Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, дипломная работа
Актуальность. Безналичные расчеты играют огромную роль в нынешней экономике любой развитой страны. В последние годы система безналичных расчетов стремится вверх большими шагами, их осуществление стало намного проще как для предприятий, так и для обычного населения.
Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа в контролирующей организации, которая заключается в изучении нормативных актов, инструктивных материалов и отраслевых указаний, касающихся особенностей деятельности контролируемого объекта, его бухгалтерской и статистиче6ской отчётности, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших жалоб и другой текущей информации, характеризующей финансовое состояние контролируемой организации.
Руководитель ревизионной группы должен решить вопрос о способах и форме информирования работников ревизуемой организации о начавшейся ревизии, её сроках, месте нахождения и времени работы ревизоров.
Наиболее ответственным и трудоёмким этапом ревизии является инвентаризация. Руководитель ревизионной группы разрабатывает план инвентаризации материальных ценностей.
Обязательной инвентаризации при проведении ревизии подлежат расчёты с дебиторами и кредиторами, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, принятые на ответственное хранение от поставщиков, выданные предприятию исполнительные листы, бланки строгой отчётности. Результаты инвентаризаций оформляются справкой о проведённых инвентаризациях материальных ценностей в период комплексной ревизии в соответствующей ревизуемой организации на определённую дату, которая прилагается к акту комплексной ревизии.
После проведения инвентаризации и обследования ревизоры приступают к исследованию финансовых и хозяйственных операций, отражённых в первичных документах, записей в регистрах учёта, бухгалтерской и статистической отчётности для установления законности, достоверности и целесообразности их совершения. Исследование проводится с помощью приёмов документального контроля.
В то же время качество ревизии зависит не только от уровня её организации и правильности проведения, но и от доброкачественности оформления обобщающих материалов: основного акта комплексной ревизии, частного (промежуточного) акта ревизии, справок, накопительных ведомостей, приказов, издаваемых по результатам рассмотрения ревизий.
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, руководителем ревизионной группы (ревизором) на основании справок специалистов, включённых в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии (акт ревизии).
Промежуточный акт ревизии имеет такую же структуру, как и основной акт ревизии. Единственное отличие состоит в том, что в результативной части излагаются результаты исследования только одного участка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включают в основной акт ревизии, а сам он является приложением к нему.
Ведомственными инструкциями о порядке проведения ревизий определена технология передачи материалов правоохранительным органам и содержание сопроводительного письма. Так, в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства Промышленности Республики Беларусь в сопроводительном письме должна быть указана следующая информация: наименование проверяемого субъекта, его юридический адрес, характер выявленных нарушений, какие требования нормативно-правовых актов не соблюдены, фамилии и должности лиц, виновных в нарушениях, с приложением документов, регламентирующих их должностные обязанности.
По структуре акт комплексной ревизии состоит из двух частей: вступительной и исследовательской (результативной).
Результативная часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации или предприятия.
В акт ревизии должны включаться только факты, достаточно проверенные и обоснованные, содержащие элементы нарушений, свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации. В нём должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения установленных фактов.
Завершающий этап ревизии – реализация её материалов. Основными формами реализации результатов ревизии являются:
устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;
обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;
передача материалов ревизии правоохранительным органам;
рассмотрение результатов ревизии в ревизующей (вышестоящей организации).
На основании материалов, содержащихся в акте ревизии, виновные должностные и материально ответственные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной ответственности, разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и злоупотреблениям. Материалы ревизии должны быть обязательно рассмотрены как в ревизуемой, так и ревизующей организации. В соответствии с действующими инструктивными материалами руководитель ревизуемой организации обязан рассмотреть результаты ревизии не позднее двухнедельного срока, а руководитель контрольно-ревизионной службы ревизующей организации совместно с отраслевыми управлениями, специалисты которых принимали участие в проведении комплексной ревизии, обязан рассмотреть материалы ревизии не позднее 30-дневного срока со дня подписания акта.
Результаты рассмотрения представляются в форме проектов приказов или постановлений как обревизованной, так и вышестоящей организации. Проекты приказов могут быть развёрнутые, с рекомендациями по результатам ревизии, и краткие, с перечнем основных нарушений. К краткому проекту прилагается перечень мероприятий, предлагаемых ревизующими, а в приказную часть вносят пункт об его утверждении. Организационные выводы о работе ревизуемой организации, привлечение к дисциплинарной ответственности её руководителей отражаются в приказе контролирующей организации. Содержание приказов должно быть чётким, логичным, понятным и состоять из двух частей: констатирующей и приказной. Первая основывается на выводах ревизующих (содержании исследовательской части акта ревизии), вторая – исходит из констатирующей части.
Для устранения недостатков, выявленных ревизией, недостаточно только издать приказ или распоряжение. Необходимо обеспечить приведение в жизнь намеченных в них мероприятий, которые, как показывает практика работы контрольно-ревизионных служб, осуществляются успешно только там, где на должном уровне организована проверка исполнения. Поэтому наряду с повышением качества проведения контрольно-ревизионной работы необходимо улучшать проверку исполнения решений, принятых по материалам проведённых ревизий, подсказывать проверяемым предприятиям и организациям как наладить работу, устранить установленные ревизией недостатки и предупредить их повторение в дальнейшем. При наличии формального контроля иногда реальные, разработанные по результатам проведённой ревизии мероприятия не реализуются. Последующими ревизиями и проверками зачастую вновь выявляются те же недостатки и нарушения.
С учётом этого контрольно-ревизионные службы обязаны организовать надлежащий контроль за исполнением решений, принятых по результатам рассмотрения материалов ревизии. В этих целях в контролирующей организации ведётся Журнал учёта проводимых ревизий и контроля за выполнением принятых по ним решений.
Все субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственную и финансово-хозяйственную деятельность, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2001 г. № 248 (с учётом изменений и дополнений, внесённых постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.04.2002 г. № 473) «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учёта проверок (ревизий)» обязаны вести учёт проверок (ревизий), осуществляемых органами государственного управления, уполномоченными в соответствии с законодательством проводить эти проверки (ревизии), в Книге учёта проверок (ревизий).
Отчётность о контрольно-ревизионной работе представляет собой совокупность сведений об организации ревизионной работы, о положении дел с сохранностью активов в организациях и на предприятиях. На основании представляемой отчётности даётся оценка деятельности субъектов хозяйствования по обеспечению сохранности различных видов собственности, а также осуществляется контроль вышестоящих органов управления и Министерства финансов Республики Беларусь за организацией и эффективностью работы ведомственных контрольно-ревизионных служб.
Отчётность о контрольно-ревизионной работе подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Показатели бухгалтерской отчётности базируются на данных первичных документов и записей в регистрах бухгалтерского учёта. Оперативная отчётность составляется с использованием данных журналов учёта итогов проведённых ревизий и проверок, другой информации о проводимой контрольно-ревизионной работе справочного характера, представляемой подведомственными предприятиями и организациями.
К статистической отчётности относится государственная статистическая отчётность формы 2-ревизии «Отчёт о контрольно-ревизионной работе», утверждённая постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28.11.2002 г. № 199.
Отчёт заполняется нарастающим итогом за полугодие, год. В него включаются данные о проведённых ревизиях и проверках финансово-хозяйственной деятельности организаций государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности, которые были завершены в отчётном периоде и по которым имеются оформленные в установленном порядке акты или справки.
К отчётам прилагается объяснительная записка с кратким описанием материалов ревизий, в ходе которых выявлен ущерб в особо крупных размерах. Кроме того, в записке освещаются принятые меры по возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, недопущению нарушений им в дальнейшем, а также по повышению эффективности проводимой контрольно-ревизионной работы.
Контроль является самостоятельной функцией управления и одним из важнейших элементов рыночной экономики. В результате контроля определяется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям. На комбинате кооперативной промышленности контроль за образованием, распределением и использованием фондов денежных средств и ресурсов осуществляет контрольно ревизионный отдел.
Комплексная документальная ревизия финансово – хозяйственной деятельности и проверки обеспечения сохранности собственности проводится ежегодно.
Способ проведения документальной ревизии и проверки состояния контрольно-ревизионной работы отражается в рабочем плане.
Программа проведения комплексной ревизии на комбинате кооперативной промышленности содержит следующие этапы:
1. подготовительный – здесь анализируется плановые и финансовые показатели работы, изучаются материалы предыдущих документальных ревизий, нормативно – правовая документация, инструктивные указания;
2. первоначальный – проводится обследование объектов торговли, цехов, складов, где проверяются условия хранения ценностей , техническая укреплённость и так далее;
3. непосредственное проведение ревизии;
4. оформление и рассмотрение результатов ревизии.
Результаты ревизии оформляют Актом документальной ревизии (Приложение ).
Решения по результатам проверки рассматриваются ревизионной комиссией в месячный срок, руководством Буда – Кошелевского райпо – в течение 5 дней после подписания акта ревизии.
Буда – Кошелевское райпо выносит постановление о результатах документальной ревизии финансово – хозяйственной деятельности комбината (Приложение ).
5.2. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Сущность расчётных операций определяется финансовыми отношениями. Большое значение имеет проверка соблюдения нормативных актов, регулирующих расчётные операции, уровень постановки договорной работы, состояние расчётно-платёжной дисциплины, достоверности учётных данных.