Механизм предотвращения банкротства кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.

Содержание

Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2


1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2


1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22


1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33


1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33


1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34


1.3.3 Временная администрация. 41


1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48


Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50


2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50


2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58


2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ х.docx

— 100.67 Кб (Скачать)

У банков-корреспондентов  кредитных организаций возникали  вопросы по поводу выставленных инкассовых поручений на взыскание денежных средств по исполнительным документам со счетов кредитной организации (банка-респондента), у которой отозвана лицензия на осуществление  банковских операций. Для разъяснения  этого вопроса ЦБ РФ выпустил Письмо от 18 июня 1998 г. N 137-Т "Об исполнении банками-корреспондентами требований пункта 4 Положения Банка  России от 2.04.96 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций  в Российской Федерации". 

В соответствии с  абзацем первым пункта 4 Положения  Банка России от 2.04.96 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных  организаций в Российской Федерации" при получении приказа Банка  России об отзыве у кредитной организации-респондента  лицензии на осуществление банковских операций кредитные организации-корреспонденты прекращают все приходные и расходные  операции по балансовым и внебалансовым счетам данной кредитной организации, в том числе операции по перечислению денежных средств по назначению (при наличии их на корреспондентском счете в сумме, достаточной для исполнения принятого документа). Не производится также помещение расчетных документов в картотеку к внебалансовому счету N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" (при отсутствии денежных средств на счете банка-респондента или их недостаточности). Все поступающие от взыскателей в этот период расчетные документы, в том числе инкассовые поручения на взыскание денежных средств по исполнительным документам, подлежат возврату.  

Кредитная организация-корреспондент  вправе совершать по счетам кредитной  организации-респондента операции, предусмотренные пунктами 2.1, 5, 6 Положения  Банка России от 2.04.96 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных  организаций в Российской Федерации". В частности, операции, касающиеся получения  дебиторской задолженности и  доходов от ранее проведенных  банковских операций, а также расходования денежных средств, связанных с продолжением функционирования кредитной организации. 

 Для более полного  удовлетворения требований кредиторов  и вкладчиков ликвидируемых кредитных  организаций, сокращения времени  ликвидационных процедур БР выпустил  Письмо от 22 июня 1998 г. N 04-33-3/2442.   

В этом письме он просил направить в адрес Департамента по организации банковского санирования  информацию об активах кредитных  организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, подлежащих продаже (реализации) в процессе ликвидации. Данная информация должна быть представлена конкурсными (арбитражными) управляющими с согласия комитета кредиторов. 

Так же у кредитных  организаций возникали вопросы  по поводу порядка предоставления Банком России кредитов, банкам проводящим мероприятия по финансовому оздоровлению проблемной кредитной организации. Эти вопросы разъяснились с выпуском Положения ЦБР от 25 июня 1998 г. № 38-П "О порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации".  Согласно ст.36 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указанные кредиты могут предоставляться банкам-санаторам в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Кредиты предоставляются банку-санатору, который осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка, банкротство которого может угрожать стабильности банковской системы. При этом банк санатор должен быть  отнесен к категории финансово стабильных банков в соответствии с критериями, установленными письмом Банка России от 28.05.97 N 457 "О критериях определения финансового состояния банков". Кредит предоставляется банку-санатору на покрытие недостатка его ликвидности, обусловленного осуществлением мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка. Этот кредит предоставляется в валюте Российской Федерации в размере не более 50% от объема финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, на срок до одного года по процентной ставке, устанавливаемой Советом директоров Банка России.  

По состоянию на 1 октября 1998 года по 174 кредитным организациям арбитражными судами были приняты решения  об их ликвидации в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако в 140 кредитных организациях судебные решения их учредителями (участниками) не выполнены. В ряде случаев созданные  учредителями (участниками) банка ликвидационные комиссии так и не приступили к  работе либо устранились от выполнения своих обязанностей. В соответствии с этим ЦБ РФ выпустил Письмо от 28 октября 1998 г. N 306-Т         "Об ускорении процесса ликвидации кредитных  организаций, осуществляемой по решению  арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации". В целях ускорения процесса ликвидации, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков рекомендуется территориальным учреждениям Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители (участники) которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в арбитражный суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора. Указанный порядок территориальным учреждениям Банка России следует применять также в случаях, когда решением суда на учредителей (участников) не возложена обязанность по осуществлению ликвидации кредитной организации.  Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока не приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае недостаточности имущества кредитной организации, территориальное учреждение Банка России должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору) обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации на основании статьи 174 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (с учетом требований статьи 9 указанного Федерального закона). 

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" №6-ФЗ не был приведен список документов необходимых для аннулирования  в Книге государственной регистрации  кредитных организаций записи о  регистрации кредитной организации. По этому 11 ноября 1998 года вышло Указание Банка России N 408-У "О перечне документов, необходимых для рассмотрения вопроса об аннулировании в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации кредитной организации". 

Этим Указанием  Центральный банк Российской Федерации  устанавливает перечень документов, необходимых для этого. 

При завершении ликвидации кредитной организации ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) обязана представить территориальному учреждению Банка России по месту  своего нахождения следующие документы: 

·        окончательный ликвидационный баланс с приложениями, предусмотренными абзацами первым - пятым пункта 4.5 Указания Банка  России от 19 декабря 1997 г. N 85-У "О порядке  составления промежуточного ликвидационного  баланса и окончательного ликвидационного  баланса кредитных организаций  и порядке их согласования территориальными учреждениями Банка России"; 

·        информационное письмо налоговой инспекции  о снятии кредитной организации  с учета; 

·        справку о взаиморасчетах кредитной  организации с Пенсионным фондом Российской Федерации; 

·        копию заявления в Фонд обязательного  медицинского страхования Российской Федерации о снятии с учета; 

·        копию уведомления, направленного  в Фонд социального страхования, о принятом решении о ликвидации кредитной организации и снятии ее с учета; 

·        копию уведомления, направленного  в Государственный фонд занятости  Российской Федерации, о ликвидации кредитной организации и снятии ее с учета в соответствии с  действующим законодательством  о занятости населения; 

·        копию уведомления, направленного  в Государственный комитет Российской Федерации по статистике, о ликвидации кредитной организации и снятии ее с учета в соответствии с  действующим законодательством  о статистической отчетности; 

·        акт о передаче архива кредитной  организации в учреждение Федеральной  архивной службы Российской Федерации, или о размещении архива в ином месте (у учредителей, в территориальном учреждении Банка России и др.), либо об утрате (уничтожении) архива (части архива), если архив или часть его утрачены (уничтожены); 

·        акт (акты) об уничтожении печатей  кредитной организации и ликвидационной комиссии (ликвидатора, конкурсного  управляющего); 

·        документы, подтверждающие закрытие филиалов и представительств кредитной организации; 

·        заявление о закрытии корреспондентского счета, открытого в территориальном  учреждении Банка России. 

В дополнение к этим документам ликвидационная комиссия (ликвидатор, конкурсный управляющий) в зависимости  от вида ликвидации представляет следующие  документы: 

q       при ликвидации по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации: 

v     копию публикации в средствах массовой информации о ликвидации кредитной организации и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторов; 

q            при добровольной ликвидации, осуществляемой учредителями (участниками): 

v     решение (протокол собрания) учредителей (участников) об утверждении окончательного ликвидационного баланса, а в случае осуществления ликвидационных процедур ликвидатором, назначенным арбитражным судом, - отчет ликвидатора, утвержденный этим арбитражным судом; 

q            при добровольном объявлении о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьями 181-182 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" или по статье 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в случае, если ликвидационные процедуры начаты до введения в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"): 

  

v     копии публикаций в "Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению объявления о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации; 

v     решение (протокол собрания) кредиторов с участием учредителей (участников) ликвидируемой кредитной организации об утверждении окончательного ликвидационного баланса; 

q            при ликвидации кредитной организации в порядке конкурсного производства по решению арбитражного суда: 

v     решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства; 

v     определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. 

Третий эта развития законодательства начался 25 февраля 1999 года с выходом Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» №40-ФЗ. Положения этого  закона  будут рассматриваться  далее, так что здесь будут выделены основные моменты данного закона: 

1.      Под  несостоятельностью (банкротством) кредитной  организации понимается признание  арбитражным судом ее неспособность  удовлетворить требования кредиторов  по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей. 

2.      В  соответствии со статьей 3 Федерального  закона "О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций" существуют  следующие меры по предупреждению  банкротства кредитных организаций: 

¨      финансовое оздоровление кредитной организации; 

¨      назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная  администрация); 

¨      реорганизация  кредитной организации. 

3.      При  банкротстве кредитной организации  применяются процедуры наблюдения  и конкурсное производство. При чем, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.   

4.      Руководитель  временной администрации должен  иметь аттестат руководителя  временной администрации. Аттестат  руководителя временной администрации  выдается Банком России лицу, имеющему лицензию арбитражного  управляющего и соответствующему  квалификационным требованиям Банка  России. Арбитражный управляющий  при банкротстве кредитной организации  должен иметь лицензию арбитражного  управляющего, выданную государственным  органом Российской Федерации  по делам о банкротстве и  финансовому оздоровлению, а также  соответствовать квалификационным  требованиям Банка России и  иметь аттестат, выданный Банком  России. 

В этом законе не указаны  квалификационные требования к руководителям  временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной  организации. В связи с этим было выпущено Положение ЦБР от 25 марта 1999 г. N 71-П "О порядке выдачи и  аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации  по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при  банкротстве кредитной организации". Оно регулировало вопросы по поводу объема квалификационных требований, порядка выдачи, продления и аннулирования  аттестатов Банка России руководителям  временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражным  управляющим при банкротстве  кредитных организаций. 

Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации