Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:59, шпаргалка
Раздел №1 «Экономическая теория»
№ 2 Рыночная экономика и её характерные черты. Субъекты рыночной экономики Государственное регулирование экономики.Рыночная экономика (рынок в широком смысле) - форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. Функции рыночных отношений: информационная, коммуникативная, оценочная, регулирующая, стимулирующая, распределительная.
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также находящиеся за пределами Российской Федерации их филиалы и представительства; ;
- дипломатические и иные официальные представительства Российской
Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
К "нерезидентам" относятся:
- физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами
Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской
Федерации;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также находящиеся в Российской Федерации их филиалы и представительства;
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также находящиеся в Российской Федерации их филиалы и представительства;
- находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.
Все валютные операции совершаемые резидентами и нерезидентами на территории РФ делятся на три вида :
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
осуществление международных денежных переводов
Валютный контроль – осуществляют органы валютного контроля и их агенты.
Органами валютного регулирования и валютного контроля являются:
Ц.Б. Р.Ф.
Правительство Р.Ф.
фТС. Р.Ф.
Агентами валютного регулирования и валютного контроля считаются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, и организации, на которые органами валютного регулирования и валютного контроля могут быть возложены такие функции, как, например, это сделано в отношении таможенных органов на местах.
Уполномоченными банками являются коммерческие банки, которые получили от Банка России лицензию на ведение валютных операций:
Генеральная лицензия,
Лицензия на осуществление банковских операций в иностранной валюте,
Лицензия на привлечение вкладов населения, в том числе в иностранной валюте, и ведение операций по поручению клиентов.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования
2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ часть 3 статьи 22 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности", а также "Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г., российские коммерческие банки получили право осуществлять фондовые и доверительные операции. Объектом этих операций являются ценные бумаги.
По некоторым оценкам, до августа 1998 г. коммерческие банки контролировали около 80% рынка ценных бумаг, на котором в то время в основном обращались государственные ценные бумаги. Коммерческий банк является одним из участников фондового рынка, который в зависимости от поставленной цели определяет эффективный вид деятельности и решает, осуществлять ли эмиссионную, инвестиционную, брокерскую деятельность, покупать, продавать и хранить ценные бумаги или проводить иные операции с ними. Целями проводимых банком операций с ценными бумагами являются:
1) формирование и увеличение капитала;
2) привлечение заемных средств для использования в активных операциях и инвестициях;
3) получение денежных доходов от операций с ценными бумагами;
4) получение прибыли от инвестиций в фондовые инструменты;
5) участие в уставном капитале акционерных обществ для контроля над собственностью;
6) использование ценных бумаг в качестве залога.
В соответствии с российским законодательством банкам на рынке ценных бумаг разрешено: • выпускать, покупать, продавать, хранить ценные бумаги;
• инвестировать средства в ценные бумаги;
• осуществлять куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем их котировки;
• управлять ценными бумагами по поручению клиента (доверительное управление);
• выполнять посреднические (агентские) функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения, т.е. выступать в роли финансового брокера;
• осуществлять инвестиционное консультирование, т.е. оказывать консультационные услуги по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг;
• организовывать выпуски ценных бумаг, т.е. выступать в качестве инвестиционной компании;
• выдавать гарантии по размещению ценных бумаг в пользу третьих лиц;
• инвестировать средства в портфели акций небанковских компаний (в том числе для обеспечения контроля над ними через дочерние предприятия);
• учреждать небанковские инвестиционные институты (инвестиционные фонды, за исключением чековых) и компании финансовых брокеров и инвестиционных консультантов;
• учреждать специализированные компании по учету и хранению ценных бумаг, а также совершению расчетов по операциям с ними;
• учреждать организации, являющиеся институциональными инвесторами (страховые, холдинговые компании).
Основными фондовыми операциями банков являются: 1) брокерские операции; 2) эмиссия; 3) депозитарная деятельность; 4) гарантийная деятельность; 5) учет векселей; 6) хранение; 7) кредитование под залог ценных бумаг; 8) дилерская деятельность. Фондовые операции банков осуществляются с учетом определенных правил: • операции должны проводиться на основе лицензий и лишь сертифицированными специалистами; • фондовые операции не должны противоречить действующему законодательству;
• банки не могут выполнять функции инвестиционных фондов;
• банки не могут заниматься депозитарной деятельностью, если они не являются участниками национальной депозитарной системы.
Особое место среди фондовых операций банков занимает выдача гарантийных обязательств. Банки могут давать гарантию по размещению ценных бумаг в пользу третьих лиц. Это является своеобразным страхованием риска. Выступая гарантами, банки получают вознаграждение. Эти операции осуществляются строго на договорной основе. Сделки с корпоративными ценными бумагами совершаются по инициативе инвестора, от его имени и за его счет. С развитием акционерных обществ, активно эмитирующих ценные бумаги, банки получили широкие возможности по вложению средств в акции, векселя, облигации предприятий и банков. При этом сделки банков с ценными бумагами подразделяются на инвестиции и торговые операции.
Банки работают не только с собственным капиталом, но и со счетами клиентов, осуществляя клиентские операции. Если банки проводят фондовые операции без вложения собственных средств в ценные бумаги и в интересах третьих лиц — своих клиентов, то их доход определяется уровнем вознаграждения, установленным для данной операции, и масштабами операции. В данном случае отсутствует прямая связь с инвестиционной деятельностью банка. Нельзя также утверждать, что существует прямая зависимость рентабельности этих операций от доходности вложений на фондовом рынке. Операции с ценными бумагами, осуществляемые банками в интересах клиентов, включают: платежно-расчетное обслуживание клиента на основе использования ценных бумаг банка, клиента, третьих лиц; кредитование под залог ценных бумаг; операции по обслуживанию клиентов-инвесторов, обслуживание выпуска и размещение ценных бумаг клиента (андеррайтинг), не имеющие пока на российском рынке широкого применения.
Банки оказывают брокерские услуги по размещению средств клиента на рынке ценных бумаг с целью: 1) расширения клиентуры; 2) диверсификации операций; 3) получения кредита под залог ценных бумаг, приобретенных на средства клиентов. В этом случае учет клиентских облигаций осуществляется по счету депо банка-инвестора, предоставляющего брокерское обслуживание. Недостаток оборотных средств у предприятий для расчетов с поставщиками и другими контрагентами обусловливает необходимость учета векселей в банке. Если у банка нет достаточных денежных средств для удовлетворения потребностей клиента в кредите для пополнения оборотных средств и расчетов с поставщиками, то банк, используя собственные векселя, осуществляет обслуживание таких расчетов. Для современной российской банковской системы характерны следующие экономические и технологические особенности, препятствующие ее интеграции в мировое финансовое пространство: • тенденция к политизации банковского и фондового бизнеса и связанная с ней настороженность зарубежных инвесторов;
• необеспеченность залоговых аукционов и инвестиционных конкурсов соответствующими реальными залоговыми ипотечными и фондовыми инструментами;
• недостаточный объем финансирования экономики с помощью инструментов рынка ценных бумаг (в России — менее 6%, а в странах с развитой рыночной экономикой — до 80%);
• небольшая доля на финансовом рынке реального частного капитала (принадлежащего конкретным физическим лицам);
• отсутствие современной системы клиринговых расчетов, листинга, депозитариев, независимых регистраторов, обеспечивающей информационную "прозрачность" рынка для всех участников и соответствующей мировым стандартам;
• юридические проблемы, связанные с заключением договоров с партнерами с учетом возможных убытков от неожиданных изменений на рынке;
• информационные проблемы, возникающие при определении надежности партнеров с точки зрения их платежеспособности;
• технологические проблемы, связанные с отсутствием единых, соответствующих мировым стандартам общероссийских классификаторов продуктов, операций, технологий банков и бирж;
• отсутствие многослойных технологий, интегрирующих различные банковские системы в единое технологическое пространство;
• несоответствие существующих форм бухгалтерского учета и отчетности требованиям реальной оценки финансового положения банка;
• отсутствие на территории России банков с соответствующими резервными фондами для банковских гарантий под обслуживание операций на финансовом рынке;
• большой удельный вес счетов, не приносящих высокие проценты;
• высокий уровень маржи за счет разницы между процентами по вкладам и ссудам;
• отсутствие единых стандартов финансовой деятельности и технологий банков;
• высокая доля краткосрочного кредитования (главным образом торговых операций) для приобретения предметов потребления и валютных спекуляций; • отсутствие системы лицензирования, сертификации и финансовой защиты от просроченных платежей на финансовом рынке России.
Для выживания в условиях жесточайшей конкуренции банки вынуждены будут создавать принципиально новые рыночные организационные структуры и универсальные открытые технологии, отвечающие требованиям единых мировых стандартов. Для этого необходимо:
• разработать банковское законодательство, отвечающее требованиям юридической и финансовой защиты деятельности коммерческих банков в соответствии с едиными мировыми стандартами, с одной стороны, и с учетом специфики регионов России — с другой;
• разработать всесторонние системы лицензирования, сертификации и финансовой защиты, охватывающие все сферы деятельности отечественных и зарубежных фирм, разрабатывающих и внедряющих новые банковские технологии;
• создать на территории России сеть научно-консалтинговых центров по вопросам стратегического развития коммерческих банков, по обучению специалистов, созданию проектов новых организационных структур для внедрения новых информационных технологий;
• создать на территории России сеть центров по разработке информационных технологий на основе программных продуктов ведущих компьютерных фирм мира. Решения поставленных проблем можно достичь только путем системного подхода к проектированию банковских технологий от макроорганизации работы банка до автоматизации внутрибанковских расчетов. Отметим, что банковская система России сможет упрочить свое положение на мировом финансовом рынке, когда в стране появятся: • реальные частные собственники — эмитенты, готовые пройти в соответствии с мировыми стандартами процедуру листинга на первоклассных биржах мира; • первоклассные банки, способные совершать сделки на международном рынке в интересах своих клиентов;
• независимые регистраторы, депозитарии, электронные торговые системы; агентства по обеспечению информацией об эмитентах, сделках, ценах, акциях, технологиях и т.д.
№ 25 оценки кредитоспособности заемщика
банк должен по возможности убедится и в том, что заемщик захочет вернуть кредит и уплатить проценты за него. В определенном смысле это даже более трудная задача, чем оценка финансовой состоятельности заемщика, поскольку касается таких его характеристик, как личные качества, моральный облик, репутация и т.д. Представляется, что банки могут и должны судить о таких качествах своих клиентов только опосредованно, по косвенным свидетельствам.
Для этого нужна информация, источниками которой в данном случае могут быть: переговоры с потенциальным заемщиком, внешние источники, внутренние источники (архив самого банка), инспекции на месте.
Для зарубежных банков первым источником внешней информации являются кредитные ассоциации, банковские группы, члены которых часто встречаются и обмениваются информацией о клиентах. Вторым источником внешней информацией являются специализированные государственные учреждения, частные агентства достаточного широкого профиля и кредитные бюро, которые собирают и продают кредитную информацию.
Банки также могут пользоваться сведениями аудиторов, поставщиков, покупателей, конкурентов интересующих их фирм, банков, которые сотрудничали с ними, а также средств массовой информации. Наконец, имеется большое количество справочников и аналитических отчетов, которые отражают действительную кредитную историю заемщика. Кредитное учреждение, отказывающее лицу в кредите должно в письменной форме сообщить ему о причинах отказа и назвать кредитное бюро, в которое оно обращалось за справкой о данном лице.
Данные собираются следующим образом: каждый месяц все кредитные учреждения направляют в кредитные бюро данные о состоянии счетов своих клиентов, затем в базу данных бюро вводятся все легальные сообщения о банкротствах, судебных процессах, налоговых льготах, избирательные списки и тому подобные информация, собираемая либо самим бюро, либо подрядчиками. Также регистрируется и другая полезная информация (например данные обновленного телефонного справочника). По мнению зарубежных специалистов, наиболее важными при анализе кредитоспособности заемщиков источниками информации являются (в порядке убывания значимости): бухгалтерские отчеты заемщика, подтвержденные аудиторской фирмой, внутренняя банковская документация об опыте кредитования данного заемщика в прошлом, промежуточные (текущие) бухгалтерские отчеты, не заверенные аудиторами, учредительные документы компании-заемщика, информация из налоговых органов, сведения прессы о заемщике или той отрасли, к которой он принадлежит, сопоставление заемщика с другими компаниями той же отрасли, информация, подготовленная специальными службами банка, информация, полученная из независимых аналитических агентств и правительственные статистические сборники. Довольно часто в банках создаются так называемые «службы безопасности», в функции которых кроме охраны, поддержания внутренней безопасности и работы с «проблемными заемщиками» иногда включается сбор информации о потенциальном заемщике. Также службы безопасности, используя официальные и неофициальные методы, подчас не совсем легальные, пытаются собрать, возможно, большую информацию о заемщике, включая те сведения, которые компания хотела бы скрыть./7/
Как уже выше упоминалось, в качестве источника информации для оценки кредитоспособности заемщика банк может использовать данные содержащееся в кредитных досье, которое согласно Правилам ведения документации по кредитованию банками второго уровня должно содержать следующие документы:
1. заявление, подписанное заемщиком, содержащее указание цели использования кредита и опись имущества, которое может быть предоставлено для залогового обеспечения возврата кредита, с указанием балансовой стоимости;
2. заверенные в установленном порядке копии учредительных документов заемщика, если он является юридическим лицом;
3. документы, подтверждающие полномочия лица на подписание кредитного договора от имени заемщика, если это лицо является законным представителем заемщика;
4. оригинал заключенного кредитного договора;
5. финансовые отчеты по состоянию на день подачи заявления, подписанные заемщиком и заверенные аудитором, включая отчет о прибылях и убытках и баланс;
6. справка о трудоустройстве и размере заработной платы заемщика, если им является физическое лицо;
7. расчеты, подготовленные уполномоченным работником банка, подтверждающим способности заемщика обеспечить достаточный поток денег, необходимых для совершения платежей по возврату кредита;
8. решение соответствующего органа банка об одобрении выдачи кредита по срокам и другим условиям;
9. документы, подтверждающие цель использования кредита;
10. бизнес-план юридического лица, а также финансовая отчетность и отчет о движении денег на момент получения кредитов;
11. справки органов налоговых служб об отсутствии задолженности по налогам и отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды на момент выдачи кредита;
12. сведения об открытых банковских счетах в других банках. Если заемщик является агентом другого лица по получению данного кредита в полном объеме или какой либо его части, то к досье должна быть приложена копия документа, удостоверяющего полномочия заемщика как агента, в котором указана сумма кредита и цель использования его действительным получателем.
Если предоставленный кредит обеспечен залогом в виде недвижимости, то дополнительная документация должна включать в себя: оригинал заключенного договора об ипотеке с отметкой о его государственной регистрации; документ об оценке, подтверждающий и доказывающий рыночную стоимость заложенного имущества; документы подтверждающую покупную цену заложенного имущества, если кредит выдан для приобретения этого имущества.
Так же к кредитному досье прилагается договор о залоге, информация о предмете залога и методах определения его стоимости. По кредиту, исполнение обязательства обеспеченно гарантией или поручительством, к досье приобщаются следующие дополнительные документы: договор гарантии или поручительства; заключение аудиторской организации или аудитора, подтверждающие удовлетворительное финансовое состояние гаранта или поручителя; документы, подтверждающие полномочия лица на подписание гарантийного договора поручительства от имени поручителя, финансовую отчетность на последнюю отчетную дату, предшествующую выдаче кредита./8/
Анализ кредитоспособности должен проводится на основании накапливаемых данных в бухгалтерской и статистических отчетов заемщика, на дополнительной информации, в качестве которой могут использоваться публикации в прессе, сведения, полученные из конфиденциальных источников о фактах частой задержки предприятием платежей, его необязательность с партнерами, об использовании недобросовестных приемов конкурентной борьбы, аморальном поведении собственников или руководства предприятия и т.п. Для чего и собственно говоря, заводится кредитное досье. Это позволяет не только самому лучше разобраться и правильнее оценить деятельность той или иной организации.
Не умаляя значения дополнительной, следует подчеркнуть, что главным способом оценки кредитоспособности предприятия является анализ его бухгалтерской отчетности, на основе которого рассчитывается ряд таких финансовых показателей как различные коэффициенты ликвидности, покрытия, рентабельности и т.д. Данные для такого анализа берутся минимум за три отчетных периода.
Анализ бухгалтерской отчетности необходим как на стадии представления кредита, так и в процессе контроля за его использованием. Для кредитной организации представляет интерес не только данные всех форм бухгалтерской отчетности за предшествующий период, но и развернутая характеристика отдельных статей отчетности, которая дается в пояснительной записке. Достоверные данные бухгалтерской отчетности дают основание кредитору выработать объективное мнение о целесообразности предоставления кредита, тем самым, снизив риск его невозвращения./9/
Информация о работе Шпаргалка к государственному экзамену по специальности "Банковское дело"