруденциальными
нормами деятельности понимаются установленные
Банком России: - предельные величины рисков,
принимаемых кредитными организациями;
- нормы по созданию резервов, обеспечивающих
ликвидность кредитных организаций и
покрытие возможных потерь; - требования,
невыполнение которых может отрицательно
повлиять на финансовое положение кредитных
организаций. Надзорные органы применяют
к кредитным организациям меры воздействия
двух типов: - предупредительные;
- принудительные. Предупредительные меры
воздействия применяются в основном в
тех случаях, когда недостатки в деятельности
кредитной организации непосредственно
не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.К
предупредительным мерам воздействия
относятся:- доведение до органов управления
кредитной организации информации о недостатках
в ее деятельности и об обеспокоенности
надзорного органа состоянием дел в кредитной
организации;- изложение рекомендаций
по исправлению создавшейся ситуации;-
предложения представить программу мероприятий,
направленных на устранение недостатков,
включая при необходимости обязательства,
принимаемые на себя кредитной организацией,
ее учредителями (участниками);- установление
дополнительного контроля за деятельностью
кредитной организации и
за выполнением ею мероприятий по нормализации
деятельности.Информация руководящим
органам кредитной организации о наличии
в ее деятельности недостатков или нарушений
и необходимости их устранения может быть
доведена в письменной форме или в
ходе деловой встречи (совещания). Принудительные
меры воздействия применяются в тех случаях,
когда применение одних только предупредительных
мер воздействия не приносит результатов.
Основаниями для применения принудительных
мер воздействия являются нарушения (невыполнение)
кредитной организацией банковского законодательства,
нормативных актов и предписаний Банка
России, непредставление информации, представление
неполной или недостоверной информации,
а также в случае, если совершаемые кредитной
организацией операции создали реальную
угрозу интересам клиентов. К основным
принудительным мерам воздействия относятся:
1) штрафы;2) требование об осуществлении
кредитной организацией мероприятий по
ее финансовому оздоровлению, в том числе
включая требование о предоставлении
и выполнении плана мер по финансовому
оздоровлению;Надзорный орган может потребовать
реструктуризации активов или пассивов
КО. Требование реструктурировать баланс
предъявляется к кредитной организации
в случае возникновения текущих проблем
с ликвидностью или высокой вероятности
возникновения таких проблем в ближайшей
перспективе. Предписание может включать
следующие требования:В части активов:-
улучшение качества кредитного портфеля
путем изменения кредитной политики кредитной
организации и принятия мер по взысканию
просроченной задолженности;- приведение
структуры активов по срочности в соответствие
с обязательствами; - сокращение затрат
на капитальные вложения и приведение
их в соответствие с имеющимися на эту
цель источниками; продажа ценных бумаг,
эмитированных третьими лицами, в том
числе государственных ценных бумаг,-
в целях улучшения ликвидности и выполнения
обязательств; - продажа основных средств,
реализация которых не будет препятствовать
выполнению кредитными организациями
банковских операций; - продажа доли участия
(паев) в уставных капиталах других юридических
лиц; - продажа активов, не приносящих доход;
- сокращение расходов; В части пассивов:
- увеличение уставного капитала; - увеличение
резервного фонда; -увеличение доходов;
- снижение размера или удельного веса
текущих и краткосрочных обязательств;
- увеличение удельного веса собственных
источников либо среднесрочных и долгосрочных
обязательств. 3) ограничение проведения
кредитными организациями отдельных операций
на срок до шести месяцев; Надзорный орган
может ограничить на срок до шести месяцев
проведение кредитной организацией отдельных
операций в случае нарушения (невыполнения)
кредитной организацией банковского законодательства,
нормативных актов и предписаний Банка
России, непредставления информации, представления
неполной или недостоверной информации.
Ограничение на выполнение
кредитной организацией
отдельных операций предполагает установление
надзорным органом
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Деньги, кредит, банки"