Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:56, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы «Депозитный рынок Казахстана: состояние, проблемы и перспективы развития» заключается в большой конкуренции на отечественном рынке банковских услуг. Объем депозитов, привлеченных банками второго уровня, во многом зависит от депозитной политики банка. Конечно, в процессе привлечения не последнее место отводится и бренду финансового учреждения и его репутации, однако в свете последних событий, когда у очередного банка была отозвана лицензия, очевидным становится одно – вопрос о качестве депозитного портфеля остается открытым и весьма своевременным.
Система страхования вкладов еще
несовершенна, но система заработала,
и это важно, поскольку вкладчики
идут в банки. Система работает, но
моральные риски несколько
Казахстанский
фонд гарантирования вкладов обеспечивает
возврат денег физических лиц, размещенных
в срочные вклады (депозиты) в
коммерческих банках – участниках
системы коллективного
Банки первой группы могут добровольно выйти из системы коллективного страхования депозитов, хотя это может быть им невыгодно. Потому, что банки, не участвующие в системе страхования, могут привлекать депозиты в размерах, не превышающих их уставный капитал. На банки-участников системы это ограничение не распространяется.
Согласно правилам гарантирования, формирование резерва для возмещения по вкладам (депозитам) производится в следующем порядке:
Выплата возмещения будет производиться через выбранный Фондом банк-агент из числа банков-участников, который в течение 15 дней возместит вкладчикам их вклады.
Совокупная сумма гарантийного возмещения по вкладам физических лиц, подлежащая выплате Фондом, по состоянию на 1 июля 2011 г. достигла Т1,17 трлн. При этом, финансовые ресурсы Фонда, накопленные в специальном резерве, предназначенном для выплаты гарантийного возмещения депозиторам, с учетом 50% уставного капитала Фонда, достигли Т144,6 млрд., что составляет 12,3% от совокупной суммы возмещения по депозитам физических лиц. В соответствии с законодательством целевой размер специального резерва Фонда составляет не менее 5% от совокупной суммы депозитов физических лиц, на отчетную дату данный показатель составил 5,8% [23].
Дальнейшая задача Фонда - это охват всех депозитов физических лиц в коммерческих банках, упрощение для вкладчиков и коммерческих банков схем возмещения и прием в систему коллективного гарантирования вкладов тех банков, которые соответствуют требованиям Фонда.
Несмотря на принятие в Казахстане Правил обязательного коллективного гарантирования (страхования) депозитов физических лиц в банках, остались некоторые нерешенные вопросы, которые должны были присутствовать в системе обязательного коллективного страхования, в частности это:
К примеру,
почему банк, выполняющий пруденциальные
нормативы Национального банка
и имеющий лицензию на проведение
вкладных операций, не может быть участником
системы гарантирования вкладов
до того времени, пока не будут соблюдены
все дополнительные требования, предусмотренные
Фондом. Поскольку приняты Правила
обязательного коллективного
Кроме того, напрашивается вывод
о превышении надзорных функций
Фонда в сравнении с
Далее - ограничение свободы размера вознаграждения по вкладам не должно устанавливаться Фондом, так как это приведет к нарушению законодательства. Вместе с тем, размер членских взносов наряду с другими требованиями должен зависеть и от средневзвешенного процента вознаграждения, то есть при его увеличении возрастает риск, следовательно, взнос должен быть больше.
Интересной представляется система
закрытого страхования, которая
предусматривает вложение определенной
части активов банка в
В мировой
практике одним из определений страхования
является форма обеспечения обязательств
в хозяйственном и гражданско-
Гарантирование (гарантия) также является формой обеспечения выполнения обязательств. Но эта правовая категория представляет нечто иное, чем страхование. В Гражданском кодексе Республики Казахстан (ст.330) установлено, что в силу гарантии гарант обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично субсидиарно [7].
Различия между
Одним из ограничений при выплате страхового возмещения является максимальный размер возмещения одному вкладчику, который не может превышать 5 млн. тенге. Если банк исключен из списка участников страхования, то страховщик (Фонд) отвечает только по вкладам, размещенным в данном банке до исключения.
Таким образом, из вышеизложенного, положений гражданского кодекса Республики Казахстан и действующего страхового законодательства вытекает однозначный вывод - страховщик (Фонд) ни при каких обстоятельствах не может быть гарантом. Поэтому страхование вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня никак не может быть гарантированием. Поэтому следует исключить слово «гарантирование» из Правил, названия Фонда и других документов. Иначе возможны судейские казусы при рассмотрении споров между выгодоприобретателями – вкладчиками и Фондом. Не исключено, что какой-нибудь вкладчик или адвокат, пользуясь формальным поводом, может потребовать от Фонда возмещения ущерба не как от страховщика, а как от Гаранта, то есть в полном объеме без всяких ограничений.
Рассмотрим положительные и
отрицательные стороны
Положительными моментами для Фонда, являются, во-первых, календарные взносы в зависимости от депозитной базы Фонд может установить предельный процент от объема вкладов (депозитов), по достижении которого отчисления могут быть прекращены, но при этом он не обязан устанавливать предел отчислениями, идущим на его счет. Несомненно, ниже 1% предел не будет. Если рассчитать по самой малой шкале, то есть 1% от объема депозитов, сумма собранных Фондом средств составит около 1,4млрд. тенге (1% от 1 млрд. долларов). Во-вторых, эти деньги будут приносить инвестиционный доход от вложений в государственные ценные бумаги [25]. В-третьих, поскольку Фонд - некоммерческая организация, доходом ни с кем делиться не надо. В – четвертых, полученные деньги (взносы и доход) отдавать практически не надо, пока банк не будет объявлен банкротом в судебном порядке. В – пятых, риск выплат из Фонда сведен к минимуму. Поскольку в Фонд принимаются только банки, имеющие отменные экономические показатели, в процессе деятельности они будут находиться под двойным контролем (Национального банка и Фонда), а в случае нарушений будут приниматься жесткие меры, вплоть до отзыва и приостановки лицензии, чтобы не допускать негативных последствий. Таким образом, потенциальным банкротам в Фонд дорога заказана, а из Фонда - запросто.
Отрицательным моментом для Фонда
является исключение банка из реестра
банков-участников системы обязательного
коллективного страхования
Положительным
моментом является то, что они могут
привлекать клиентов тем, что являются
участниками системы
Отрицательными моментами для банков являются то, что, отдав часть денег в Фонд, должен отработать их перед клиентом, что увеличивает процентную ставку вознаграждения для потенциального заемщика. Во-вторых, календарные и прочие отчисления в Фонд не увеличивают прибыль банков. Изъятия 1,4 млрд. тенге из банковского оборота не может пройти безболезненно.
Для клиентов положительным является уверенность, что их деньги застрахованы и в случае чего будут возвращены назад. Но отрицательным является то, что назад получат не все и не все. Вклады будут возвращены за минусом взноса в страховой фонд.
Национальный банк, который является
учредителем, акционером АО "Казахстанского
фонда, гарантирования (страхования) вкладов
(депозитов) физических лиц в банках
второго уровня" получает кроме
сказанного выше дополнительный финансовый
источник для ведения своей коммерческой
деятельности. В результате мы имеем
не страхование интереса, как гарантию
спокойствия владельца
По нашему мнению, защиту депозитов физических лиц можно было бы организовать гораздо дешевле и эффективней. Первый путь – это использовать уже существующие и находящиеся под контролем Национального банка страховые организации. Второй путь - все желающие банки могут участвовать в системе обеспечения возврата депозитов физических лиц в случае наступления последствий, негативных для банков, где находятся депозиты. Данные банки могли бы заключить соглашение о том, что, в случае чего, они вместе общими усилиями помогут уплатить долги банку, попавшему в сложное финансовое положение, или потерпевшему крах. Например, пропорционально своим долям в общем депозитном накоплении участников такого соглашения.
Участвуя в проекте
Таким образом, построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих положениях.