Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа
В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2
1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2
1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22
1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33
1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33
1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34
1.3.3 Временная администрация. 41
1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48
Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50
2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50
2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58
2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66
· осуществление
операции не предусмотренных лицензией;
· неисполнение
требований федеральных законов, регулирующих
банковскую деятельность, а также
нормативных актов Банка
· неспособность
удовлетворения требований кредиторов
по денежным обязательствам и (или) обязанность
по перечислению денежных средств в
бюджет и внебюджетные фонды в
течении одного месяца с наступления
даты их исполнения;
· при неоднократном
неисполнении в течение одного года требований
о взыскании денежных средств со счетов
клиентов банка по исполнительным документам
арбитражных судов.
Законом РФ «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий» не было
определено, в каком случае Банк
России может обратиться в арбитражный
суд с заявление о признании
кредитной организации банкротом и
ЦБ РФ выпустил Письмо от 22 мая 1996 г. N 283
"О порядке обращения в арбитражный
суд". В нем разъясняется в каких случаях
Банк России имеет право обратиться в
арбитражный суд с иском о ликвидации
кредитной организации.
В соответствии со
ст. 75 Федерального Закона "О Центральном
банке РФ (Банке России)" в случае невыполнения
кредитными организациями в установленный
ЦБ РФ срок предписаний об устранении
нарушений, а также в случае, если эти нарушения
или совершаемые кредитными организациями
операции создали реальную угрозу интересам
кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе
потребовать от кредитной организации
осуществления мероприятий по ее финансовому
оздоровлению. Эти мероприятия в законе
«О несостоятельности (банкротстве) предприятий»
назывались санацией. Но в этом законе
не был установлен порядок разработки
кредитными организациями планов санации
и рассмотрения их главными территориальными
управлениями (национальными банками)
Банка. Этот порядок был описан в Письме
ЦБР от 22 ноября 1996 г. N 363 "О планах санации
кредитных организаций". Так же по этому
вопросу было выпущено Письмо ЦБР от 30
апреля 1997 г. N 443 "О методических рекомендациях
по составлению планов санации кредитными
организациями". Так же работники Банка
России используют Письмо ЦБР от 8 сентября
1997 г. N 513 "О методических рекомендациях
о порядке оценки мероприятий по финансовому
оздоровлению (планов санации) кредитной
организации" для оценки реальности
мероприятий по финансовому оздоровлению,
указанных в планах санации предоставляемых
кредитными организациями в Банк России.
В законе 1992 года не
говорится о порядке
В целях совершенствования
методики банковского надзора за
деятельностью банков и обеспечения
лучших условий применения к ним
адекватных мер надзорного реагирования
Банк России выпустил Письмо от 28 мая 1997
г. № 457 "О критериях определения
финансового состояния банков".
В соответствии этим письмом все
банки можно разделить на 2 категории:
·
1 категория. Финансово стабильные банки:
q
Группа 1. Банки без признаков финансовых
затруднений.
q
Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки
в деятельности.
·
2 категория. Проблемные банки:
q
Группа 3. Банки, испытывающие серьезные
финансовые трудности.
q
Группа 4. Банки, находящиеся в критическом
финансовом положении.
Краткая характеристика
групп:
Группа 1. Отсутствуют
признаки проблемности. Банк выполняет
все требования действующего законодательства
и Банка России, включая пруденциальные
нормы деятельности.
Группа 2. Имеются
отдельные недостатки в деятельности.
При этом финансовые трудности носят,
главным образом, потенциальный
характер, хотя могут присутствовать
их отдельные материальные признаки.
Непосредственная угроза интересам
кредиторов и клиентов банка отсутствует.
Под материальными
признаками финансовых трудностей понимается,
прежде всего, ухудшение в состоянии
капитала (снижение величины капитала)
и ликвидности (возникновение и
увеличение продолжительности неплатежей
в связи с отсутствием средств
на корсчетах банка).
Ко второй группе
относятся банки, имеющие как
минимум один из перечисленных ниже
признаков:
·
невыполнение отдельных пруденциальных
норм деятельности;
·
наличие на анализируемую отчетную
дату неоплаченных платежных и других
расчетных документов клиентов и
банка в связи с отсутствием средств
на корреспондентском счете банка от одного
до трех дней;
·
снижение абсолютной величины собственных
средств (капитала) банка в размере
от 5 до 10% их максимального значения
за последние двенадцать месяцев
функционирования банка, но не ниже уровня
фактически оплаченного уставного
капитала;
·
выявление недостатков в
·
поступление жалоб кредиторов и
клиентов банка, жалоб на деятельность
филиалов банка от территориальных
управлений Банка России, отсутствие
положительного аудиторского заключения
в случае, если эти жалобы и т.п.
не подтверждены сведениями об испытываемых
банком финансовых трудностях, вытекающими
из отчетных документов и иной информации
(например, о наличии просроченной
задолженности по платежным и
другим расчетным документам);
·
неблагоприятные изменения в
положении или составе
·
другие признаки, позволяющие судить
об отдельных недостатках в
При наличии у
банка двух и более приведенных
выше признаков либо одновременном
невыполнении нескольких пруденциальных
норм, наличии иной информации, позволяющей
территориальному учреждению Банка России
сделать вывод о существовании серьезных
проблем в деятельности банка, главные
управления (национальные банки) Банка
России вправе отнести его к менее "благополучной"
группе проблемности.
Меры надзорного
реагирования со стороны Банка России
к банкам, отнесенным к данной группе,
зависят от характера причин, вызывавших
эти проблемы, и могут варьироваться
от рекомендаций и предупреждений до
направления предписаний об устранении
указанных недостатков, взыскании
штрафа.
Группа 3. Проблемы носят
выраженный характер. Существует реальная
угроза интересам кредиторов, клиентов
и участников банка. К третьей
группе относятся банки, имеющие
как минимум один из перечисленных
ниже признаков:
·
наличие на анализируемую отчетную
дату неоплаченных платежных и других
расчетных документов клиентов и
банка в связи с отсутствием
средств на корреспондентском счете
банка от 4 до 30 дней подряд;
·
снижение абсолютной величины собственных
средств (капитала) банка на 10% и более
против их максимального значения за
последние двенадцать месяцев функционирования
банка, но не ниже уровня фактически оплаченного
уставного капитала;
·
выявление серьезных
·
непредставление на текущую отчетную
дату (представление с задержкой
на 5 рабочих дней и более) требуемых
форм отчетности, если аналогичные
нарушения не допускались в течение
последних пяти месяцев, предшествующих
анализируемой дате.
Меры надзорного
реагирования могут включать перечисленные
выше, а также требования к банку
по разработке программы финансовой
стабилизации и контроля за ее выполнением,
введение ограничений и/или запретов
на осуществление отдельных
Группа 4. Проблемы приобрели
наиболее острый или/и затяжной характер.
К четвертой группе
относятся банки, имеющие как
минимум один из перечисленных ниже
признаков:
·
наличие на анализируемую отчетную
дату неоплаченных платежных и других
расчетных документов клиентов и
банка в связи с отсутствием
средств на корсчете свыше 30 дней подряд;
·
снижение абсолютной величины собственных
средств (капитала) банка до уровня
ниже размера фактически оплаченного
уставного капитала;
·
повторное выявление серьезных
недостатков в бухгалтерском
учете и отчетности (значительное
завышение либо занижение финансового
результата, завышение величины капитала,
заведомо неправильная классификация
кредитов и т.д.);
·
непредставление (представление с
задержкой на 5 рабочих дней и
более) требуемых форм отчетности на
две отчетные даты, включая анализируемую
за последние шесть месяцев.
Меры надзорного
реагирования в зависимости от значимости
данного банка для экономики
страны (региона) могут включать требование
к участникам банка об изыскании
реальных источников рекапитализации,
о замене руководителей и/или главного
бухгалтера банка, введение ограничений
и/или запретов на осуществление отдельных
банковских операций, введение временной
администрации по управлению банком, стимулирование
мероприятий по реорганизации банка либо
направлению в Центральный банк Российской
Федерации ходатайства об отзыве лицензии
на осуществление банковских операций.
Второй период начался
8 января 1998 г. когда вступил в
силу федеральный закон № 6-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)". Этот
закон был принят из-за проблем
применения закона РФ «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий» от 19 ноября
1992 года. В этом законе рассматривается
не только предприятия, но были выделены
параграфы по вопросам банкротства
страховых компаний, банков, граждан
и т.д. Этот закон является более
проработанным чем предыдущий. В нем более
подробно рассмотрены все меры по выведению
предприятия из кризисной ситуации, а
также процедура банкротства. По этому
закону сокращаются сроки рассмотрения
дел в арбитражном суде (он должен вынести
решение в течение 1 месяца) и сокращается
срок внешнего управления до 12 месяцев.
Федеральный закон
№6-ФЗ устанавливает основания
Под несостоятельностью
(банкротством) в соответствии с
этим законом понимается признанная
арбитражным судом или
При рассмотрении дела
о банкротстве должника - юридического
лица применяются следующие
·
наблюдение;
·
внешнее управление;
·
конкурсное производство;
·
мировое соглашение;
·
иные процедуры банкротства, предусмотренные
Федеральным законом №6-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)".
Этот закон предусматривает
следующую меру по предупреждению банкротства
организаций: собственником имущества
должника - унитарного предприятия, учредителями
(участниками) должника - юридического
лица, кредиторами должника - юридического
лица и иными лицами в рамках мер
по предупреждению банкротства должнику
может быть предоставлена финансовая
помощь в размере, достаточном для
погашения денежных обязательств и
обязательных платежей и восстановления
платежеспособности должника (досудебная
санация).
В законе написано, что
при рассмотрении дел банкротстве
кредитных организаций следует
применять Федеральный закон
«О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций». Но этот закон вышел
только в феврале 1999 года. Соответственно
Центральному банку пришлось регламентировать
вопросы, которые не учтены в Федеральном
законе «О несостоятельности (банкротстве)».
Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации