Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:56, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы «Депозитный рынок Казахстана: состояние, проблемы и перспективы развития» заключается в большой конкуренции на отечественном рынке банковских услуг. Объем депозитов, привлеченных банками второго уровня, во многом зависит от депозитной политики банка. Конечно, в процессе привлечения не последнее место отводится и бренду финансового учреждения и его репутации, однако в свете последних событий, когда у очередного банка была отозвана лицензия, очевидным становится одно – вопрос о качестве депозитного портфеля остается открытым и весьма своевременным.
3.3 Направления развития депозитного рынка республики
Наличие множества форм сбережений позволяет владельцу накоплений выбрать наиболее приемлемый для себя способ, который бы отвечал трем основным критериям: ликвидности, безопасности и норме дохода. Населением они воспринимаются следующим образом.
Ликвидность
представляет собой легкость, с которой
можно перевести сбережения в
наличные деньги, с тем, чтобы их
тратить. Сумма, сберегаемая в ликвидной
форме, будет изменяться в зависимости
от индивидуальных потребностей владельца
сбережений. Безопасность предъявляется
в качестве основного требования
к сбережениям. Он дает возможность
в определенный момент, в будущем,
получить свои средства назад. Таким
образом, форма сбережений, допускающая
возможность потери сбережений, будет
менее предпочтительна по сравнению
с той формой, которая гарантирует
безопасное вложения средств населения.
Норма дохода выступает основной
мотивацией при выборе формы, используемой
для хранения сбережений, особенной,
когда рассматривается
Между безопасностью (сохранностью),
нормой дохода и ликвидностью существует
определенная зависимость. Средства сбережений
с высокой степенью риска должны
обеспечить высокую норму дохода,
для того чтобы привлечь деньги,
и, соответственно, высокая норма
дохода компенсировать уменьшение ликвидности.
С другой стороны, задача сохранения
покупательской способности денег
и обеспечение реального
Исключительное значение в условиях становления и развития рыночной экономики приобретает проблема максимального вовлечения в оборот свободных денежных сбережений населения и сокращения той их части, которая находится в тезаврации (на руках у населения). Вкладчики банка при принятии решения о размещении собственных средств руководствуется следующими соображениями.
Во-первых, это надежность банка. Большинство
населения республики, которое вкладывает
свои сбережения на депозиты в банки,
считает наиболее надежным Народный
Сберегательный банк Казахстана, так
как вклады в нем до недавнего
времени гарантировались
Во-вторых, уровень процентной ставки. По вкладам населения (в тенге и иностранной валюте) он очень часто является одним из критериев выбора того или иного банка. Увеличение процентов является одним из способов привлечения средств. При этом следует помнить, что чем надежнее пассивы, т.е. чем больше срок и сумма депозитов, тем более высокий процент может гарантировать вкладчикам банк [28]. Хотя, чем стабильнее и надежнее банк, тем меньше процентная ставка по депозитам, и наоборот, малоизвестные банки предлагают максимально высокие ставки в надежде привлечь больше клиентов.
Некоторые банки не занимаются вкладами
до востребования - АТФБ, филиал Валют-Транзит
банка, Темирбанк. В то же время по
Алматинскому филиалу Валют-Транзит
банка просматривается
В-третьих, сеть учреждений и качество обслуживания. Для поддержания устойчивости депозитов банки должны иметь свою стратегию. Одним из направлений этой стратегии является маркетинг - повышение качества обслуживания клиентов. Разветвленность сети банковских филиалов в сочетании с высоким уровнем квалификации персонала, качеством услуг и сервисом обслуживания клиентов, предоставление возможности пользоваться автоматизированными системами расчетов и платежей, широкий спектр банковских операций и услуг и др. факторы имеют первостепенное значение при выборе клиентом "своего" банка.
В последние
годы в странах Запада клиентам была
предоставлена возможность
Для привлечения в банки текущих доходов и сбережений целесообразно внедрять в банковскую практику сберегательных вкладов депозитные счета денежного рынка. Они перспективны в условиях инфляции, так как процентная ставка по ним является плавающей и меняется в зависимости от спроса и предложения на денежных рынках. Можно использовать такие счета, у которых смешанный режим функционирования. Например, средства, находящиеся на счетах, с одной стороны, могут использоваться для расчетов; с другой - как своеобразные финансовые инвестиции, приносящие определенный доход.
Всемирная сеть Мете создает ситуацию
всеобщей доступности
Кроме гибкой процентной политики банка существуют и другие способы привлечения ресурсов во вклады. Это, прежде всего рекламная, маркетинговая деятельность, изучение рынка, разнообразные привлекательные услуги клиентам. Не следует пренебрегать и внешними факторами, такими как привлекательность здания банка, подъезды к нему, автостоянки, наличие служб охраны и т.д. Немалое значение имеют личные качества служащих банка, их опыт, вежливость, дружелюбное отношение к клиентам. Во многих странах практикуется даже предоставление вкладчикам премий в форме товаров.
Маркетинговая стратегия банков на депозитном рынке, подразумевая, прежде всего, деятельность по привлечению средств вкладчиков — физических лиц, должна быть направлена на гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на потребности изменяющейся экономики, на минимизацию расходов по привлечению ресурсов, создание условий для получения прибыли в будущем, расширение ресурсных источников, диверсификацию, удлинение сроков вложений, развитие ассортимента услуг и содействия в привлечении новых клиентов. Поэтому здесь применимы все приемы, наработанные традиционным маркетингом для изучения и сегментирования розничного потребительского рынка, регулирования спроса, стимулирования сбыта. Необходимо задействовать такие инструменты, как реклама, личные продажи, непосредственные контакты с клиентами, выступления в средствах массовой информации и др.
В условиях усиления конкуренции между
банками, возрастает роль рекламы, как
самого банка, так и его продукта,
призванной сформировать благоприятный
имидж банка, то есть оказать эмоционально-
Сегодня в условиях изменения конкурентной
стратегии, успех коммерческого
банка в привлечении и
Известно, что к основным побудительным мотивам накопления сбережений, могут относиться следующие:
Что касается альтернативы отечественным банкам в отношении вложения средств в зарубежные банки, то западные банки предполагают невысокие ставки вознаграждения по депозитам - не выше 5-6%, так их финансовое положение достаточно стабильно и потребности в наших "дорогих" депозитах не испытывают. Кроме того, минимальная сумма вклада в западных банках очень высока, что едва ли привлечет нашего соотечественника. Другое дело - страны с не совсем стабильной экономикой, например, Турция, Россия или даже Китай, банки которых, в принципе, могут в отдельные периоды существенно конкурировать на рынке депозитов. Но такая стабильность, может быть, временна и связана с различными рисками. Поэтому актуален вопрос функционирования в Казахстане Фонда гарантирования вкладов, который будет способствовать обеспечению стабильности в банковской системе, повышению доверия населения к отечественным банкам.
Поскольку запуск этой системы возможен
лишь при нормально функционируемом
организме страны, поэтому в систему
гарантирования входят только стабильные
и надежные банки. Третье лицо в отношениях
между клиентом и банком, является
Фонд гарантирования, реально имеющий
деньги выплаты гарантированного возмещения
вкладчикам. Сегодня застрахованными
являются лишь срочные вклады физических
лиц. Такое ограничение объектов
гарантирования временное. Следующим
шагом этой системы будет охват
всех видов вкладов, как населения,
так и юридических лиц. Такая
система будет являться одним
из направлений поддержки
Стремление к постоянному увеличению числа обслуживаемых клиентов и объема предоставляемых услуг не всегда оказывается оправданным, поскольку это ведет к росту издержек банка и не повышает уровень прибыли. Поэтому лучше сосредоточить внимание на услугах и клиентах приносящих основной доход, и заняться решением проблемы рационализации оставшихся, в целях повышения их прибыльности. Возможно, исключить низко доходные услуги, предоставляемых малоперспективным клиентам, в связи с их убыточностью.
Также примечателен опыт «БанкЦентрКредит» по введению новых видов депозитов (накопительный депозит, депозит с правом на кредит), которые могут быть использованы в практике других коммерческих банков республики.
Заключение
Средства
на текущих расчетных счетах в
настоящее время являются наиболее
выгодным видом ресурсов для банков
и, несмотря на это, достаточно емким. Достаточно
явно ощущается конкуренция между
банками за клиентов. В Казахстане
наиболее крупные хозяйствующие
субъекты имеют свои банки. Очень
часты случаи переманивая крупных
корпоративных клиентов банками
друг у друга. Из-за повышенного внимания
к достойным клиентам малейшее затруднение
любого банка может вызвать достаточно
ощутимый отток средств на расчетных,
текущих счетах. Это позволяет
сделать вывод, что средства на текущих,
расчетных счетах как ресурс банка
высокочувствительны к
В процессе проведенного исследования сделаны выводы и предложения по привлечению денежных средств населения во вклады коммерческих банков, необходимых для кредитования экономики: