Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа
Целью работы является изучение механизма функционирования рынка государственных ценных бумаг.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг;
- выделить виды государственных ценных бумаг;
- рассмотреть особенности функционирования государственных ценных бумаг.
Введение
1. Понятие и виды государственных ценных бумаг
1.1. Общее понятие государственных ценных бумаг
1.2. Виды государственных ценных бумаг
2. Особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг
2.1 Значение и роль государственных ценных бумаг
2.2 Современное состояние российского рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации происходит развитие такого немаловажного сектора экономики, как рынок государственных ценных бумаг, правовые основы которого были заложены еще некоторыми законодательными актами СССР. Однако окончательно рынок государственных долговых обязательств пока не сформировался, и его расширение продолжается.
Ценные бумаги занимают важное место в экономической системе. В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов — потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги
В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.
Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.
В законодательстве РФ не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. Вместе с тем на территории РФ государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде облигаций, векселей, акций, а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам. [1, c. 45]
Ценные бумаги, выпуск которых был предусмотрен актами Президента и Правительства РФ, подлежат обращению на территории РФ наравне со всеми остальными ценными бумагами, так как изданные до введения в действие ГК РФ акты органов государственной власти подлежат применению впредь до введения соответствующих законов (ст. 4 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Рассмотрим более подробно основные виды государственных ценных бумаг, которые участвуют в обращении на официальном рынке.
Целью работы является изучение механизма функционирования рынка государственных ценных бумаг.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг;
- выделить виды государственных ценных бумаг;
- рассмотреть особенности
функционирования
В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.
В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантированны Правительством.[1]
Под государственными долговыми обязательствами понимаются любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.
В основе рынка государственных ценных бумаг экономически развитых стран лежат следующие функциональные составляющие:
Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, как показывает опыт зарубежной практики, охватывает:
В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности.
Зарубежная практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики. [5]
Рациональное функционирование рынка государственных ценных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения государственных ценных бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов, ведение депозитария.
В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Сегодня уже накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.
В настоящее время в РФ действует Федеральный Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.).
Данным Законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
При выполнении государством
функций по управлению хозяйственно-рыночными
и кредитно-финансовыми
Одним из наиболее распространенных
методов привлечения денежных средств
является проведение государством в
лице его официальных и
Облигации внутреннего валютного займа (далее - ОВВЗ) представляют собой переоформленные Минфином РФ совместно с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства Союза ССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам, находящимся во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 г. (п. 3 указа Президента РФ от 07.12.92 N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР").
Порядок и сроки выпуска ОВВЗ определены Условиями выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа, утвержденными Постановлением Совмина - Правительства РФ от 15.03.93 N 222 (далее - Условия выпуска ОВВЗ), в соответствии с которыми ОВВЗ выпускаются в виде государственной ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте.
Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ (п. 7 Условий выпуска ОВВЗ).
Суммы, подлежащие выплате владельцам ОВВЗ при получении ими купонного дохода, а также при погашении самих облигаций, выплачиваются в безналичном порядке в долларах США путем перевода средств на счета в уполномоченных банках. [3, c. 110]
Кроме этого, ОВВЗ, являясь государственными ценными бумагами, могут быть использованы их владельцами в гражданском обороте на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, но с учетом требований валютного законодательства РФ, поскольку данные облигации относятся к категории валютных ценностей (п. 4 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"). В связи с этим вышло письмо ЦБ РФ от 13.04.94 N 87 "О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа", в котором ЦБ РФ дополнительно разъяснил особенности обращения на территории России ОВВЗ. Так, в частности, в соответствии с п. 1 указанного письма ОВВЗ могут свободно обращаться на территории РФ без выдачи специальных разрешений ЦБ РФ и в том числе в виде вклада в уставные капиталы организаций-резидентов (п. 5). При этом денежные обязательства, возникающие в процессе обращения ОВВЗ, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте (п. 2).[7, c. 23]
Кроме ОВВЗ 1993 г., государством в 1996 г. был произведен дополнительный выпуск указанных валютных облигаций, необходимость которого была вызвана неполным погашением внутреннего валютного долга государства по ОВВЗ 1993 г. (указ Президента РФ от 31.01.96 N 126 "О некоторых мерах по упорядочению работы с внутренним и внешним долгом РФ").
В соответствии с Условиями выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного займа РФ 1996, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.96 N 229 и принятыми во исполнение вышеназванного Указа Президента РФ N 126, ОВВЗ выпускаются в виде государственной ценной бумаги, номинированной также в долларах США, по которой установлен купонный доход в размере 3% годовых с условием ежегодной выплаты начиная с 14 мая 1996 г. Доход по ОВВЗ 1996 г. также выплачивается держателем путем перечисления причитающихся сумм на счета владельцев после предъявления ими соответствующих купонов.
Начиная с 1993 г. на территории РФ выпускаются государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ (далее - ГКО), эмитентом которых является Минфин РФ. Порядок обращения и условия выпуска указанных ценных бумаг регулируются Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совмина - Правительства РФ от 08.02.93 N 107, (далее - Условия выпуска ГКО), Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 15.06.95 N 02-125, а также иными нормативными актами, принятыми во исполнение указанных документов.
ГКО выпускаются периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн руб. в бездокументарной форме, т.е. не изготавливаются в виде специальных бумажных бланков. Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.
Владельцами ГКО могут быть любые юридические и физические лица. При этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено ограничение относительно круга потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано в условиях их выпуска.
Все операции по обращению ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ.
Для осуществления операций с ГКО предприятиям необходимо заключить соответствующие договоры с дилерами, уполномоченными ЦБ РФ совершать сделки с государственными ценными бумагами. [2]
В договоре, заключаемом между дилером и предприятием, изъявившим желание приобрести ГКО, должны быть оговорены права и обязанности сторон, полномочия дилера на совершение операций с ГКО, а также иные вопросы, связанные с обращением ГКО. Кроме этого, в договоре должен быть зафиксирован регистрационный код предприятия, присваиваемый дилером. Код впоследствии должен указываться во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями ГКО инвестора.