Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа
Ценные бумаги известны человечеству, по крайней мере, с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю. Поэтому торговцам потребовались большие капиталы для использования их в торговых операциях. Однако расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу многим предпринимателям того времени. Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ — английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива. Они стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг. Однако только с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах.
ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………......4
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ СВОЙСТВА И ВИДЫ….6
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...………………….11
2.1 Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг в Республики Беларусь………………………………………………………………….…..11
2.2 Выпуск еврооблигаций Республикой Беларусь.……..………………….…18
3 ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..………………22
3.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов…………………………………..22
3.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….……………………….34
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
...…………………………………………………………………..
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ИХ СВОЙСТВА И ВИДЫ….6
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……...………………….11
2.1 Порядок
выпуска и обращения
2.2 Выпуск еврооблигаций Республикой Беларусь.……..………………….…18
3 ПРОБЛЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО
3.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов…………………………………..22
3.2 Способы
финансирования дефицита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………….……
СПИСОК
СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….
ВВЕДЕНИЕ
Ценные бумаги известны человечеству, по крайней мере, с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю. Поэтому торговцам потребовались большие капиталы для использования их в торговых операциях. Однако расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу многим предпринимателям того времени. Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ — английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива. Они стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг. Однако только с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах.
В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физически осязаемой, бумажной форме и печатались типографическим способом на специальных бумажных бланках. Ценные бумаги, как правило, изготовляются с достаточно высокой степенью защищенности от возможных подделок. В последнее время в связи со значительным увеличением оборота ценных бумаг многие из них стали оформляться в виде записей в книгах учета, а также на счетах, ведущихся на различных носителях информации, то есть перешли в физически неосязаемую (безбумажную) форму. Поэтому на рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и погашаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители. Объекты сделок на рынке ценных бумаг также называют инструментами рынка ценных бумаг, фондами (в значении денежные фонды) или фондовыми ценностями.
Важное место среди мер по оздоровлению экономики страны, поддержанию экономического роста, стабилизации финансовой системы занимает создание реально действующего рынка ценных бумаг. В связи с этим интерес к проблемам фондового рынка постоянно возрастает.
Вследствие того, что конечной целью современной товарной экономики является получение прибыли, то любая деятельность в сфере экономики направлена на увеличение прибыли. Одним из средств увеличения прибыли является вложение (инвестирование), поэтому важно выбрать наиболее целесообразный рынок для инвестирования капитала.
На современном этапе экономики почти всех стран мира не могут существовать без рынков ценных бумаг. Необходимы отличные знания рынка ценных бумаг, чтобы выиграть на нем и успешно конкурировать. В Республике Беларусь рынок ценных бумаг является развивающимся. Поэтому тема курсовой работы как никогда актуальна в сложившихся условиях на рынке ценных бумаг Беларуси.
Основная цель курсовой работы – раскрыть сущность государственных ценных бумаг, определить их значение, нынешнее состояние и роль в экономике.
Чтобы достичь поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть государственные ценные бумаги, дать им классификацию.
2) Рассмотреть государственные ценные бумаги как инструмент финансовой политики государства Республики Беларусь.
3) Изучить проблему финансирования бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
В предлагаемой курсовой рассмотрена основная часть сделок осуществляемых с государственными ценными бумагами в Беларуси.
При выполнении курсовой работы использовались учебные пособия , статьи из научных журналов, газет, периодической литературы, статистические данные.
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь ценные бумаги являются одним из объектов гражданских прав. При этом законодательство содержит два обобщающих юридических определения такого правового института, как ценная бумага [2, с.237].
Так, под ценной бумагой понимается:
обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
Определение ценной бумаги, закрепленное в Гражданском кодексе содержит практически все существенные характеристики ценной бумаги:
-
ценная бумага представляет
-
это документ установленной
-неразрывность самой ценной бумаги и зафиксированного в ней имущественного права, т.е. передача прав, закрепленных в ценной бумаге, возможна лишь с одновременной передачей самой ценной бумаги [2, с.239].
Указанные характеристики свойственны всем ценным бумагам. При этом каждому типу и виду ценных бумаг присущи свои признаки, отличающие их друг от друга.
Таким образом, ценная бумага по своей сути имеет двойственную природу. Иными словами, ценная бумага, с одной стороны, представляет собой имущественное право, а с другой – документ, удостоверяющий наличие этого имущественного права, т.е. вещь (движимое имущество), и следовательно, имеет характеристики, свойственные вещи [16, с.244].
Государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, эмитированные государственными органами власти и управления. Они представляют собой одну из форм существования государственного долга [17, с.205]. В мировой практике можно встретить различные названия долговых обязательств государства: облигации, казначейские векселя, сертификаты, ноты, консоли. Однако несмотря на многообразие применяемой терминологии, все они удостоверяют отношения займа, в которых должником выступает государство. Помимо наименований эти виды государственных ценных бумаг различаются набором реквизитов. Так, реквизиты государственных облигаций схожи с реквизитами корпоративных облигаций. Реквизиты государственных ценных бумаг, выполненные в форме векселей или сертификатов, будут идентичны реквизитам соответствующих финансовых инструментов. Во всём мире государство является крупнейшим заёмщиком капитала. Заимствование средств у населения у населения и частных компаний осуществляется путём продажи государственных ценных бумаг, эмиссия которых направлена на решение следующих задач:
-покрытие дефицита государственного бюджета, в том числе устранение краткосрочных кассовых разрывов в бюджете, связанных с неравномерностью платежей (кассового и сезонного дефицитов). Эмиссия ценных бумаг при этом является преимущественным способом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с другими известными способами. Так, дополнительный выпуск денег в обращение неизбежно ведёт к инфляции. Привлечение же внешних кредитов несёт угрозу экономической независимости страны, к тому же плата за использование кредитов международных финансовых организаций высока, что также может негативным образом сказаться на социально-экономическом положении страны-заёмщика;
-финансирование целевых государственных программ. Эмитируя ценные бумаги, государство привлекает ресурсы для осуществления крупномасштабных проектов в области жилищного строительства, транспорта, коммуникационных систем, социальной инфраструктуры и т.д. Примером целевых облигационных займов можно привести транспортные облигации, выпущенные правительством Великобритании, в результате чего были сформулированы ресурсы для национализации транспорта. Подобные облигации также были выпущены в России АО «Высокоскоростные магистрали» под гарантию правительства РФ. Средства от продажи данных облигаций были направлены на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург;
-воздействие на макроэкономические показатели: объём денежной массы в обращении, уровень цен и инфляция, валютный курс, темпы экономического роста, уровень занятости, платёжный баланс и др.;
-погашение задолженности по ранее выпущенным государственным ценным бумагам;
-реструктуризация государственного долга предприятиям, организациям и частным компаниям [10, с.208].
В качестве эмитентов государственных ценных бумаг могут выступать правительственные органы (чаще всего – Министерство финансов), государственные специализированные организации (Центральный банк). В некоторых странах государственными признаются ценные бумаги местных властей и даже негосударственных учреждений, выпущенные под обязательные гарантии правительства [8, с.190].
В зависимости от вида выпускаемых ценных бумаг инвесторами являются население, частные компании, инвестиционные, страховые, пенсионные фонды, банки. С точки зрения инвесторов государственные ценные бумаги обладают рядом значительных преимуществ по сравнению с другими финансовыми инструментами. Прежде всего, это их высокая надёжность, поскольку эмитентом является государство, которое обеспечивает гарантии осуществления прав по ценным бумагам. Государственные ценные бумаги – это высоколиквидные инструменты, сроки их обращения в денежные средства минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом операционные издержки по сделкам с государственными ценными бумагами часто могут быть ниже, чем по другим ценным бумагам (комиссия посреднику, бирже). Ещё одно преимущество инвестирования в государственные ценные бумаги состоит в том, что во многих странах все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от уплаты налогов или действует система льготного налогообложения.
Таким образом, государственные ценные бумаги одновременно являются средством решения многих общеэкономических и социальных задач государства и в то же время, обладая привлекательными свойствами, служат удобным и надёжным инструментом инвестирования свободных денежных средств [12, с.210].
Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам.
По эмитентам:
Ценные бумаги высших органов государственной власти и управления (Министерство финансов, Центральный банк);
Региональные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней управления, гарантированные центральным правительством;
Ценные бумаги государственных учреждений.
Статус государственных ценных бумаг определяется законодательством страны. В Республике Беларусь к государственным относят ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов с целью покрытия дефицита госбюджета. Национальный банк также осуществляет эмиссию собственных краткосрочных облигаций, которые формального статуса государственных не имеют, однако обращаются наравне с государственными [17, с.211].
По срокам заимствования:
краткосрочные. Для большинства государств самый короткий период времени, на который они привлекают средства, составляет 3 месяца. Однако может быть предусмотрен и более длительный срок их обращения – 6 и 12 месяцев. Так, в США к таким видам ценных бумаг относятся казначейские векселя со сроком 3,6 и 12 месяцев и векселя управления наличностью, выпускаемые на срок до 50 дней. Краткосрочные бумаги обращаются преимущественно на межбанковском рынке и очень редко – на фондовой бирже. В Республике Беларусь к краткосрочным относятся государственные ценные бумаги со сроком обращения до 1 года;
среднесрочные, срок обращения которых составляет от 1 года до 5-10 лет. В США выпускаются казначейские ноты на срок от 2 до 5 лет; в Великобритании – правительственные облигации, выпускаемые на различные сроки от 1 до 5 лет;
долгосрочные. Срок обращения этих ценных бумаг свыше 5 лет. Этот термин используется для обозначения займов сроком до 30 лет. В США существуют облигации со сроком обращения 10 и 30 лет, сберегательные облигации, предназначенные для населения на срок не менее 10 лет. Известны исторические примеры и более длительного срока обращения. В дореволюционной России имели хождение облигации российского золотого займа сроком 81 год, которые свободно продавались не только на внутреннем рынке, но и зарубежных рынках Европы и Америки.
Информация о работе Государственные ценные бумаги в Беларуси