Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа
В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2
1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2
1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22
1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33
1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33
1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34
1.3.3 Временная администрация. 41
1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48
Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50
2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50
2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58
2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66
В связи с этим
крупные банки экономически развитых
стран начинают менять свою стратегию
- они отдают предпочтение росту
прибыли активов и стремятся
повысить эффективность работы, а
не расширять свое участие на рынке.
Расширение филиалов можно рассматривать
как экстенсивный путь развития, повышение
эффективности использования
Агрессивная политика
российских банков должна проявляться
не столько в расширении присутствия
на финансовом рынке через создание
сети филиалов и отделений, сколько
в расширении спектра банковских
услуг. Но прежде чем вводить новый
финансовый продукт, необходимо проанализировать
все связанные с ним риски.
Если с учетом рисков установленная
цена на новый продукт не дает разумной
доходности, от него надо отказаться. Многие
банки делают ошибку, вводя новый
финансовый продукт только потому,
что другие банки его предлагают,
и не заботятся о соотношении
риска и дохода.
Управление собственным
капиталом.
Недостаточно
При управлении собственным
капиталом необходимо сочетание
прибыльности и ликвидности. Таким
образом, расширение активов и пассивов
без соответствующего прироста собственного
капитала может привести к неспособности
покрыть потенциальные
Существует несколько
источников формирования собственного
капитала:
·
выпуск акций;
·
продажа долговых обязательств;
·
прирост резервов на покрытие непогашенных
ссуд и распределенная прибыль;
·
внебалансовая деятельность банка.
Выпуск акций, по
мнению автора, является наиболее привлекательным
способом увеличения собственного капитала,
поскольку акции, как ценные бумаги,
означают права совладельца и
по существующему законодательству
банк-эмитет не обязан выкупать эти ценные
бумаги у акционеров. Кроме того, размер
дивидендов, выплачиваемых акционерам,
определяется собранием акционеров, но
не может быть больше рекомендованного
Советом директоров банка. Таким образом,
отношение дивидендов к сумме, полученной
банком прибыли, определяется специалистами
банка. Кроме того, даже в случае положительного
сальдо банк может отказаться выплачивать
дивиденды, мотивируя это решение необходимостью
повышения устойчивости банка.
Использование долговых
обязательств является, по мнению автора,
менее привлекательным способом
увеличения собственного капитала, например,
так как невозможность
Безопасность банка,
его ликвидность значительно
повышаются при росте избыточных
резервов, что крайне невыгодно банкам,
так как снижается при прочих
равных условиях их доходность.
Управление собственным
капиталом предполагаем обязательный
анализ достаточности капитала по отношению
к общей сумме вкладов, обшей сумме активов
и активов с повышенным риском.
Коэффициенты достаточности
капитала рассчитываются по формулам:
К
Ар - Рц - Рк - Рд
1) Н1=
где Ар - сумма активов
банка, взвешенных с учетом риска;
Рц - общая величина
созданного резерва под обесценение ценных
бумаг;
Рк - общая величина
резерва на возможные потери по ссудам,
образованного под ссуды 2 - 4 категорий
риска;
Собственный капитал
Рд - общая величина
резервов на возможные потери по прочим
активам и по расчетам с дебиторами.
Собственный капитал
Общая сумма активов
2) достаточность
капитала=
Собственный капитал
Активы с повышенным
риском
3) достаточность
капитала=
Первых коэффициент
– это норматив достаточности
капитала, который устанавливает
Банк России.
Коэффициенты “2),
3)” указывают предельную сумму
убытков того или иного рода, при
которых оставшийся капитал достаточен
для обеспечения средств вкладчиков.
Одной важной частью
управления собственным капиталом
является план кризисного обеспечения
ресурсами. Он определяет обеспечение
потребностей банка в наличности
в случае экстренного давления на
ликвидность. Такая ситуация, как
показала наша недавняя история, возможна
(это происходило в конце лета
и осенью 1998 года). Давление на ликвидность
могут вызывать и внешние факторы:
военные действия правительства
и связанное с этим неизбежное
усиление гиперинфляции, обвал рубля,
замораживание выплат по государственным
ценным бумагам и т.д. Кризисный
план должен анализировать стабильность
и объем ресурсов, рыночную стоимость
банковских активов, забалансовый риск,
а также доступность ресурсов, которые
должны заменить в балансе менее устойчивые
пассивы. Поскольку в экстремальных ситуациях
(например, банковская паника) необходимо
действовать быстро, кризисный план должен
быть полностью документирован и понят
управляющими.
Внутренняя политика
банка должна быть направлена на предотвращение
основных причин банкротств: потери активов
за счет просроченных ссуд или падения
рыночной стоимости ценных бумаг; неликвидность;
убытки от основной деятельности; рост
издержек, поскольку банковское дело чрезвычайно
трудоемкое; предупреждение преступлений
со стороны высококвалифицированных специалистов,
коррупции. Кроме того, внутренняя политика
банка должна быть направлена на привлечение
наиболее квалифицированных специалистов,
поскольку качественное управление - главное
условие прибыльной и надежной работы
банка, особенно в период экономических
кризисов.
Успех или неудача
многих коммерческих банков изначально
предопределяется их организационной
структурой. В наших, российских банках,
как правило, не уделяется достаточного
внимания работе аналитического отдела,
стратегическому планированию и
управлению. Естественно, что при
такой организации не могут быть
успешными многие операции на финансовом
рынке, причем именно те операции, которые
в силу неопределенности будущего могут
дать большой доход, поскольку только
высококвалифицированные
1.3.
Меры по предупреждению
1.3.1
Меры по предупреждению
В соответствии со статьей
3 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций"
существуют следующие меры по предупреждению
банкротства кредитных
1) финансовое оздоровление
кредитной организации;
2) назначение временной
администрации по управлению
кредитной организацией (далее -
временная администрация);
3) реорганизация
кредитной организации.
Данные мероприятия
осуществляются при возникновении
в банке следующих условий:
·
не удовлетворяет неоднократно на протяжении
последних шести месяцев
·
не удовлетворяет требования отдельных
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) не исполняет обязанность
по уплате обязательных платежей в
сроки, превышающие три дня с
момента наступления даты их удовлетворения
и (или) даты их исполнения, в связи
с отсутствием или
·
допускает абсолютное снижение собственных
средств (капитала) по сравнению с
их (его) максимальной величиной, достигнутой
за последние 12 месяцев, более чем
на 20 процентов при одновременном
нарушении одного из обязательных нормативов,
установленных Банком России;
·
нарушает норматив достаточности собственных
средств (капитала), установленный Банком
России;
· нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов.
1.3.2
Меры по финансовому
Мероприятия по финансовому
оздоровлению (санации) могут проводится
либо по инициативе руководителя кредитной
организации либо по требованию Банка
России.
Руководитель кредитной
организации в случае возникновения
обстоятельств, перечисленных выше,
в течение 10 дней с момента их
возникновения обязан обратиться в
совет директоров (наблюдательный совет)
кредитной организации, а если его
образование не предусмотрено ее
учредительными документами - к общему
собранию учредителей (участников) кредитной
организации с ходатайством об осуществлении
мер по финансовому оздоровлению
кредитной организации или с
ходатайством о реорганизации кредитной
организации при условии, что причины
возникновения указанных обстоятельств
не могут быть устранены исполнительными
органами кредитной организации. Это ходатайство
должно содержать рекомендации о формах,
характере и сроках осуществления мер
по финансовому оздоровлению.
Органы управления
кредитной организации, которым
было направлено ходатайство, должны рассмотреть
его и принять решение по направленному
ходатайству в течение 10 дней с
момента получения и уведомить
о принятом решении Банк России.
Если же органы управления
(учредители) отказались принять участие
в осуществлении мер по ее финансовому
оздоровлению или реорганизации
либо не приняли соответствующего решения
в срок, руководитель банка должен
обратиться с этим ходатайством в
Банк России.
Во втором случае
Центральный банк, в соответствии
со статьей 4 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций" и статьей 75 Федерального
закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)",
вправе направить в кредитную
организацию требование об осуществлении
мер по ее финансовому оздоровлению
при наличии оснований
Когда руководитель
банка получает требования от ЦБ РФ,
он обязан обратиться в органы управления
кредитной организации (срок 5 дней),
с ходатайством об осуществлении
мер по финансовому оздоровлению кредитной
организации или с ходатайством о реорганизации
кредитной организации.
При получении требования
Банка России об осуществлении мер
по финансовому оздоровлению кредитной
организации до момента получения
разрешения Банка России кредитная
организация не может принимать
решение о распределении
Банк России вправе
требовать у кредитной
· оценку финансового
состояния кредитной
· указание
на формы и размеры участия
учредителей (участников) кредитной
организации и иных лиц в ее
финансовом оздоровлении;
· меры по
сокращению расходов на содержание кредитной
организации;
Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации