Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа
В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2
1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2
1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22
1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33
1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33
1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34
1.3.3 Временная администрация. 41
1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48
Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50
2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50
2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58
2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66
ДИПЛОМ
Тема: «Механизм предотвращения
банкротства кредитной
ПЛАН
Глава 1. Несостоятельность
(банкротство) кредитной организации.
2
1.1.
Развитие законодательства о
банкротстве кредитных
1.2.
Понятие несостоятельности
1.3.
Меры по предупреждению
1.3.1 Меры по предупреждению
банкротства кредитных
1.3.2
1.3.3
1.3.4
Глава 2. Порядок разработки
и оценки планов санации (финансового
оздоровления) кредитных организаций.........
2.1.
Порядок составления планов
2.2.
Порядок оценки
2.3.
Оценка реальности мероприятий,
Глава 3. Совершенствование
нормативной базы, регламентирующей
деятельность банков в Российской Федерации
и деятельности по предотвращению банкротства...................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Приложения....................
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации.
1.1.
Развитие законодательства о
банкротстве кредитных
Законодательная база
по вопросам банкротства кредитных
организаций пережила несколько
этапов развития.
С момента революции
1917 года и до 19 ноября 1992 года закона
регламентирующего процедуру
Первый этап начался
19 ноября 1992 года, когда Президентом
Российской Федерации был подписан
закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)
предприятий». Он вступил в силу
1 марта 1993 года. Этот закон определял
условия и порядок объявления
предприятия несостоятельным
Под несостоятельностью
(банкротством) предприятия в этом
законе понималась неспособность удовлетворить
требования кредитора по оплате товаров
(работ, услуг), включая неспособность
обеспечить обязательные платежи в
бюджет и внебюджетные фонды, в связи
с превышением обязательств должника
над его имуществом или в связи
с неудовлетворительной структурой
баланса должника.
В настоящее время
существует такая проблема, что кредитные
организации начавшие процедуру
банкротства по закону от 1992 года не
реагируют на различные требования
Центрального банка РФ, не высылают
отчетность о деятельности ликвидационных
комиссий и другую информацию. Так
как в соответствии с законом
«О несостоятельности (банкротстве) предприятий»
от 19 ноября 1992 года Центральный банк
не имеет ни каких рычагов воздействия
на ликвидационные комиссии кредитных
организаций и более того эти
комиссии подотчетны только арбитражному
суду и совету кредиторов кредитной
организации.
Этот закон на
практике либо не работал вообще, либо
при его применении возникало
множество проблем. Это происходило
из-за очень длительной процедуры (суд
выносил решения по данным вопросам
по истечению 3-х месяцев, а процедура
санации была затянута до 18 месяцев).
При этом во время выхода этого
закона был очень высокий уровень
инфляции, что еще более усугубляло
положение. Обобщая все вышесказанное,
можно сделать вывод, что этот
закон не решал вопросы, поставленные
экономической ситуацией. Этот закон
не был готов для применения к
кредитным организациям.
По этому, в период
с конца 1992 до начала 1998 года Центральный
банк выпустил ряд инструкций, положений,
писем и указаний по вопросам санации,
реорганизации и банкротства
кредитных организаций. Но эти документы,
в большинстве случаев, выходили
с отставанием от требований экономики.
Одним из первых документов
было Письмо ЦБР от 27 декабря 1993 г. N
15-2-4/1170. В нем разъяснялось содержание
ходатайства территориальных
Так же в законе не
были рассмотрены вопросы
Возможно, в тот
период при отсутствии рыночного
законодательства такая чрезвычайная
мера могла казаться ЦБ оправданной.
ЦБ ввел ее исходя из сложившейся объективной
ситуации на тот момент, когда навис
обвал множества финансовых пирамид,
построенных разными финансовыми
компаниями и банками; немало их руководителей
«ударилось в бега»; в обществе накалялась
атмосфера недовольства. Но некоторые
положения этого письма выглядят
сегодня странно. На пример, пункт 2
данного документа, где сказано, что «задачей
временной администрации является сохранение
или восстановление платежеспособности
банка в интересах его кредиторов и вкладчиков,
а также акционеров (пайщиков) и создание
работоспособного управленческого механизма,
обеспечивающего устранение выявленных
нарушений и осуществление других мер
по финансовому оздоровлению банка». Прежде
всего - насчет «сохранения» или «восстановления»
платежеспособности. Если банк платежеспособен,
то зачем допускать к его управлению каких-то
посторонних людей? Если банк потерял
платежеспособность, то наивно надеяться,
что временно пришедшие чиновники быстро
создадут «работоспособный управленческий
механизм», который восстановит платежеспособность
банка. Но одна из хитростей, заложенных
в документе, как раз состоит в том, что
восстанавливать платежеспособность
банка вовсе не обязательно - достаточно
"обеспечить устранение выявленных
нарушений". Только причем здесь финансовое
оздоровление банка?
Предположим, что
временная администрация
В настоящее время
деятельность временной администрации
регулируется Федеральным законом
от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ и Положением
ЦБР от 14 мая 1999 г. № 76-П "О временной
администрации по управлению кредитной
организацией".
С 1 января 1995 года была
введена в действие часть первая
ГК РФ. В статье 65 «Несостоятельность
(банкротство) юридического лица» записано,
что юридическое лицо, являющееся
коммерческой организацией, за исключением
казенного предприятия, а также
юридическое лицо, действующее
в форме потребительского кооператива
либо благотворительного или иного
фонда, по решению суда может быть
признано несостоятельным (банкротом),
если оно не в состоянии удовлетворить
требования кредиторов. Признание юридического
лица банкротом судом влечет его
ликвидацию.
В статье 64. «Удовлетворение
требований кредиторов» определен
порядок удовлетворения требований
кредиторов:
·
в первую очередь удовлетворяются
требования граждан, перед которыми
ликвидируемое юридическое лицо
несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью,
путем капитализации
·
во вторую очередь производятся расчеты
по выплате выходных пособий и
оплате труда с лицами, работающими
по трудовому договору, в том числе
по контракту, и по выплате вознаграждений
по авторским договорам;
·
в третью очередь удовлетворяются
требования кредиторов по обязательствам,
обеспеченным залогом имущества
ликвидируемого юридического лица;
·
в четвертую очередь погашается
задолженность по обязательным
платежам в бюджет и во внебюджетные
фонды;
·
в пятую очередь производятся
расчеты с другими кредиторами
в соответствии с законом.
В статье 11 закона РФ
«О несостоятельности (банкротстве) предприятий»
говорилось, что можно обратится
в суд с заявлением о признании
кредитной организации
Данное Положение
разъясняет вопросы, связанные с
функционированием кредитных
В соответствии с
этим Положением существуют следующие
причины отзыва лицензии:
· недостоверность
сведений, на основании которых была
выдана лицензия;
· задержка
начала выполнения банковских операции
более чем на год со дня выдачи лицензии;
· установление
фактов недостоверности
Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации