Механизм предотвращения банкротства кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.

Содержание

Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2


1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2


1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22


1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33


1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33


1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34


1.3.3 Временная администрация. 41


1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48


Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50


2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50


2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58


2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ х.docx

— 100.67 Кб (Скачать)

·    осуществление  операции не предусмотренных лицензией; 

·    неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также  нормативных актов Банка России; 

·    неспособность  удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанность  по перечислению денежных средств в  бюджет и внебюджетные фонды в  течении одного месяца  с наступления даты их исполнения; 

·    при неоднократном неисполнении в течение одного года требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка по исполнительным документам арбитражных судов. 

Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»  не было определено, в каком случае Банк России может обратиться в арбитражный  суд с заявление о признании  кредитной организации банкротом и ЦБ РФ выпустил Письмо от 22 мая 1996 г. N 283 "О порядке обращения в арбитражный суд". В нем разъясняется в каких случаях Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации. 

 В соответствии со ст. 75 Федерального Закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" в случае невыполнения кредитными организациями в установленный ЦБ РФ срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитными организациями операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению. Эти мероприятия в законе «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» назывались санацией. Но в этом законе не был установлен порядок разработки кредитными организациями планов санации и рассмотрения их главными территориальными управлениями (национальными банками) Банка. Этот порядок был описан в Письме ЦБР от 22 ноября 1996 г. N 363 "О планах санации кредитных организаций". Так же по этому вопросу было выпущено Письмо ЦБР от 30 апреля 1997 г. N 443 "О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями". Так же работники Банка России используют Письмо ЦБР от 8 сентября 1997 г. N 513 "О методических рекомендациях о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации" для оценки реальности мероприятий по финансовому оздоровлению, указанных в планах санации предоставляемых кредитными организациями в Банк России. 

В законе 1992 года не говорится о порядке составления  промежуточного ликвидационного баланса  кредитной организации и ЦБ РФ 19 декабря 1997 г выпустил Указание № 85-У "О порядке составления  промежуточного ликвидационного баланса  и окончательного ликвидационного  баланса кредитных организаций  и порядке их согласования территориальными учреждениями Банка России". Оно  определяет требования по составлению  промежуточного ликвидационного и  окончательного ликвидационного балансов ликвидационными комиссиями (конкурсными  управляющими) кредитных организаций  и порядок согласования этих балансов территориальными учреждениями Банка  России. 

В целях совершенствования  методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения  лучших условий применения к ним  адекватных мер надзорного реагирования Банк России выпустил Письмо от 28 мая 1997 г. № 457 "О критериях определения  финансового состояния банков". В соответствии этим письмом все  банки можно разделить на 2 категории: 

·        1 категория. Финансово стабильные банки: 

q       Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений. 

q       Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности. 

·        2 категория. Проблемные банки: 

q       Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности. 

q       Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении. 

Краткая характеристика групп: 

Группа 1. Отсутствуют  признаки проблемности. Банк выполняет все требования действующего законодательства и Банка России, включая пруденциальные нормы деятельности. 

Группа 2. Имеются  отдельные недостатки в деятельности. При этом финансовые трудности носят, главным образом, потенциальный  характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные признаки. Непосредственная угроза интересам  кредиторов и клиентов банка отсутствует. 

Под материальными  признаками финансовых трудностей понимается, прежде всего, ухудшение в состоянии  капитала (снижение величины капитала) и ликвидности (возникновение и  увеличение продолжительности неплатежей в связи с отсутствием средств  на корсчетах банка). 

Ко второй группе относятся банки, имеющие как  минимум один из перечисленных ниже признаков: 

·        невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности; 

·        наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и  банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от одного до трех дней; 

·        снижение абсолютной величины собственных  средств (капитала) банка в размере  от 5 до 10% их максимального значения за последние двенадцать месяцев  функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного  капитала; 

·        выявление недостатков в бухгалтерском  учете и отчетности (завышение  либо занижение финансового результата, величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.); 

·        поступление жалоб кредиторов и  клиентов банка, жалоб на деятельность филиалов банка от территориальных  управлений Банка России, отсутствие положительного аудиторского заключения в случае, если эти жалобы и т.п. не подтверждены сведениями об испытываемых банком финансовых трудностях, вытекающими  из отчетных документов и иной информации (например, о наличии просроченной задолженности по платежным и  другим расчетным документам); 

·        неблагоприятные изменения в  положении или составе участников и руководителей банка (неудовлетворительное финансовое состояние собственников  банка, привлечение в оборот банка  капитала сомнительного происхождения  и т.п.); 

·        другие признаки, позволяющие судить об отдельных недостатках в деятельности банка (по результатам анализа бухгалтерской, финансовой отчетности и другой имеющейся  в территориальном учреждении Банка  России). 

При наличии у  банка двух и более приведенных  выше признаков либо одновременном  невыполнении нескольких пруденциальных норм, наличии иной информации, позволяющей территориальному учреждению Банка России сделать вывод о существовании серьезных проблем в деятельности банка, главные управления (национальные банки) Банка России вправе отнести его к менее "благополучной" группе проблемности.  

Меры надзорного реагирования со стороны Банка России к банкам, отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызывавших эти проблемы, и могут варьироваться  от рекомендаций и предупреждений до направления предписаний об устранении указанных недостатков, взыскании  штрафа. 

Группа 3. Проблемы носят  выраженный характер. Существует реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка. К третьей  группе относятся банки, имеющие  как минимум один из перечисленных  ниже признаков: 

·        наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и  банка в связи с отсутствием  средств на корреспондентском счете  банка от 4 до 30 дней подряд; 

·        снижение абсолютной величины собственных  средств (капитала) банка на 10% и более  против их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного  уставного капитала; 

·        выявление серьезных недостатков  в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение  финансового результата, завышения  величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.); 

·        непредставление на текущую отчетную дату (представление с задержкой  на 5 рабочих дней и более) требуемых  форм отчетности, если аналогичные  нарушения не допускались в течение  последних пяти месяцев, предшествующих анализируемой дате. 

Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные  выше, а также требования к банку  по разработке программы финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение временной администрации  по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка. 

Группа 4. Проблемы приобрели  наиболее острый или/и затяжной характер. 

К четвертой группе относятся банки, имеющие как  минимум один из перечисленных ниже признаков: 

·        наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и  банка в связи с отсутствием  средств на корсчете свыше 30 дней подряд; 

·        снижение абсолютной величины собственных  средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного  уставного капитала; 

·        повторное выявление серьезных  недостатков в бухгалтерском  учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового  результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация  кредитов и т.д.); 

·        непредставление (представление с  задержкой на 5 рабочих дней и  более) требуемых форм отчетности на две отчетные даты, включая анализируемую за последние шесть месяцев. 

Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости данного банка для экономики  страны (региона) могут включать требование к участникам банка об изыскании  реальных источников рекапитализации, о замене руководителей и/или главного бухгалтера банка, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. 

Второй период начался 8 января 1998 г. когда вступил в  силу федеральный закон № 6-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)". Этот закон был принят из-за проблем  применения закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года. В этом законе рассматривается  не только предприятия, но были выделены параграфы по вопросам банкротства  страховых компаний, банков, граждан  и т.д. Этот закон является более  проработанным чем предыдущий. В нем более подробно рассмотрены все меры по выведению предприятия из кризисной ситуации, а также процедура банкротства. По этому закону сокращаются сроки рассмотрения дел в арбитражном суде (он должен вынести решение в течение 1 месяца) и сокращается срок внешнего управления до 12 месяцев.  

Федеральный закон  №6-ФЗ устанавливает основания признания  должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей  несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. 

Под несостоятельностью (банкротством) в соответствии с  этим законом понимается признанная арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое  лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.  

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры  банкротства: 

·        наблюдение; 

·        внешнее управление; 

·        конкурсное производство; 

·        мировое соглашение; 

·        иные процедуры банкротства, предусмотренные  Федеральным законом №6-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)". 

Этот закон предусматривает  следующую меру по предупреждению банкротства  организаций: собственником имущества  должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника - юридического лица и иными лицами в рамках мер  по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для  погашения денежных обязательств и  обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация). 

В законе написано, что  при рассмотрении дел банкротстве  кредитных организаций следует  применять Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций». Но этот закон вышел  только в феврале 1999 года. Соответственно Центральному банку пришлось регламентировать вопросы, которые не учтены в Федеральном  законе «О несостоятельности (банкротстве)». 

Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации