Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной мною темы объясняется также и тем, что в условиях перехода к рыночной экономике государственные ценные бумаги являются одним из направлений покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….………………3

Термины и определения, обозначения и сокращения…………………..…………4

Введение……………………………………………………………………..…….....5

1. Теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг:………….......7

1.1 Необходимость и функции рынка государственных ценных бумаг……...7

1.2 Участники рынка государственных ценных бумаг……………………….11

1.3 Структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь………………………………………………………………………………13

1.3.1 Порядок выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций в Республике Беларусь……………………………….14

1.3.2 Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом...16

1.3.3 Долгосрочные государственные облигации…………………………18

1.4 Способы размещения государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….20

1.4.1 Проведение аукционов Национальным банком…………………......20

1.4.2 Проведение аукционов через биржу…………………………………24

1.4.3 Размещение облигаций путем прямой продажи…………………….25

2. История развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….….27

3. Состояние рынка государственных ценных бумаг и перспективы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………..............31

3.1 Современное состояние и проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………………………………………………………………....31

3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………....35

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………….......39

Приложение

Работа содержит 1 файл

Государственные ценные бумаги и их использование в РБ +.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

     На  рисунке 3 представлена структура государственных облигаций, находящихся в обращении, на 01.01.2007г.  

     

     Рисунок 3- Структура государственных облигаций, находящихся в обращении, на 01.01.2007г.27 

      Следует отметить, что и в структуре  сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" также преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема). Данные об объемах биржевых торгов облигациями (в млрд. руб.) на Белорусской валютно-фондовой бирже за первый квартал 2008 года представлены на диаграмме на рисунке 4: 

 

Рисунок 4 – Объемы биржевых торгов облигациями в Республике Беларусь (по состоянию на первый квартал 2008 г.)28 

      Как видно из диаграммы, государственные  облигации доминируют в биржевом обороте. Этому способствуют, с одной стороны, созданные государством преимущества данных ценных бумаг в виде льготирования доходов по операциям с ГЦБ (не облагаются подоходным налогом), что делает их приемлемыми для банков, а с другой стороны, - введенные ограничения по остальным ценным бумагам.

      По  состоянию на 1 января 2008 года в обращении  находилось государственных ценных бумаг на сумму 3 828,5 млрд белорусских рублей, в том числе 21 выпуск ГКО на сумму 1 138,9 млрд белорусских рублей, или 29,7 %, 82 выпуска ГДО на сумму 2 689,6 млрд белорусских рублей, или 70,3 %. 29 
Данные облигации могут быть с дисконтным или процентным доходом.

      Для того, чтобы проследить траекторию развития рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь в последнее время, я решила воспользоваться индексом рыночного портфеля государственных ценных бумаг, который позволяет оценить эффективность и не только качественно выявить привлекательность конкретных экономических стратегий, но и предоставить инвестору возможность количественного анализа различных вариантов вложений и выполнить функцию базы для сравнения.

      Методика  расчета индикатора рыночного портфеля ГКО и ГДО: 

, 

    где Yi – средневзвешенная доходность i–того выпуска к погашению; 
    vi – рыночная стоимость объема в обращении i–того выпуска; 
    ti – срок до погашения i–того выпуска.

      Данные  индикаторов рыночного портфеля государственных ценных бумаг по состоянию за последнее полугодие приведены мною в  разделе «Приложения» в части А.

      Оценив  эффективность рассматриваемых  мною активов по индикатору рыночного  портфеля, я пришла к следующему выводу (выгодность вложений капитала указана в возрастающем порядке): 1) вложение капитала в долгосрочные ценные бумаги (среднее значение 11,89); 2) в краткосрочные ценные бумаги (ср. знач. 13,28); 3) вложение в среднесрочные государственные ценные бумаги (13,99).  

 

       3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в

Республике  Беларусь

      Белорусский рынок ценных бумаг пока достаточно мал. Тем не менее, говоря о белорусском рынке представитель австрийского банка Raiffeisen Роланд Визнер считает, что "риски и доходы хорошо сбалансированы. В Белоруссии внешний долг падает при одновременном росте внутреннего долга, что, по нашему мнению, позитивно, т.к. легче и удобнее выплачивать внутренний долг, который кроме прочего стимулирует развитие национальной экономики».30

      Однако  для повышения эффективности  проводимой денежно-кредитной политики, активизации инвестиционных процессов в стране, в том числе путем наращивания объемов инвестиционных кредитов, привлечения иностранных инвестиций, а также в целях создания условий для эффективного перераспределения денежных средств, концентрации их на ключевых направлениях социально-экономического развития и снижения рисков в банковском секторе должны получить дальнейшее развитие все сегменты финансового рынка.

      Более 90% всего биржевого рынка занимают сделки с государственными ценными  бумагами, развитию рынка которых в Республике Беларусь в настоящее время препятствуют множество нюансов, в том числе низкий уровень инвестиционной культуры населения и узкий спектр обращающихся на рынке ценных бумаг инструментов. Физические лица (зачастую и юридические лица) не готовы еще выступать инвесторами, становиться кредиторами на финансовом рынке.

      Перед Министерством финансов стоит важная задача - повысить эффективность размещения, инвестиционную привлекательность государственных ценных бумаг, обеспечить доступность информации для всех групп инвесторов. Этому должно способствовать отчасти совершенствование законодательно-нормативной базы, регулирующей данный сегмент финансового рынка.

      Требует совершенствования также и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг. Большое значение должно быть уделено обеспечению информационной прозрачности операций, регулярному информированию о планируемых выпусках и об итогах размещения государственных облигаций в средствах массовой информации.31

      Основные  приоритеты стратегии должны быть направлены на: 
- обеспечение сбалансированности источников финансирования дефицита бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках совместно с поступлениями от приватизации и реализацией государственных запасов;

      - сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния национального бюджета.

      Исполнение  данных направлений позволит обеспечить на внутреннем рынке государственных ценных бумаг превышение привлечения над погашением в ближайшие годы, что позволит увеличивать торгуемый рынок государственных долговых обязательств, и тем самым повышать его ликвидность.

      Необходимо  удержать сохранение стабильного уровня доходности по государственным облигациям, что позволит избежать роста процентных ставок по заимствованиям и сохранить возможность рыночного привлечения заемного капитала белорусскими компаниями и государственными субъектами на внутреннем рынке.

      При условии сбалансированности бюджета объем привлечения ограничен объемом ежегодного погашения государственных долговых обязательств.

      В целом, концепция регулирования  рынка государственных ценных бумаг должна строится, исходя из следующих приоритетов:

      - поддержание доверия инвесторов, включая население, к государственным институтам национального и регионального уровней. Первым шагом в этом направлении является усиление информационной прозрачности рынка государственных ценных бумаг. Цивилизованный инвестор должен знать, на какие цели пойдут привлеченные средства. От того, насколько эффективно используются заемные средства, зависит способность расплатиться по долгам. Ведь если займы государству идут на инвестиционные цели, кредиторам выгодно вкладывать деньги даже по низким ставкам. Если же заем идет только на финансирование текущего дефицита или на решение политических задач, то нагрузка на бюджет увеличивается и рискованность кредитования возрастает;

      - приоритетным направлением денежных  потоков, перераспределяемых через рынок государственных ценных бумаг, должны стать инвестиции в производственную сферу, без которых невозможно достижение устойчивого экономического роста. Выпуск государственных инвестиционных бумаг должен направляться не просто в расширенное воспроизводство, а в инновационное расширенное воспроизводство, то есть главным объектом вложения должны стать инновационные проекты и научная подготовка производства. Инвестирование средств через рынок государственных ценных бумаг даст минимальный инфляционный эффект, когда прирост денежной массы, получаемой с рынка эмитируемых государством ценных бумаг, направляется на финансирование производства с прибыльностью, соответствующей доходности ГКО, так как скорость оборота эмитируемых денег будет адекватной производственному циклу изготовления соответствующего оборудования или разработке «ноу-хау»32;

      - основной акцент при эмиссии государственных ценных бумаг должен быть направлен не на доходность, а на надежность, практически безрискованность вложений, а также на увеличение их привлекательности путем предоставления им дополнительных возможностей: быть использованным в качестве залогов в обеспечение кредита, возможности погашения или определения видов задолженностей перед государством и т.п.;

      - повышение уровня капитализации фондового рынка в целом и рынка государственных ценных бумаг путем выпуска государственных ценных бумаг с такими параметрами и свойствами, которые смогут преобразовать сбережения граждан в производственные инвестиции;

      - налоговое стимулирование вложений в инвестиционные государственные ценные бумаги.

      Решение всех перечисленных выше проблем  в развитии рынка государственных ценных бумаг приведет к повышению роли финансового рынка в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов.

      Параметры развития рынка государственных ценных бумаг будут определяться потребностями бюджета в заемных средствах для своевременного и полного финансирования его расходов. Государственные ценные бумаги сохранят свою роль как основной и наиболее надежный инструмент финансового рынка. Продолжится поэтапная трансформация кредитной задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги, что приведет к улучшению структуры государственного долга. Это позволит Национальному банку для проведения операций по регулированию ликвидности банковской системы использовать имеющиеся в его портфеле государственные ценные бумаги, наряду с ценными бумагами собственной эмиссии.

     В тоже время есть некоторые предостережения интенсивного использования продажи ценных бумаг для финансирования государственных расходов, например:

      - новые выпуски государственных ценных бумаг могут увеличить государственный долг и таким образом переносить часть финансовой нагрузки на будущее поколение;

      - Развитие первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг может вызвать нежелательное распределение финансовых ресурсов и иметь негативное влияние (эффект вытеснения других инвестиций) на развитие других финансовых рынков страны;

      - Большие суммы замов могут привести к увеличению номинальных процентных ставок и сделать расходы бюджета восприимчивыми к изменением процентных ставок;

      - Использование ценных бумаг ослабляет желание правительства и других органов власти контролировать свои расходы и, кроме того, может увеличить зависимость правительства от своих кредиторов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      На  основании проделанной мною работы по анализа состояния и перспектив развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:

     1. Выпуск государственных ценных  бумаг – это одно из средств неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, а также один из способов привлечения финансовых средств предприятий и населения с целью реализации масштабных государственных проектов и реализации иных задач;

     2. Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются Министерство финансов, Национальный банк Республики Беларусь и инвесторы (профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе и иностранные);

     3. Рынок государственных ценных бумаг является исключительно важным элементом экономической структуры страны с рыночной экономикой. Для государства он представляет собой механизм привлечения инвестиционных ресурсов, а для инвесторов является выгодным и надежным направлением вложения денежных средств.

     4. В настоящее время в Республике  Беларусь наибольшее развитие  имеют такие государственные  ценные бумаги, как государственные  краткосрочные облигации, государственные долгосрочные облигации с купонным доходом и долгосрочные государственные облигации;

Информация о работе Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь