Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной мною темы объясняется также и тем, что в условиях перехода к рыночной экономике государственные ценные бумаги являются одним из направлений покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….………………3

Термины и определения, обозначения и сокращения…………………..…………4

Введение……………………………………………………………………..…….....5

1. Теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг:………….......7

1.1 Необходимость и функции рынка государственных ценных бумаг……...7

1.2 Участники рынка государственных ценных бумаг……………………….11

1.3 Структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь………………………………………………………………………………13

1.3.1 Порядок выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций в Республике Беларусь……………………………….14

1.3.2 Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом...16

1.3.3 Долгосрочные государственные облигации…………………………18

1.4 Способы размещения государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….20

1.4.1 Проведение аукционов Национальным банком…………………......20

1.4.2 Проведение аукционов через биржу…………………………………24

1.4.3 Размещение облигаций путем прямой продажи…………………….25

2. История развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….….27

3. Состояние рынка государственных ценных бумаг и перспективы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………..............31

3.1 Современное состояние и проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………………………………………………………………....31

3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………....35

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………….......39

Приложение

Работа содержит 1 файл

Государственные ценные бумаги и их использование в РБ +.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

      Во-вторых, для приобретения облигаций физические лица заключают с банком договор комиссии или доверительного управления и перечисляют в безналичном порядке со счета банковского вклада, текущего счета, карт-счета, либо вносят денежные средства наличными.

      В-третьих, для зачисления облигаций физические лица должны открыть счет «депо» только в депозитарии банка, с которым заключен договор комиссии либо договор доверительного управления. Право собственности на облигации возникает с момента их зачисления на счет «депо» физического лица в депозитарии банка и подтверждается выпиской с этого счета. Зачисление и списание облигаций по счету «депо» физического лица по совершенным сделкам купли-продажи производятся не позднее дня осуществления сделки.

      В-четвертых, выплата физическим лицам денежных средств от продажи облигаций, а также процентного дохода или номинальной стоимости облигаций при их погашении может производиться банком наличными. 
 
 

 

      2 История развития рынка государственных ценных бумаг в

Республике  Беларусь

        Более 70 лет финансовая политика в Беларуси осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов. С приобретением суверенитета Беларусь, как и все государства с переходной экономикой, столкнулась с проблемой недостаточности доходов для поддержания прежних социальных стандартов жизни населения.

      Ограниченные  сырьевые возможности, особое отношение  международных финансовых институтов к проводимой страной экономической политике и практическое отсутствие с их стороны финансовой поддержки требуют взвешенного подхода к вопросам определения размеров дефицита бюджета и источников его финансирования. Тем не менее, дефицит республиканского консолидированного бюджета за последние годы невелик.

      С образованием и развитием фондового  рынка все большую роль приобретают государственные ценные бумаги. Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год исходя из уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей. В Беларуси первый выпуск государственных краткосрочных облигаций в соответствии с разработанной нормативно-правовой базой был реализован в феврале 1994 г. и составил 0,2 млрд. бел. руб.

      1994 год был пробным этапом на  рынке государственного заимствования, когда фактически только отрабатывался механизм покрытия бюджетных расходов  за счет привлечения средств финансовых рынков. В ходе данного этапа были сделаны выводы о широких возможностях использования государственных долговых обязательств на финансирование дефицита бюджета и бюджетных расходов.

      Поэтому в качестве одной из мер по реализации  Закона о бюджете РБ на 1995 год  и Указа  Президента «Об уточнении  бюджета Республики Беларусь на 1995 год и временных мерах по сокращению бюджетных расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным  долгом, исключая выпуск государственных ценных бумаг. И хотя в Законе о бюджете на 1995 год еще не было выделено отдельной строкой финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска государственных ценных бумаг до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета. При этом доходы от реализации этих ценных бумаг планировались в сумме 250 млрд. руб. Фактически же в 1995 г. за счет данного источника было получено 528, млрд. руб., т.е. профинансировано 16% дефицита бюджета. 18

      Уже с конца сентября 1995 года Национальный банк приступает к проведению регулярных операций на открытом рынке. Тогда же была принята концепция рефинансирования Национальным банком коммерческих банков. Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов выпуска государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки рефинансирования. 19   

      В 1996 году выпуск государственных долговых обязательств наращивает темпы. В законе, определяющем параметры бюджета на 1996 г., был выделен отдельной строкой выпуск государственных казначейских обязательств в сумме 850 млрд. руб., или 15,5% от суммы утвержденного   предельного   размера    дефицита    республиканского бюджета.20 В 1996 году при заключении сделок РЕПО наблюдалась тенденция увеличения сроков заимствования ресурсов, что позволяло инвесторам более рационально и продуманно управлять своим портфелем ценных бумаг.  Произошло разделение сделок, совершаемых на вторичном рынке, по временным параметрам и характеру. Одну группу составили сделки сроком до 7 дней, совершаемые для поддержания ликвидности банковской системы в целом и конкретных банков в частности. Основная их задача – предоставление или получение краткосрочных ресурсов. В отдельную группу выделились сделки со сроком 1-2 месяца и более. Такие операции рассматривались как размещение ресурсов в государственных ценных бумагах на вторичном рынке, в чем начинает проявляться инвестиционный характер сделки.   

      Указом  Президента Республики Беларусь №139 от 9 апреля 1996 г. «О преобразовании закрытого акционерного общества «Межбанковская валютная биржа» на вторичном рынке было создано общество «Межбанковская валютная биржа» и передано в ведение Национального банка Республики Беларусь. С этого момента он активно включился в процесс организации вторичного рынка  государственных ценных бумаг в РБ.

      Как известно, объемы привлечения средств зависят не только от количества видов фондовых инструментов, но и от складывающейся экономической ситуации, функционирования всех секторов экономики, состояния финансового рынка, наличия свободных денежных средств у инвесторов. Это подтверждается развитием рынка ГКО, спрос на которые со стороны инвесторов, в основном банков республики, в 1996-1998 гг. превышал объявленную Минфином эмиссию в два-три раза и позволял правительству привлекать средства в необходимых объемах с минимальными затратами при отсутствии других видов ценных бумаг.

      Начиная с 2000 года государственные ценные бумаги размещаются среди нерезидентов Республики Беларусь. Своевременное и полное их погашение свидетельствует о платежеспособности республики. За последние годы участие нерезидентов в покупке правительственных облигаций значительно возросло. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь (Рисунок 1). 

     

 

      Рисунок 1 - Структура владельцев государственных ценных бумаг, по состоянию на январь 2000 г. 21 

      Несмотря  на динамичное развитие данного сектора  финансового рынка в целом, в  течение 2000-2001 гг. имели место серьезные  проблемы с размещением облигаций на аукционах. Данный период характеризуется колебаниями уровня инфляции, соответственно ставки рефинансирования Национального банка (впервые за семь лет разница между установленной ставкой рефинансирования и реальными процентными ставками на рынке достигала 70 пунктов), процентных ставок, как на рынке межбанковского кредитования, так и на валютном, фондовом, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

      В конце 2001 г. были сомнения: возможно ли изменить ситуацию, вернуть привлекательность государственных ценных бумаг как объекта для инвестирования, однако за январь - ноябрь 2002 г. Министерством финансов было размещено облигаций на сумму более 685 млрд. бел. руб., своевременно произведено погашение на общую сумму более 418 млрд. бел. руб. На 1.12.2002 г. финансирование дефицита бюджета посредством размещения ценных бумаг правительства составило более 266 млрд. бел. руб., за аналогичный период 2001 г. - только на 43,4 млрд. бел. руб. За 11 месяцев 2002 г. осуществлено 108 выпусков ГКО, 11 выпусков ГДО с купонным доходом, а также 30 выпусков государственных облигаций, номинированных в СКВ.

     В качестве наглядного примера на рисунке 2 приведены расходы республиканского бюджета, в том числе по обслуживанию государственных займов в период с 2002 по 2006 год включительно.  

     Рис.2. Расходы республиканского бюджета.22 

     Расходы по обслуживанию государственных ценных бумаг в процентах к ВВП  на данный период (с 2002 по 2006 гг.) представлены в таблице 1: 

Таблица 1 - Расходы по обслуживанию государственных  ценных бумаг в процентах к уровню ВВП:23 

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006
Расходы по обслуживанию государственных ценных бумаг 0,48 0,44 0,37 0,34 0,26
Расходы по обслуживанию государственных ценных бумаг с учетом погашения основного долга 4,1 2,64 2,70 2,05 1,62
 

      Следует отметить также, что в течение 15 лет  Правительство нашей страны своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.24 

 

      3 Состояние рынка ценных бумаг и перспективы его развития в Республике Беларусь 

      3.1 Современное состояние и проблемы развития рынка

государственных ценных бумаг

      За  прошедшие годы самым развитым сегментом  фондового рынка стали государственные  ценные бумаги, объем биржевых торгов по которым составляет 99 процентов от их общего количества, и лишь 1 процент занимает объем торгов корпоративными ценными бумагам.

      В Республике Беларусь достигнут определенный прогресс и наметились положительные  тенденции в развитии рынка государственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

     Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

     - разнообразием сроков обращения  (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

     - внедрением нового вида аукциона  – биржевого;

     - сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;

     - участием нерезидентов;

     - активизацией вторичного рынка;

     - улучшением экономической ситуации  в Республике Беларусь в целом.

     В настоящее время биржевой рынок  государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

     За  ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.25

     Вторичный рынок государственных облигаций  основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи  облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством для продавца – последующего их выкупа,  а для покупателя – последующей их продажи.

     Объемы  размещения государственных займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.

     Как упоминалось мною ранее, владельцами  государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций могут быть юридические лица как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.26

Информация о работе Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь