Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, дипломная работа
Актуальность. Безналичные расчеты играют огромную роль в нынешней экономике любой развитой страны. В последние годы система безналичных расчетов стремится вверх большими шагами, их осуществление стало намного проще как для предприятий, так и для обычного населения.
При проверке расчётов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учётом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счёту «Расчёты с покупателями и заказчиками».
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчётов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчётов.
Инвентаризация расчётов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учёта расчётов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчётов составляется акт взаимовыверки расчётов.
В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то её обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих её возникновение, и актом взаимной сверки расчётов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчётов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.
По акту инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтверждённую и не подтверждённую ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке а акту инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.
При расчётах с покупателями и заказчиками аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены.
В заключение контроля расчётов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учёта, что позволяет не только выявить ошибки в учётном отражении расчётных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учётных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.
При применении рассмотренных процедур комбинат кооперативной промышленности в значительной степени сможет совершенствовать контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3. Необходимость и пути совершенствования учёта и контроля за безналичными расчётами в современных условиях хозяйствования
Можно с уверенностью сказать, что финансовое положение производственных предприятий напрямую зависит от того, насколько применяемая форма безналичных расчетов способствует скорейшему и полному поступлению денежных средств на счет поставщика, укреплению платёжной и договорной дисциплины. От эффективности применения тех или иных способов платежа и форм расчётов, четкости и упорядоченности документооборота, обслуживающего расчеты, полноты информационной базы учёта и совершенства методик анализа зависит, в конечном счете, и оборачиваемость оборотного капитала производственных предприятий. А ее ускорение и влияние на конечный финансовый результат приобретает особое значение.
В соответствии с вышеизложенным, определение основных направлений совершенствования расчётных взаимоотношений между поставщиками и покупателями, другими субъектами хозяйствования, является непременным условием политики претворения в жизнь требований рыночной экономики.
В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь ведется целенаправленная работа по совершенствованию организационно-методического обеспечения расчетов между субъектами хозяйствования, по повышению ответственности за нарушение расчетных операций. Вместе с тем следует отметить, что такая работа должна проводиться и непосредственно на самих предприятиях, что должно содействовать улучшению их хозяйственно-финансовой деятельности, укреплению договорной и расчетной дисциплины. Одной из основных задач совершенствования расчетов на предприятиях является нахождение оптимальных форм расчетов. Используя метод линейной оптимизации можно выбрать наиболее эффективную форму расчетов, тем самым свести до минимума уровень коммерческих расходов на их проведение, ускорить расчеты.
Для ускорения расчетов можно рекомендовать применение, широко распространенного в странах с развитой рыночной экономикой способа предоставления скидки за сокращение сроков платежа. Основной проблемой при этом будет являться определение оптимальных условий, устраивающих и поставщика и покупателя.
Принятие эффективных управленческих решений по улучшению финансового состояния предприятий во многом зависит от методологии учета активов и пассивов предприятия, отражаемых в балансе на отчетную дату. За последние годы теория и практика бухгалтерского учета продвинулась вперед. Однако проблема отражения в учете дебиторской задолженности поставщиков остается до настоящего времени одной из самых неурегулированных и актуальных в правовом и экономическом отношении.
Ни одно из предприятий не обходится без использования в производственной деятельности сырья, материалов, оборудования. Для их приобретения по сложившейся практике в договорах на поставку предусматривается предварительная оплата.
Если на дату составления баланса материальные ценности не поступили, то в машинограмме по расчетам с поставщиками на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» остается дебетовое сальдо, т.е. дебиторская задолженность поставщиков, которая составляет огромные суммы и на которую приходится основная часть общей дебиторской задолженности по предприятию. Такой результат вполне соответствует нормативным положениям по учету к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Так в плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности четко определено, что все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальны ценности, принятые работы или оказанные услуги проводятся по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленного счета. В этой связи перед бухгалтерами возникает проблема, где и в какой строке актива баланса отразить дебиторскую задолженность поставщиков. Как показала сложившаяся практика отражения указанной задолженности в балансе промышленных предприятий дебиторская задолженность по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается на некоторых предприятиях (особенно на предприятиях негосударственной формы собственности) в конце отчетного периода (т.е. перед составление баланса) проводками: дебет счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и продолжают числиться на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В результате пользователи бухгалтерской информации получают искаженную картину о реальных размерах дебиторской задолженности поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, видимо, имеет смысл придать юридическую силу варианту, выработанному передовой учетной практикой, при котором дебиторская задолженность поставщиков отражается в учете не в завуалированной форме, а в реальной суме отдельными строками «Задолженность поставщиков» или «Предоплата» в регистрах аналитического учёта по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками.
Важное значение в деле совершенствования платежных отношений имеет развитие автоматизации учета и оформления документов на ЭВМ. Большой эффект можно ожидать от внедрения "безбумажной" технологии выполнения расчетных операций, основанной на машинном обмене информацией между банком и предприятием. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, что нашло отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь, а также принятом в 2000 году законе об электронном документе. Автоматизация расчетов будут способствовать рациональному сочетанию совпадения времени получения товара покупателем, времени оплаты товара и времени зачисления суммы платежа на счет поставщика, т.е. повысит эффективность использования средств, отвлеченных в расчеты.
Часто случается, что покупатель задерживает представление платежного поручения в банк, и по этой причине замедляется оборачиваемость средств в расчетах. В этом случае необходимо установить прогрессивную шкалу начисления пени, взыскиваемой за задержку платежа, что позволит стимулировать сокращение разрыва сроков получения товаров и зачисления денег на счет предприятия-поставщика. Одним из направлений совершенствования формы расчетов плановыми платежами является установление материальной ответственности за несвоевременность представления расчетных документов по установленной ставке от суммы платежного требования (платежного поручения) за каждый день задержки платежа. С целью сокращения дебиторско-кредиторской задолженности при плановых платежах следует плановый платеж за расчетный период устанавливать не только в сумме планового объема поставки за этот период, но и исходя из фактических поставок за истекший месяц, а последующие платежи производить с учетом фактического размера поставки за предыдущий период.
Альтернативой предварительной стопроцентной оплате может быть только поэтапная оплата с обязательным авансовым платежом, перечисляемым сразу после заключения договора. Компромиссным вариантом, устраивающим поставщика, может быть последующая оплата с предоставлением таких юридических гарантий, как залог имущества покупателя, банковская гарантия, поручительства, векселя и т.п. Риск неоплаты или несвоевременной оплаты может быть застрахован с отнесением расходов по страхованию на покупателя. Широкие возможности в плане совершенствования расчетов открываются благодаря использованию договорных отношений, которые строятся преимущественно на основе договоров купли-продажи. Способом защиты от инфляции в рамках таких договоров является включение в него пункта о предоплате. Также можно предложить включение в договор условия, по которому в случае просрочки оплаты платеж производить с учетом корректировки просроченной суммы на индекс цен (курс доллара США). Однако, чтобы наращивать объемы продаж, предприятию придется отказаться от торговли на условиях полной предоплаты и находить более перспективные рынки сбыта.
Обобщая вышеизложенное можно отметить, что:
важнейшей задачей дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в республике является формирование единой методологии, объединяющей в себе принципы бухгалтерского учета, методы и методики формирования и представления бухгалтерских документов, отражающих факты хозяйственной деятельности предприятия, а также разработанные и утвержденные положения по применению всех методологических элементов бухгалтерского учета и отчетности, что обеспечит повышение качества и достоверность бухгалтерской информации;
применение в практике хозяйствования предложенных рекомендаций будет способствовать совершенствованию методических и организационных основ бухгалтерского учета расчетных операций, позволит повысить качество учетной работы и удовлетворить потребность заинтересованных пользователей в информационном обеспечении при оценке эффективности функционирования предприятий промышленности Республики Беларусь.
Финансовая отчётность является заключительным элементом метода бухгалтерского учёта, единой системой взаимоувязанных показателей об имущественном, финансовом положении и итогах работы субъекта хозяйствования за отчётный период.
Согласно международным нормам бухгалтерская отчётность должна соответствовать общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учёта. В случае трансформации бухгалтерской отчётности, составленной по белорусским стандартам, в отчётность, составленную по международным стандартам, прибыль из белорусской отчётности зачастую превращается в убытки, поскольку из отчётности «уходит» сомнительная дебиторская задолженность и включенная в неё нереализованная прибыль.
В настоящее время детальная информация о состоянии расчётов находит отражение в статистической отчётности «Отчёт о задолженности предприятий» - форма № 6-Ф, в «Приложении к балансу предприятий» - форма № 5. Однако баланс и статистическая отчётность не дают достаточно данных для проведения комплексного анализа состояния расчётов. Такая ситуация требует совершенствования информационной базы проведения такого анализа.
Поэтому экономистами разработано и рекомендовано к практическому использованию дополнение к бухгалтерской отчётности в виде «Расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности», характеризующей состояние расчётно-платёжной дисциплины в организации.
В условиях перехода к рыночным отношениям всё большее число предприятий включается в систему международных расчётов.
В 2004 году Правительством Республики Беларусь установлены единые обязательные для всех юридических лиц формы бухгалтерской отчётности, значительно приближённые к международным стандартам. По сравнению с отчётами предыдущих периодов, годовой отчёт претерпел значительные изменения, существенно изменился бухгалтерский баланс. Вся информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности теперь показывается развёрнуто на основании данных аналитического учёта, предназначенному для учёта расчётов.