Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной мною темы объясняется также и тем, что в условиях перехода к рыночной экономике государственные ценные бумаги являются одним из направлений покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могут быть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов. К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы, позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналы рынка.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….………………3

Термины и определения, обозначения и сокращения…………………..…………4

Введение……………………………………………………………………..…….....5

1. Теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг:………….......7

1.1 Необходимость и функции рынка государственных ценных бумаг……...7

1.2 Участники рынка государственных ценных бумаг……………………….11

1.3 Структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь………………………………………………………………………………13

1.3.1 Порядок выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций в Республике Беларусь……………………………….14

1.3.2 Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом...16

1.3.3 Долгосрочные государственные облигации…………………………18

1.4 Способы размещения государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….20

1.4.1 Проведение аукционов Национальным банком…………………......20

1.4.2 Проведение аукционов через биржу…………………………………24

1.4.3 Размещение облигаций путем прямой продажи…………………….25

2. История развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….….27

3. Состояние рынка государственных ценных бумаг и перспективы его развития в Республике Беларусь……………………………………………………..............31

3.1 Современное состояние и проблемы развития рынка государственных ценных бумаг…………………………………………………………………....31

3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…………………………………………………………………....35

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованных источников………………………………………….......39

Приложение

Работа содержит 1 файл

Государственные ценные бумаги и их использование в РБ +.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

 

        1.4.1 Проведение аукционов Национальным банком.

       С 1994 г. существует нормативная база, которая постоянно совершенствуется и детально регламентирует процесс размещения ценных бумаг посредством проведения закрытого аукциона и доразмещения. Для проведения закрытых аукционов по размещению государственных ценных бумаг Национальный банк Республики Беларусь в 1995 г. создал и постоянно совершенствует программно-технический комплекс по размещению государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, который интегрировал в платежную и депозитарную системы Республики Беларусь.

       Принцип проведения закрытого аукциона предполагает конкуренцию заявок его участников, т.е. участник, выставляя заявку на покупку ценных бумаг, не знает предложений других участников. В связи с этим для того, чтобы заявки на приобретение облигаций, поданные первичными инвесторами на аукцион, были удовлетворены, их необходимо выставлять с ценовыми условиями, наиболее ориентированными на текущую конъюнктуру финансового рынка.

       Участниками закрытых аукционов и доразмещений, проводимых Национальным банком Республики Беларусь, могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие соответствующую лицензии и получившие статус первичных инвесторов. В Республике Беларусь институт первичных инвесторов был создан в 1994 г. Кандидаты в первичные инвесторы должны иметь стаж работы на рынке ценных бумаг в течение двух лет, предшествующих моменту подачи документов на присвоение данного статуса. 

       Основаниями для проведения Национальным банком Республики Беларусь аукциона являются:

       - наличие между Национальным Банком  и Министерством финансов Республики Беларусь договора о размещении, обслуживании и погашении облигаций;

       - наличие приказа Министерства  финансов Республики Беларусь  о проведении очередного выпуска облигаций, в котором устанавливаются основные параметры выпуска;

       - наличие глобального сертификата  размещаемого выпуска, содержащего его основные параметры.

       Заявка, поданная на аукцион по размещению облигаций, может содержать как конкурентные, так и неконкурентные предложения с указанием цен и объемов покупки облигаций как за счет собственных средств, так и по поручении клиента.

       В каждом конкурентном предложении указываются  цена, по которой первичный инвестор готов приобрести облигации, количество облигаций и объем покупки  согласно заявленной цене. Цены за одну облигации указываются в процентах от их номинальной стоимости с точностью до сотых долей процента.

       В неконкурентном предложении указывается  сумма денежных средств, которую  первичный инвестор готов направить  для приобретения облигаций, купонных облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся на аукционе. В заявке может быть указано только одно неконкурентное предложение.

       При вводе заявки в программно-технический  комплекс осуществляется автоматический контроль введенных данных с учетом установленных параметров выпуска. Если введенная заявка содержит данные, не отвечающие установленным параметрам, она не принимается программно-техническим комплексом.

       По  итогам ввода заявок формируется  сводная ведомость заявок, которая  подписывается представителем Национального  банка Республики Беларусь и передается Министерству финансов Республики Беларусь вместе с рекомендацией по ценовым условиям завершения аукциона. Указанное министерство устанавливает минимальную цену продажи облигаций по конкурентным предложениям и средневзвешенную цену продажи облигаций по неконкурентным предложениям. 15

       Конкурентные  предложения участников аукциона удовлетворяются  по заявленным ими ценам, но не ниже минимальной цены продажи, установленной Министерством финансов Республики Беларусь в поручении об удовлетворении заявок.

       В случаях превышения объема конкурентных заявок, поданных первичными инвесторами по минимальной цене, установленной Министерством финансов Республики Беларусь, над объемом выпуска заявки первичных инвесторов удовлетворяются пропорционально их объему. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене, установленной Министерством финансов в поручении об удовлетворении заявок.

       После завершения аукциона Национальный банк Республики Беларусь определяет чистое сальдо излишне перечисленных первичным инвестором денежных средств, которые должны быть переведены на счет первичного инвестора с временного счета в Национальном банке, а также количество облигаций, которые должны быть переданы на счет «депо» первичного инвестора в уполномоченном депозитарии в течение одного рабочего дня после проведения аукциона.

       При признании Министерством финансов Республики Беларусь выпуска несостоявшимся Национальный банк Республики Беларусь информирует об этом инвесторов и  перечисляет на счета первичных инвесторов денежные средства, направленные ими на приобретение облигаций.  

 

        1.4.2 Проведение аукционов  через биржу. 

       Министерство  финансов Республики Беларусь не позднее  чем за один рабочий день до проведения аукциона представляет на биржу официальное извещение, которое доводится до сведения членов секции фондового рынка с использованием информационных возможностей торговой системы, а также размещается на официальных интернет-сайтах биржи.

       В аукционе могут участвовать только члены секции фондового рынка. Обязательными условиями их допуска к участию в аукционе является наличие у них счета «депо» в уполномоченном депозитарии, автоматизированного рабочего места в торговом зале биржи или удаленного торгового терминала, а также его регистрация в торговой системе в качестве участника аукциона.

       Участники аукциона могут приобретать государственные  ценные бумаги на аукционе:

       - от своего имени и за свой  счет при условии наличия лицензии  на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей дилерскую деятельность или деятельность инвестиционного фонда;

       - от своего имени и за свой  счет клиента при условии наличия  специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей брокерскую деятельность, и регистрации клиента в торговой системе;

       - от своего имени и в интересах  клиента, действуя в качестве  доверительного управляющего, при условии наличия лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, и регистрация клиента в торговой системе.

       Аукцион проводится в день, указанный в  официальном извещении Министерства финансов Республики Беларусь, в период с 10.30 до 15.30 и состоит из периода сбора заявок участники аукциона могут вводить в торговую систему конкурентные и неконкурентные заявки.

       Каждая  конкурентная заявка, подаваемая в  торговую систему, должна содержать  номер выпуска государственной ценной бумаги, наименование клиента, если заявка выставляется за счет либо в интересах клиента, количество государственных ценных бумаг, заявленное на покупку, цену за одну облигацию в процентах от номинальной стоимости.

       Каждая  неконкурентная заявка состоит  из номера выпуска государственной ценной бумаги, наименования клиента, если заявка выставляется за счет либо в интересах клиента, а также сумму денежных средств, направляемую на покупку облигаций.

       Ввод  участником заявки в торговую систему  возможен только при соблюдении следующих условий:

- цена, указанная в конкурентной заявке, не ниже начальной (стартовой)  цены, если такая цена установлена в официальном извещении о проведении аукциона;

- сумма  денежных средств, необходимая  для полного удовлетворения поданной участником аукциона заявки, не превышает суммы денежных средств, предварительно зарезервированной им для участия в аукционе;

- общий  объем всех неконкурентных заявок, поданных участником аукциона, не  превышает лимита данных заявок, если такой лимит установлен в официальном извещении о проведении аукциона.16

      По  окончании периода сбора заявок формируется их сводный реестр. До начала периода удовлетворения заявок Министерство финансов Республики Беларусь определяет цену отсечения по конкурентным предложениям и средневзвешенную цену. В период удовлетворения заявок уполномоченный представитель Министерства финансов Республики Беларусь подает в торговую систему заявку на продажу государственных ценных бумаг с указанием цены отсечения.

      Если  спрос на аукционе не превышает объема выпуска государственных ценных бумаг, то конкурентные заявки удовлетворяются по заявленным ценам, но не ниже цены отсечения. В этом случае удовлетворятся и все неконкурентные заявки по средневзвешенной цене.

      В случае превышения спроса со стороны участников аукциона под объемом выпуска государственных ценных бумаг заявки удовлетворяются пропорционально их объему.

      В 2005 г. Министерство финансов Республики Беларусь провело через биржу 233 аукциона, разместив государственные ценные бумаги на общую сумму 1159,4 млрд. белорусских рублей по номинальной стоимости.  

 

      1.4.3 Размещение облигаций  путем прямой продажи. 

     Министерство  финансов Республики Беларусь заключает  с юридическим лицом договор  купли-продажи облигаций. На следующий рабочий день после перечисления юридическим лицом на счет указанного министерства денежных средств в объеме предполагаемой покупки облигаций эмитент направляет в Национальный банк Республики Беларусь письмо о необходимости перевода облигаций на счет «депо» их владельца и копию договора. Национальный банк осуществляет перевод облигаций на счет их владельца не позднее рабочего дня, следующего за днем предоставления Министерством финансов Республики Беларусь письма на перевод данных облигаций.

      Учет  всех размещенных облигаций производится на счетах депо в депозитариях, определенных Национальным банком Республики Беларусь по согласовании с Министерством финансов Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций.

      Министерство  финансов Республики Беларусь имеет  право досрочного погашения облигаций  путем выкупа всего выпуска или  его части, может обменять облигации, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков. Однако указанное министерство не имеет права участвовать в обращении облигаций.

      Владельцы облигаций обязаны прекратить все  сделки с облигациями, подать заявки на погашение облигаций или выплату процентного дохода в уполномоченные депозитарии, которые, в свою очередь, представляют Национальному банку Республики Беларусь сводную заявку на погашение облигаций и выплату последнего процентного дохода по облигациям с процентным доходом:

- за  один рабочий день до наступления срока их погашение или даты выплаты процентного дохода, если срок обращения облигаций не превышает одного месяца (месяц считается равным 30 дням);

- за  три рабочих дня до наступления  срока их погашения или даты  выплаты процентного дохода, если  срок обращения облигаций мене одного года (год считается равным 365 дням);

- за  пять рабочих дней до наступления  срока их погашения или даты  выплаты процентного дохода, если  срок обращения облигаций год  и более.17

      Национальный  банк Республики Беларусь осуществляет расчеты по погашению облигаций или выплате дохода по ним с депозитариями, осуществляющими учет облигаций, в день наступления срока погашения облигаций или даты выплаты дохода. Депозитарии, осуществляющие учет облигаций, производят расчеты с инвесторами в течение одного рабочего дня после поступления средств от Национального банка Республики Беларусь.

      Собственниками  государственных облигаций могут  являться и физические лица. В этом случае существуют некоторые особенности в размещении и обращении ценных бумаг.

      Во-первых, приобретение физическими лицами облигаций  при первичном размещении, операции на вторичном рынке производятся через банки Республики Беларусь, имеющие лицензию на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающей брокерскую деятельность, лицензию Национального банка Республики Беларусь на привлечение во вклады средств физических лиц, а также уполномоченные осуществлять депозитарный учет данных облигаций, выплату процентного дохода и их погашение.

Информация о работе Государственные ценные бумаги и их использование в Республике Беларусь