Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, дипломная работа
Актуальность. Безналичные расчеты играют огромную роль в нынешней экономике любой развитой страны. В последние годы система безналичных расчетов стремится вверх большими шагами, их осуществление стало намного проще как для предприятий, так и для обычного населения.
Данные таблицы 3.3 свидетельствуют о том, что на начало 2004 года за счёт имеющихся денежных средств в расчётах комбинат может погасить 1,5% краткосрочных обязательств, а на конец 2004 года – 2,9%. Рост коэффициента абсолютной ликвидности вызван опережающим ростом денежных средств по сравнению с краткосрочными обязательствами. Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует потенциальную платёжеспособность предприятия, его значение свидетельствует о том, что за счёт имеющихся денежных средств и по мере погашения дебиторской задолженности предприятие сможет погасить 38,5% краткосрочных долгов на начало года и соответственно 47,5% на конец 2004 года.
Таблица 3.4
Показатели рентабельности комбината
Показатели | Годы | Отклонение ( +; - ) | |
2003 | 2004 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Прибыль (убыток) отчётного периода, млн.р. | -35 | 36 | 71 |
2. Валюта баланса млн. р. (среднее значение) | 2402 | 2480 | 78 |
3. Выручка от реализации, млн. р. | 1406 | 1915 | 509 |
4. Коммерческие расходы, млн. р. | 124 | 214 | 90 |
5. Собственный капитал, млн. р. (среднее значение) | 1811 | 2059 | 248 |
6. Рентабельность |
|
|
|
6.1. активов(1/2*100) | -1,46 | 1,45 | 2,91 |
6.2. продаж(1/3*100) | -2,49 | 1,88 | 4,37 |
6.3. коммерческих расходов(1/4*100) | -28,23 | 16,82 | 45,05 |
На комбинате в 2004 году рентабельность активов возросла почти на 3%, рентабельность продаж на 4,4%, коммерческих расходов – на 45% и составила соответственно 1,45; 1,88; 16,82 процента, что свидетельствует о незначительном улучшении финансового состояния организации.
4. Организация бухгалтерского учёта и методика анализа безналичных расчётов.
4.1. Организация учёта безналичных расчётов и направления его совершенствования
4.1.1. Аналитический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями
Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.
Поставка товаров осуществляется в соответствии с принятыми условиями, определяющими юридические права и обязанности поставщиков и покупателей по отношению к товару.
В соответствии с этими условиями чётко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от поставщика к покупателю, несёт риск и ответственность при осуществлении этих функций и при гибели или порче товара.
Поставщик на отгруженные материалы выписывает расчетные документы и передает их покупателю для оплаты. Эти документы поступают в отдел снабжения (маркетинга), где их проверяют на соответствие с договором, регистрируют в книге поступления грузов и дают акцепт. Затем они передаются в бухгалтерию для учета и оплаты. С этого момента у предприятия возникают расчеты с поставщиком. По мере поступления материала на склад, выписываются приходные документы, которые передаются по реестру в бухгалтерию. Бухгалтерия подбирает документы склада к расчетным документам поставщика и производит запись в Ж-О № 6. При журнально-ордерной форме учёта учёт расчётов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учёт расчётов с поставщиками сочетается с аналитическим учётом. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6 (Приложение ).
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключённых между частным унитарным предприятием «Комбинат кооперативной промышленности».
Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:
поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
поставщикам по просроченным оплатой векселям;
поставщикам по полученному коммерческому кредиту.
Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная
бухгалтерская отчётность, ведётся на счёте 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” обособленно.
При автоматизации учёта на основании выписок банка составляют машинограммы синтетического и аналитического учёта по каждому счёту, применяемому для учёта расчётов с поставщиками и покупателями. Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм - оборотных ведомостей по счетам, итоговые данные которых записывают в Главную книгу.
По данным аналитического учёта расчётов с поставщиками бухгалтер обобщает и контролирует сальдо на конец месяца по следующим направлениям:
- расчётные документы, срок оплаты которых не наступил;
- не оплаченные в срок расчётные документы;
- расчёты по просроченным платежам.
Для формирования данных о состоянии задолженности в целом по Комбинату кооперативной промышленности используется машинограмма «Оборотная ведомость средств» на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»» (Приложение ), «Оборотная ведомость средств» на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками (Приложение ).
Расчёты с покупателями и заказчиками в зависимости от отраслевых особенностей осуществляются как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами.
В соответствии с учётной политикой предприятия выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере оплаты (при безналичных расчётах – по мере поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчётах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю расчётных документов. Метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается организацией самостоятельно на длительный срок (не менее 1 года) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков отражается в учёте по мере отпуска продукции, товаров и тары на основании актов приёма-сдачи выполненных работ, товарно-транспортных накладных, выписанных со счетов на оказанные услуги и других документов. Погашение (списание) дебиторской задолженности покупателей происходит при оплате предъявленных платежей требований. Аналитический учёт расчётов с покупателями и заказчиками в порядке инкассо ведётся по каждому покупателю в специальной ведомости. Записи в этих регистрах по аналитическим счетам покупателей ведутся оппозиционным способом по каждому документу, а по аналитическим счетам заказчиков – в хронологическом порядке. По данным аналитического учёта расчётов с покупателями и заказчиками бухгалтер обобщает возникшую на конец месяца дебиторскую задолженность и контролирует её погашение в следующем месяце. При отражении данных по расчетам с покупателями и заказчиками следует учитывать сроки исковой давности, установленные законодательством.
В соответствии со ст. 197 Гражданского Кодекса Республики Беларусь устанавливается общий срок исковой давности в три года. Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
При пропуске сроков исковой давности по кредиторской задолженности следует произвести ее списание на внереализационные доходы организации.
Аналитический учёт расчётов с покупателями и заказчиками ведётся в журнале ордере № 11 (Приложение ).
Аналитический учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами ведётся по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам и сверяют с журналом ордером № 8 (Приложение ).
Учет расчетов – трудоемкий и объемный участок учетных работ. Основными задачами автоматизации бухгалтерского учета расчетов являются:
1) ведение информационной базы по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе плательщиков и получателей, а также в разрезе первичных документов;
2) обеспечение контроля своевременной оплаты кредиторской задолженности и взыскания дебиторской;
3) оптимизация бухгалтерского труда по увязке информационных потоков.
Основная цель автоматизации бухгалтерского учета расчетов – обеспечить достаточно глубокий аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе наименования дебиторов и кредиторов, поставщиков и покупателей, платежным документам, выставленным на оплату или принятых к оплате, а при необходимости и по видам долгов. Не мало важным является и организация обработки корреспонденции счетов по учету расчетов, и обеспечить ведение бухгалтерского учета по расчетным счетам.
Применение автоматизированной формы учёта помогает предприятию получать достоверную информацию о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно востребовать причитающиеся суммы или оплатить платежные документы, выявить просроченную задолженность и, как результат укрепить финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, использование автоматизированной формы учета расчетов с поставщиками и покупателями, да и учета в целом, значительно облегчает труд бухгалтера в области учета и ускоряет его производительность.
4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями
Для учёта расчётных операций с поставщиками согласно новому Типовому плану счетов с 01.01.2004 г. использует активно-пассивный счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками, на котором обобщается информация за:
• за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, по которым расчетные документы акцептованы и подлежат оплате через банк;
• за полученные материалы, принятые работы и потребленные услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
• за полученные материалы, принятые работы и потребленные услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей постоянно действующими платежными поучениями;
• за все виды услуг связи и другие услуги;
• по выданным авансам под поставку материалов, выполнение работ, услуг, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материалы, принятые работы или потребленные услуги, находят отражение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленных расчетных документов.
К счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» предусмотрены следующие субсчета:
- субсчёт 1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;
- субсчёт 2 «Расчёты по закупкам сельскохозяйственной продукции»;
- субсчёт 3 «Расчёты по авансам выданным».
На стоимость поступивших от поставщиков ценностей и потреблённых услуг кредитуют счёт 60 субсчёт 1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют счета, на которых учитываются товарно-материальные ценности или затраты.
В аналитическом учёте по кредиту счёта 60 субсчёта 1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность поставщику на стоимость поступивших товаров, определяемую исходя из отпускных цен согласно договору и протокола согласования цен.