Механизм предотвращения банкротства кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.

Содержание

Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2


1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2


1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22


1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33


1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33


1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34


1.3.3 Временная администрация. 41


1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48


Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50


2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50


2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58


2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ х.docx

— 100.67 Кб (Скачать)

ДИПЛОМ 

Тема: «Механизм предотвращения банкротства кредитной организации». 

ПЛАН 

Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2 

1.1.            Развитие законодательства о  банкротстве кредитных организаций  в РФ........ 2 

1.2.            Понятие несостоятельности кредитной  организации и факторы, влияние  которых может привести к банкротству  кредитной организации................................................................... 22 

1.3.            Меры по предупреждению банкротства  кредитных организаций.................... 33 

1.3.1 Меры по предупреждению  банкротства кредитных организаций  в соответствии с российским  законодательством.................................................................................... 33 

1.3.2                            Меры по финансовому оздоровлению  кредитной организации.        34 

1.3.3                                                                                          Временная администрация.        41 

1.3.4                                                                     Реорганизация кредитной организации.        48 

Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового  оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50 

2.1.            Порядок составления планов санации  (финансового оздоровления) кредитными  организациями............................................................................................................................ 50 

2.2.            Порядок оценки Территориальными  учреждениями Банка России планов  санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58 

2.3.            Оценка реальности мероприятий,  предусмотренных планом санации  (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66 

Глава 3. Совершенствование  нормативной базы, регламентирующей деятельность банков в Российской Федерации  и деятельности по предотвращению банкротства.................................................................................... 76 

Заключение.............................................................................................................................. 77 

Список использованной литературы.................................................................... 78 

Приложения.............................................................................................................................. 79 

Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации.

1.1.          Развитие законодательства о  банкротстве кредитных организаций  в РФ. 

Законодательная база по вопросам банкротства кредитных  организаций пережила несколько  этапов развития. 

С момента революции 1917 года и до 19 ноября 1992 года закона регламентирующего процедуру банкротства  не было. 

Первый этап начался 19 ноября 1992 года, когда  Президентом  Российской Федерации был подписан закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Он вступил в силу 1 марта 1993 года. Этот закон определял  условия и порядок объявления  предприятия несостоятельным должником  и осуществления конкурсного  производства по делам о банкротстве, а так же устанавливал очередность  удовлетворения требований кредиторов. В этом законе отдельно не рассматривались  вопросы о банкротстве кредитных  организаций, но существовала статья 11 «Об особенностях рассмотрения дел  о банках». Она гласит, что коммерческий банк или иное кредитное учреждение, их кредиторы, а так же прокурор вправе обратиться в арбитражный суд  с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным банком Российской Федерации.  

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия в этом законе понималась неспособность удовлетворить  требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность  обеспечить обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, в связи  с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи  с неудовлетворительной структурой баланса должника.  

В настоящее время  существует такая проблема, что кредитные  организации начавшие процедуру  банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ,  не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так  как в соответствии с законом  «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия  на ликвидационные комиссии кредитных  организаций и более того эти  комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной  организации.  

Этот закон на практике либо не работал вообще, либо при его применении возникало  множество проблем. Это происходило  из-за очень длительной процедуры (суд  выносил решения по данным вопросам по истечению 3-х месяцев, а процедура  санации была затянута до 18 месяцев). При этом во время выхода этого  закона был очень высокий уровень  инфляции, что еще более усугубляло положение. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что этот закон не решал вопросы, поставленные экономической ситуацией. Этот закон  не был готов для применения к  кредитным организациям.  

По этому, в период с конца 1992 до начала 1998 года Центральный  банк выпустил ряд инструкций, положений, писем и указаний по вопросам санации, реорганизации и банкротства  кредитных организаций. Но эти документы, в большинстве случаев, выходили с отставанием от требований экономики.  

Одним из первых документов было Письмо ЦБР от 27 декабря 1993 г. N 15-2-4/1170. В нем разъяснялось содержание ходатайства территориальных учреждений Банка России по отзыву лицензий у  кредитных организаций. В соответствии с этим письмом ходатайства должны содержать исчерпывающую информацию о нарушениях коммерческим банком банковского  законодательства и нормативных  актов Центрального банка Российской Федерации. Перечень видов этих нарушений  был приведен в этом письме. 

Так же в законе не были рассмотрены вопросы деятельности временной администрации. По этому  ЦБ РФ выпустил письмо от 31 августа 1994 г. № 106 «Временное положение о временной  администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями». В нем Банк России устанавливает порядок назначения и деятельности временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями. 

Возможно, в тот  период при отсутствии рыночного  законодательства такая чрезвычайная мера могла казаться ЦБ оправданной. ЦБ ввел ее исходя из сложившейся объективной  ситуации на тот момент, когда навис  обвал множества финансовых пирамид, по­строенных разными финансовыми  компаниями и банками; немало их руководителей  «ударилось в бега»; в обществе накалялась атмосфера недовольства. Но некоторые  положения этого письма выглядят сегодня странно. На пример, пункт 2 данного документа, где сказано, что «задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка». Прежде всего - насчет «сохранения» или «восстановления» платежеспособности. Если банк платежеспособен, то зачем допускать к его управлению каких-то посторонних людей? Если банк потерял платежеспособность, то наивно надеяться, что временно пришедшие чиновники быстро создадут «работоспособный управленческий механизм», который восстановит платежеспособность банка. Но одна из хитростей, за­ложенных в документе, как раз состоит в том, что восстанавливать платежеспособность банка вовсе не обязательно - достаточно "обеспечить устранение выявленных нарушений". Только причем здесь финансовое оздоровление банка? 

Предположим, что  временная администрация приходит в банк, не потерявший платежеспособности. Что тогда происходит? Сегодня  это сродни команде: «Спасайся кто может!». Клиенты и вкладчики банка, узнав о введении внешней администрации, сразу разбегаются в разные стороны. И не их вина, что они не верят в чудесные способности временных людей спасать банки и сохранять их деньги. Видимо, сам опыт российской действительности подсказывает здесь рациональное решение. Но если клиенты и вкладчики банка «побежали», то вряд ли такой банк устоит. Значит, возникнет ситуация неплатежеспособности. Через некоторое время банк станет работать уже с явными убытками, так как «осторожная» временная администрация «для порядка» обычно срывает рискованные сделки. С одной стороны, ей незачем рисковать, а с другой - без риска у банкиров, не бывает прибыли. Итак, временная администрация может окончательно «свалить» банк, вплотную подводя его вместо финансового оздоровления к лишению лицензии и процедуре банкротства. Возникает вопрос: «Кто и как за это должен отвечать?» В п. 12 Положения записано: «За ущерб, причиненный банку, руководитель и члены временной администрации несут установленную действующим законодательством ответственность. При этом недопустимо возложение ответственности за ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйственного риска». По действовавшему прежде законодательству никакой гражданской или уголовной ответственности за некачественное или безграмотное управление банком со стороны временной администрации не наступало и никого ни к какой ответственности нельзя было привлечь, если только члены временной администрации не занимались откровенным воровством средств.  

В настоящее время  деятельность временной администрации  регулируется Федеральным законом  от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ и Положением ЦБР от 14 мая 1999 г. № 76-П "О временной  администрации по управлению кредитной  организацией". 

С 1 января 1995 года была введена в действие часть первая ГК РФ. В статье 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица» записано, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением  казенного  предприятия,  а также  юридическое лицо,  действующее  в форме потребительского кооператива  либо благотворительного или иного  фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его  ликвидацию.  

В статье 64. «Удовлетворение  требований кредиторов» определен  порядок удовлетворения требований кредиторов:  

·        в первую очередь удовлетворяются  требования граждан,  перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью,  путем капитализации соответствующих  повременных платежей; 

·        во вторую очередь производятся расчеты  по выплате выходных пособий и  оплате труда с лицами,  работающими  по трудовому договору, в том числе  по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; 

·        в третью очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  ликвидируемого юридического лица; 

·        в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным  платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; 

·        в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами  в  соответствии с законом. 

В статье 11 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» говорилось, что можно обратится  в суд с заявлением о признании  кредитной организации банкротом  в случае, если ЦБ РФ отозвал лицензию на совершение банковских операций, но небыли указаны случаи при наступлении которых ЦБ РФ может отозвать лицензию. И Банк России выпускает положение «Об отзыве лицензии на осуществление Банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» № 264 от 02.04.96 г.  

Данное Положение  разъясняет вопросы, связанные с  функционированием кредитных организаций  после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций и контролем за их ликвидацией. Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений (национальных банков) Банка России (далее по тексту - территориальные учреждения Банка России), а также структурных подразделений Банка России согласно перечню, установленному Комитетом банковского надзора Банка России, и оформляется Приказом Банка России. 

В соответствии с  этим Положением существуют следующие  причины отзыва лицензии: 

·    недостоверность  сведений, на основании которых была выдана лицензия; 

·    задержка начала выполнения банковских операции более чем на год со дня выдачи лицензии; 

·    установление фактов недостоверности предоставленных  отчетных данных; 

Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации