Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 17:43, дипломная работа
В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. 2
1.1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ........ 2
1.2. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации................................................................... 22
1.3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.................... 33
1.3.1 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций в соответствии с российским законодательством.................................................................................... 33
1.3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. 34
1.3.3 Временная администрация. 41
1.3.4 Реорганизация кредитной организации. 48
Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций............................................................. 50
2.1. Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями............................................................................................................................ 50
2.2. Порядок оценки Территориальными учреждениями Банка России планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций......................................................... 58
2.3. Оценка реальности мероприятий, предусмотренных планом санации (финансового оздоровления) АКБ «Пример»................................................................................................ 66
Полномочия руководителей
кредитной организации, отстраненных
на период деятельности временной администрации
от исполнения своих обязанностей,
восстанавливаются после
Если виновными
действиями временной администрации
причинен вред кредитной организации,
то учредители (участники) кредитной
организации, владеющие в совокупности
не менее чем 1 процентом уставного
капитала кредитной организации, вправе
обратиться в арбитражный суд
с иском к руководителю временной
администрации о возмещении кредитной
организации реального ущерба. Учредители
(участники) кредитной организации,
владеющие в совокупности не менее
чем 1 процентом уставного капитала
кредитной организации, вправе обратиться
в арбитражный суд с иском
к Банку России о возмещении кредитной
организации реального ущерба, если
он нанесен в результате необоснованного
назначения временной администрации.
Неисполнение или
ненадлежащее исполнение руководителем
временной администрации своих
обязанностей, которое повлекло убытки
для кредитной организации, может
являться основанием для отзыва лицензии
арбитражного управляющего. В случае
неисполнения или ненадлежащего
исполнения руководителем временной
администрации своих
Сообщение о прекращении деятельности временной администрации публикуется Банком России в "Вестнике Банка России".
1.3.4
Реорганизация кредитной
Банк России вправе
требовать реорганизации
В случае получения
требования Банка России о реорганизации
кредитной организации ее руководитель
обязан в течение пяти дней с момента
его получения обратиться в органы
управления кредитной организации
с ходатайством о необходимости
реорганизации кредитной
Органы управления
кредитной организации обязаны
в срок не позднее 10 дней с момента
получения требования Банка России
о реорганизации известить Банк
России о принятом решении.
Слияние с более
сильным в финансовом отношении
партнером является одним из методов
оздоровления банка. Но, находясь в
слабой переговорной позиции, ищущая слияния
сторона будет пытаться завысить
свою стоимость или приуменьшить
серьезность своих проблем, в
то время как поглощающая сторона,
занимающая сильную позицию, будет
занижать эту стоимость. Поскольку
контролирующие органы заинтересованы
в том, чтобы слияние увенчалось
успехом, они должны иметь возможность
повлиять на ход переговоров, если стороны
будут придерживаться нереальных позиций.
Для приобретающей
банк стороны, слияние должно представлять
определенную ценность. Ею, например, может
быть клиентура поглощаемого банка,
сеть его отделений и/или занимаемая
им на рынке ниша, к которой поглощающий
партнер проявляет интерес. Нельзя
преувеличивать ценность таких элементов,
особенно в сопоставлении с расходами,
связанными со слиянием предприятий, трудностями,
возникающими при объединении двух
различных организаций, и необходимостью
произвести значительные вливания капитала.
Позиция на переговорах кандидата
на слияние, пытающегося таким образом
оздоровить банк, является довольно слабой.
Но в конце концов, если стороны не захотят
объединяться, никто не в силах принудить
их к этому.
Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций.
2.1.
Порядок составления планов
Кризисное состояние
банковской системы требует принятия
неотложных мер по ее укреплению и
поддержанию финансовой устойчивости.
В этой связи Банк России в целях
обеспечения стабильности и надежности
банковской системы, возложенной на
него Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» ужесточает и совершенствует
надзор за деятельностью кредитных
организаций. Важная роль в механизме
надзорных мер отводится
Санация, санирование
(от лат. sanatio – лечение, оздоровление)
- это система мероприятий, проводимых
для предотвращения банкротства кредитных
организаций.
Применительно к
кредитным организациям, испытывающим
финансовые трудности, под санацией
следует понимать разработку и осуществление
мер по восстановлению их платежеспособности[1].
Требование о разработке
плана санации предъявляется
к кредитным организациям за нарушение
некоторых пруденциальных норм деятельности.
План санации кредитной
организации составляется в соответствии
с требованиями нормативных актов
Банка России - письмом Банка России
от 21.11.96г. № 363 «О планах санации кредитных
организаций» и письмом Банка
России от 30.04.97г. № 443 «О методических
рекомендациях по составлению планов
санации кредитными организациями»
и содержит следующую информацию.
Часть 1. Оценка ситуации
в кредитной организации
1.1. Общие сведения
о кредитной организации
1.1.1. Идентификационные
сведения о кредитной
- полное официальное
наименование кредитной
- почтовый и юридический
адрес;
- номера и даты
выдачи лицензий; виды лицензий
и перечень ведущихся в
- наименование территориального
учреждения Банка России, осуществляющего
контроль за деятельностью кредитной
организации;
- банковские реквизиты
(коды (статистический, налоговый и
др.); БИК, номер корреспондентского
счета кредитной организации,
открытый в территориальном
- Ф.И.О., телефоны, факсы
членов наблюдательного и
1.1.2. Организационно-правовой
статус, структура уставного капитала
кредитной организации,
- организационно-правовая
форма кредитной организации;
- организационная
структура кредитной
- перечень участников
кредитной организации,
- количество участников
с разбивкой на юридических,
физических лиц, резидентов и
нерезидентов, а также сотрудников
банка с указанием доли каждой
из вышеперечисленных групп в
уставном капитале кредитной
организации;
- участие кредитной
организации в уставных
1.1.3. Структура органов
управления кредитной
- структура органов
управления кредитной
- характеристика
членов исполнительного органа (Ф.И.О.,
возраст, образование и
1.1.4. Кадровый состав
кредитной организации:
- количество сотрудников
кредитной организации всего,
в том числе руководящий
- размер фактического
среднемесячного фонда оплаты
труда за последний год и
других расходов, связанных с
содержанием персонала.
1.1.5. Внешний аудит:
- наименование аудиторской
фирмы (аудитора) кредитной организации,
номер и дата лицензии, выданной
Банком России аудиторской фирме (аудитору);
- к плану санации
кредитной организации
1.2. Роль и значение
кредитной организации в
- ситуации на рынке
банковских услуг в регионе
деятельности кредитной
- круг клиентуры,
обслуживаемой кредитной
- возможные последствия
несостоятельности кредитной
1.3. Динамика развития
кредитной организации и
1.3.1. Причины возникновения
финансовых трудностей:
- проведение рискованной
кредитной политики;
- неудовлетворительная
процентная политика (привлечение
ресурсов под более высокую
процентную ставку, чем их размещение);
- неудовлетворительное
финансовое положение
- иммобилизация средств
в недвижимость и прочие активы
не приносящие доход;
- низкое качество
управления кредитной
- другие причины.
1.3.2. Динамика развития
кредитной организации.
Представляются балансы
кредитной организации по состоянию
на 1 января за последние пять лет. В
случае, если кредитная организация существует
менее пяти лет, то указанные данные приводятся
с первого года функционирования этой
организации.
1.4. Финансовое состояние
кредитной организации.
Информация о финансовом
состоянии кредитной
- отчетность кредитной
организации по формам и
- балансы дочерних
и зависимых организаций на
последнюю отчетную дату, доля
участия данной кредитной
- перечень и суммы
взаимных требований и
- структура источников
формирования собственного
- перечень дебиторов
и кредиторов кредитной
- анализ качества
кредитного портфеля на
Информация о работе Механизм предотвращения банкротства кредитной организации