Безналичные расчёты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Безналичные расчеты играют огромную роль в нынешней экономике любой развитой страны. В последние годы система безналичных расчетов стремится вверх большими шагами, их осуществление стало намного проще как для предприятий, так и для обычного населения.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 845.00 Кб (Скачать)

Несколько изменена детализация отражаемой в бухгалтерском балансе дебиторской задолженности.

Можно отметить, что все преобразования в бухгалтерском учёте создают необходимые предпосылки для улучшения информационного обеспечения управления как внутри хозяйствующего субъекта, так и для внешних пользователей, заинтересованных в результатах его деятельности. Однако в области  бухгалтерского учёта продолжается доминирование его контрольных и счетоводческих функций над функциями интерпретации и передачи соответствующей информации для принятия соответствующих управленческих решений.

Определение основных направлений совершенствования расчётных взаимоотношений между субъектами хозяйствования является непременным условием политики претворения в жизнь требований рыночной экономики.

Задачи совершенствования расчётов на предприятии:

      нахождение оптимальных форм расчётов;

      предоставление скидок за сокращение сроков платежа;

      развитие автоматизации учёта и оформление документов на электронных вычислительных машинах;

      установление прогрессивной шкалы начисления пени, взыскиваемой за задержку платежа;

      установление материальной ответственности за несвоевременность представления расчётных документов по установленной ставке от суммы платёжного документа за каждый день задержки платежа;

      усиление интереса предприятий в снижении кредиторской задолженности и повышение их ответственности за чрезмерное использование внеплановых источников средств в обороте;

      организация системы аналитического учёта задолженности по срокам, размерам, юридическим и физическим лицам, срокам погашения;

      совершенствование договорной работы.

В практике работы организаций встречаются недостатки в организации расчётов и методике отражения расчётных операций на счетах бухгалтерского учёта.

На практике очень мало внимания уделяется учёту расчётных операций, учёту дебиторской и кредиторской задолженности, хотя это весьма серьёзные участки учётной работы.

Одна из особенностей учёта расчётов состоит в том, что между бухгалтерскими проводками, оформленными у поставщика и у покупателя, имеется прямая связь. Это существенно облегчает проведение инвентаризации расчётов и проведение сверок взаимозачётов между участниками хозяйственных операций. Так, например, суммы отражённые по счёту 60-3 «Расчёты по авансам полученным» у поставщика, должны быть в тех же суммах отражены на счёте 62-4 «Расчёты по авансам выданным» у покупателей.

Мы считаем ошибочным использование дебета счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» для учёта выданных авансов, а кредита счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» – для учёта авансов полученных. Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» является пассивным, а счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» – активным. А искусственное образование дебетового сальдо по пассивным счетам, а кредитового – по активным, является экономически неверным и способно существенно исказить информацию о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности. Применение счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» снимает эту проблему. Он является активно-пассивным и позволяет учитывать любые расчёты. Таким образом, использование счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» целесообразно в тех случаях, когда организация осуществляет расчёты по разовым договорам. Из-за занижения размеров дебиторской задолженности, предприятие, применяющее вариант учёта реализации товаров по оплате, будет иметь более низкие значения коэффициента текущей ликвидности, чем предприятие, применяющее  другой вариант учёта реализации. Однако, несмотря на недостатки, вариант признания выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, является наиболее распространённым среди отечественных предприятий, так как в условиях инфляции и неплатежей гарантирует возможность расчёта с бюджетом по налогам после зачисления денег от покупателей на счета продавцов. Отчётность не учитывает специфику деятельности конкретного предприятия. Информация о задолженности формируется на уровне подразделений предприятия, а в бухгалтерском учёте находит отражение после совершения хозяйственной операции, что исключает возможность объективного отражения долговых обязательств, возникающих при определённых условиях, а также прогнозной оценки существования дебиторской и кредиторской задолженности.

В настоящее время, в связи с ростом требований к представляемой бухгалтерской отчётности у предприятий возникает необходимость в достоверном и точном учёте, обеспечить который может только автоматизированная система управления потоками бухгалтерской информации. В этом случае решением проблем промышленных предприятий могут служить автоматизированные системы бухгалтерского учёта или автоматизированные комплексы, охватывающие всю деятельность предприятия.

Типичные проблемы, связанные с учётом расчётных операций и анализом задолженности, - невозможность отслеживать данные  «день в день», большие усилия, затрачиваемые на подготовку отчётов, и вынужденная необходимость периодической сверки данных, полученных от финансовой и бухгалтерских служб. Очень часто эти данные «не стыкуются» друг с другом ни по форме, ни по содержанию.

Эти и другие проблемы могут довольно успешно решаться с помощью компьютерных технологий.

Наиболее распространённой программой в Республике Беларусь является программа «1 С: Бухгалтерия», которая работает под управлением операционной системы Windows . Особенностью учёта расчётных операций является обработка большого количества хозяйственных операций в течение каждого рабочего дня. Кроме того, при машинной обработке данных необходимо обеспечить достаточный уровень аналитического учёта и своевременность получения сведений о состоянии расчётов. Информационное обеспечение, используемое для автоматизации учёта расчётов, бывает внемашинное и внутримашинное. В качестве внемашинного обеспечения выступают переменные источники учётной информации: товарные, товарно-транспортные накладные, расчётно-платёжные документы. В качестве внутримашинного информационного обеспечения используются справочники, которые принято называть константами. Константы – это параметры, которые проходят по всем документам предприятия. Они могут быть постоянными и переменными, текстовыми и числовыми. Таким образом, для учёта расчётов создаются следующие справочники (константы):

      справочник партнёров с указанием всех реквизитов;

      справочник договоров, который подчинён справочнику партнёров, то есть определённому партнёру соответствуют определённые договора;

      справочник счетов и субсчетов.

Поскольку в данный комплекс сведения поступают из нескольких автоматизированных рабочих мест, то встаёт проблема в сопоставлении товарных и расчётных документов. Существует два типа систем, разрешающих эту проблему.

1 тип – система имитации ручной работы. Здесь отдельно ведутся реестры товарных и платёжных документов. На экране компьютера открываются два окна. В первом – товарные документы, во втором – платёжные документы, а затем вручную производится их сопоставление.

2 тип – системы автоматизированного сведения расчётов, которые особенно эффективны при зачёте авансов.

Если вся аналитика введена и является сопоставимой, то алгоритм работы (технология обработки учётных данных) следующий: для каждого партнёра программа делает проводки на закрытие аванса, если он был, на часть суммы соответствующей величине поставки, или на полную сумму поставки, если она больше аванса. Затем автоматически формируются проводки по учёту налога на добавленную стоимость.

Результатом автоматизированного учёта расчётных операций является получение выходных машинограмм. В данном случае ими являются ведомости аналитического учёта по счетам. Эти машинограммы формируются в разрезе партнёров с указанием остатков и документов за отчётный период. Формируются также ведомости синтетического учёта по каждому счёту в целом.

В таблице 5.1. мы  предоставим данные проверки системы контроля и бухгалтерского учёта расчётных операций по комбинату и предложим выводы по решению сложившихся недочётов.

 

                                                                                                                                         Таблица 5.1

Проверка состояния систем контроля и бухгалтерского учёта расчётных операций Комбината кооперативной промышленности

 

Содержание вопроса или объект исследования

Содержание ответа (результат проверки)

Выводы и решения

Как часто проводится сверка расчётов?

Один раз в год

Контроль слабый. Необходимо про-вести выборочную инвентаризацию расчётов

Как отслеживаются сроки возникновения задолженности?

Нерегулярно. Как правило, раз в год, при подготовке к составлению годового баланса

Вероятность пропуска исковой дав-ности велика. Провести классифи-кацию задолженности по срокам воз-никновения

Как регулярно и кем проводится анализ актов сверки расчётов?

Поскольку сверка расчётов раз в год бухгалтером, они анализируются выборочно

Ослаблен внутренний контроль. Риск контроля высокий

Анализируются ли причины неплатежей?

Выборочно по первич-ным докуметам по зада-нию руководителя

При возможности провести анализ неплатежей сплошным способом

Наличие на предприятии необходимой нормативной базы, кем и как часто она обновляется?

Ввиду отсутствия на предприятии юриста, нормативная база обновляется от случая к случаю.

Рекомендовать заключить договор на регулярное обновление (по мере ввода в действие) нормативных документов

Имеется ли рабочий альбом первичных документов?

Да

-

Разработаны ли схемы организации и отражения на счетах расчётных операций?

Схем нет. Разработан рабочий план счетов

Возможны ошибки в корреспон-денции счетов. Рекомендуем раз-рабртку схемы и ознакомить с ними  непосредственных исполнителей

Соблюдается ли график документооборота по расчётным операциям?

График систематически нарушается

В текущей отчётности возможны ошибки из-за отсутствия данных

Ведётся ли учёт по каждому дебитору и кредитору?

Да

Правильность учётных записей можно провести выборочно

Систематически ли проводятся записи в регистрах бухгалтерского учёта?

Да

Правильность учётных записей можно вести выборочно

Проверяются ли главным бухгалтером записи по расчётным операциям в учётных регистрах?

Ежеквартально

Вероятность ошибок невысокая, можно провести выборочную проверку записей

Имеются ли отклонения от инструкции в корреспонденции счетов по расчётным операциям?

Схемы отражения на счетах расчётных операций отсутствуют

Рекомендуем разработать схему отражения и провести аттестацию непосредственных исполнителей

Таким образом, положительным моментом внедрения систем автоматизированного учёта и отчётности в промышленности, является сокращение времени на получение требуемой информации, коммуникации между подразделениями предприятия, прозрачность, полнота и достоверность учёта, что в значительной степени помогает ревизору при проведении ревизии.

Экономические и политические преобразования в Республике Беларусь в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системе контроля, постепенному приближению к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. упразднены органы народного контроля. В этот период были созданы Контрольная палата при Верховном Совете Республики Беларусь и департамент экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь.

В этот же период появились новые органы финансового контроля: Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Республики Беларусь (в настоящее время – министерство по налогам и сборам Республики Беларусь); Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью Республики Беларусь (в настоящее время департамент в составе Министерства финансов Республики Беларусь) и ряд других.

В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции. В условиях перехода к рыночным отношениям содержание и методы контроля претерпевают значительную трансформацию, вызванную изменением роли государства в экономике.

Контроль начинает развиваться по двум направлениям:

1.                 Сужается сфера государственного финансового контроля. Он всё более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д., меняется его содержание.

2.                 Происходит определённый сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие парламентаризма в республике, повышение профессионального уровня депутатов Национального собрания – Совета ре6спублики и Палаты представителей, приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Дальнейшее развитие контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем современным условиям хозяйствования.

Информация о работе Безналичные расчёты