Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной мною темы объясняется также и тем, что в условиях перехода к рыночной экономике государственные ценные бумаги являются одним из направлений покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….………………3

Термины и определения, обозначения и сокращения…………………..…………4

Введение……………………………………………………………………..…….....5

1. Теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг:………….......7

1.1 Необходимость и функции рынка государственных ценных бумаг……...7

1.2 Участники рынка государственных ценных бумаг……………………….11

1.3 Структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь………………………………………………………………………………13

1.3.1 Порядок выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций в Республике Беларусь……………………………….14

1.3.2 Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом...16

1.3.3 Долгосрочные государственные облигации…………………………18

1.4 Способы размещения государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….20

1.4.1 Проведение аукционов Национальным банком…………………......20

1.4.2 Проведение аукционов через биржу…………………………………24

1.4.3 Размещение облигаций путем прямой продажи…………………….25

2. История развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….….27

3. Состояние рынка государственных ценных бумаг и перспективы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………..............31

3.1 Современное состояние и проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………………………………………………………………....31

3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………....35

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………….......39

Приложение

Работа содержит 1 файл

Государственные ценные бумаги и их использование в РБ +.doc

— 387.00 Кб (Скачать)
  1. финансирование текущего бюджетного дефицита;
  2. обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
  3. погашение ранее размещенных займов;
  4. сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей;
  5. обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
  6. финансирование целевых программ, осуществляемых органами власти;
  7. поддержка социально значимых учреждений и организаций.

     С точки зрения вышеперечисленных  функций развитие рынка государственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономических задач, которые актуальны, прежде всего, для стран с переходной экономикой. Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что посредством выпуск ценных бумаг правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования в данном случае определяется рыночной конъюнктурой. Происходит развитие безынфляционных источников финансирования бюджета, тем самым улучшаются перспективы макроэкономической стабилизации, стимулируется развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов. В какой-то степени правительство повышает уровень своей собственной кредитоспособности и открывает тем самым доступ международным инвесторам. В теории рыночной экономики отмечают возможность использования в период экономического спада или депрессии стимулирующей фискальной политики за счет увеличения государственных расходов или снижения налогов или сочетания данных мер и, предусматривающей в этой связи, наличия дефицита бюджета. 2

       Выпуск государственных ценных  бумаг преследует целью покрытие дефицита государственного бюджета. В данном случае ценные бумаги выступают в качестве долговых обязательств государства.

     Выпуск  государственных ценных бумаг является более экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита в сравнении с привлечением доходов от эмиссии денег, так как последнее приводит к поступлению в оборот не обеспеченных реальными активами платежных средств, что в свою очередь связано с инфляцией. Потому, начиная с 2004 года, Национальный банк Республики Беларусь прекратил кредитовать правительство, а в 2005 году часть выданных ранее кредитов заменена выпусками долгосрочных государственных облигаций. С помощью государственных облигаций привлекаются временно свободные денежные средства для финансирования текущих расходов бюджета. Таким образом, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между поступлением в бюджет государственных доходов и финансированием расходов. Это объясняется тем, что основные поступления в бюджет приходятся на определенные даты (даты уплаты налогов и подачи деклараций), в то время, как расходы обладают более равномерным расположением во времени. Выпуск некоторых видов фондовых инструментов способствует сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устанавливая тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

     Выпуск  государственных ценных бумаг обусловлен также привлечением средств для  погашения ранее выпущенных облигаций, срок обращения которых истекает в данном бюджетном году.

     Государственные ценные бумаги используются и для  финансирования различных программ центрального правительства и программ местных органов власти, одобренных правительством.3 Государство вправе не только выпускать, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают правительственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

     Говоря  о роли государственных ценных бумаг, стоит упомянуть о том, что краткосрочные государственные ценные бумаги в разные периоды использовались в целях обеспечения ликвидности коммерческих банков. Последние помещают в выпускаемые правительством фондовые инструменты часть своих ресурсов, главным образом, резервных фондов, которые благодаря этому не омертвляются, а приносят доход. Такие фондовые инструменты используются и в качестве базы для установления доходности для других ценных бумаг, а также уровня процентных ставок денежного рынка. 4

     Государственные ценные бумаги могут различаться по:

      - характеру размещения;

      - срокам обращения;

      - форме обращения;

      - особенностям уплаты доходов.

     Размещение  государственных ценных бумаг осуществляется посредством центральных банков страны либо с привлечением в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения аукционов, открытой или индивидуальной продажи и иными способами.

     Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме  дисконта: продажи бумаг со скидкой  относительно их номинальной стоимости с выкупом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться по фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов.

     Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, во избежание дестабилизирующего влияния задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом. Это влияние можно проследить в следующем:

  1. в росте расходов бюджета для обслуживания облигационной задолженности сверх запланированных и сокращения финансирования других статей бюджета;
  2. в росте зависимости бюджета от состояния финансового рынка;
  3. в увеличении влияния на исполнение бюджета и функционирование финансовой системы в целом крупных банковско-финансовых структур, выступающих инвесторами средств в государственные облигации;
  4. в перераспределении портфеля активов банковских структур и сокращении доли кредитов реальному сектору экономики, в результате чего сужаются инвестиции в данный сектор и сокращается рост налоговых поступлений в бюджет.5

     Достижение  стабилизации экономики и увеличения доходной части бюджета возможно лишь при проведении грамотной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В то же время в этом процессе важная роль отводится политике управления долгом.6

     К настоящему времени в Беларуси создана  законодательно – правовая база рынка государственных ценных бумаг. Правовой основой для их выпуска в нашей стране является Закон Республики Беларусь от 27.05.1993 г. «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь». Основными положениями указанного Закона являются следующие:

     - внутренний государственный долг может быть предоставлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантируемых Советом Министров Республики Беларусь;7

     - право привлечения заемных средств  у юридических и физических  лиц от Совета Министров Республики  Беларусь принадлежит только  Министерству финансов Республики Беларусь;

     - государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными и  долгосрочными;

     - условия выпуска и обращения  государственных долговых обязательств  регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

     - управление внутренним государственным  долгом осуществляется Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь;

     - долги местных органов власти  не входят в состав внутреннего  государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления ими и их обслуживания регулируется решениями местных Советов народных депутатов.8 

 

       1.2 Участники рынка  государственных  ценных бумаг

      Участниками рынка государственных ценных бумаг  в Республике Беларусь являются следующие экономические институты:

      1) Министерство финансов – эмитент,  выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Данный орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед их владельцами. Министерство финансов также разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний  государственный долг. Именно оно определяет основные параметры каждой эмиссии государственных ценных бумаг, такие как дату размещения, объем выпуска, срок обращения, дату погашения, вид эмитируемой ценной бумаги, а также владельцев облигаций, поскольку спектр ценных бумаг Правительства, имеющих обращение на рынке государственных ценных бумаг, в некоторой степени определяется составом инвесторов на рынке;9

      2) Национальный банк Республики  Беларусь, как экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг. Он осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке ценных бумаг, выполняет функции центрального депозитария и устанавливает контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций;

      3) Инвесторы – это профессиональные  участники рынка ценных бумаг,  представленные юридическими и  физическими лицами, в том числе  иностранными, владеющими облигациями и обладающими избытком финансовых средств, которые они инвестируют в ценные бумаги Правительства.

      4) Следует также отметить группу  финансовых посредников – профессиональных участников рынка ценных бумаг, через которых осуществляются перераспределение свободных денежных ресурсов от инвесторов к эмитенту.

      Первичное размещение облигаций в Республике Беларусь, как и в экономически развитых государствах, проходит в виде закрытого аукциона. Участники аукциона резервируют денежные средства в день его проведения и выставляют конкурентные предложения, в которых указывается цена покупки размещенных ценных бумаг. В неконкурентном предложении указывается сумма денежных средств, которую первичный инвестор готов направить для приобретения облигаций по средневзвешенной цене. Цены продажи облигаций (минимальную и средневзвешенную) при их первичном размещении определяет Министерство финансов. Предложения участников аукциона удовлетворяются в соответствии с их заявками по цене, установленной Министерством финансов, и более высокой. При недостаточном размещении облигаций в ходе аукциона используется система количественного тендера, при котором облигации приобретаются инвесторами по заранее установленной эмитентом цене продажи. Первичное размещение государственных облигаций осуществляется Национальным банком Республики Беларусь, который выступает в роли финансового агента Правительства.  

 

       1.3 Структура рынка  государственных  ценных бумаг в  Республике 

Беларусь

      Все государственные ценные бумаги делятся  на рыночные и нерыночные. Вид выпускаемых бумаг зависит от способа их обращения: либо бумаги свободно обращаются на первичном или вторичном рынке(рыночные ценные бумаги), либо не входят во вторичное обращение и до истечения срока их действия свободно возвращаются эмитенту (нерыночные ценные бумаги). В большинстве случаев государство выпускает рыночные ценные бумаги.

      Спектр  инструментов фондового рынка, которые  может использовать Правительство  Республики Беларусь  для привлечения  и перераспределения свободных  денежных средств достаточно велик. В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает  следующие государственные ценные бумаги:

      - краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;

      - долгосрочные государственные облигации (ДГО) выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год  и более. Они могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. В связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО;

      - государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более выпускаются Министерством финансов от имени Правительства РБ в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств физических  и юридических лиц. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

      Выпускаются также и ценные бумаги Национального  банка Республики Беларусь, которые  по своей экономической сути близки к государственным

      Наибольшим  спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях. Считаю необходимым остановиться и рассмотреть поподробнее отдельно каждый из видов вышеперечисленных мною государственных ценных бумаг, определить механизм их выпуска и обращения в нашей Республике.  
 

Информация о работе Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь