Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:50, курсовая работа
Цель курсовой работы на основе исследования эволюции банковской системы России - определить ее место и роли в механизме регулирования рыночной экономики, выявить основные направления её развития и анализ функционирования банковской системы на региональном уровне.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Основные этапы развития банковской системы в России.
1.1.Развитие банковской системы в 90-ые гг...………………………………………………….7
1.2.Современные тенденции развития банковской системы……………………………….18
1.3.Иностранные банки в России………………………..…………………..............................26
1.4.Российские банки за границей…………………………….…………………………………29
Глава 2.Современная структура банковской системы России.
2.1.Структура банковской системы……………………..……………………………………….31
2.2. Деятельность центрального банка…………………………………………………………39
2.3.Основные показатели деятельности коммерческих банков……………………………42
Глава 3.Противоречия функционирования банковской системы России и различные пути к их разрешению.
3.1.Проблемы функционирования банковской системы…..…………………………………49
3.2.Основные направления решения проблем банковской сферы………………………..55
Заключение…………….…………………………………………………………………………....66
Список литературы…………………………………………………………………………………68
b) Образование СНГ
Новое продолжение реформа банковской системы получила в результате распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств. Ликвидация государственных союзных структур (министерств, ведомств, комитетов) неизбежно привела к упразднению Государственного банка СССР, автономности эмиссионных банков суверенных республик. Госбанк СССР прекратил свое существование, эмиссионное дело перешло полностью к Центральному банку РСФСР. России предстояло войти в период банковской реформы, направленный на координацию денежной политики, преодоление инфляции, подготовку денежных реформ и укрепление позиций коммерческих банков.
c) Правовая основа.
В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон "О Государственном банке СССР" и закон "О банках и банковской деятельности". Последний положил конец деятельности специализированных банков, которые, просуществовав более трех лет, так и не смогли внести в свою работу качественно новых изменений. Вместо специализированных банков был взят курс на создание коммерческих банков. Собственно, коммерческие банки были уже созданы ранее, они работали параллельно со специализированными банками. На начало 1991 г. численность коммерческих банков составила 1357, а число их филиалов - 2293.
Одновременно с данными законами принимаются республиканские законы, в том числе Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР" и закон "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
Согласно законам о банках и банковской деятельности все банки трансформировались в акционерные коммерческие банки, их уставный капитал мог формироваться из средств не менее трех участников банка. Участниками банка могли при этом стать как юридические, так и физические лица (кроме Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций, специализированных общественных фондов). Чрезвычайно важно также и то, что закон "О банках и банковской деятельности в РСФСР" допускал возможность образования банка на основе любой формы собственности (в том числе с привлечением иностранного капитала). Это означало, что снова после долгих десятилетий в России допускалось функционирование частного сектора в банковской сфере. Закон регулировал порядок открытия и прекращения деятельности банков, в том числе лицензирование их деятельности, регистрации, открытия банками филиалов и представительств, обеспечение финансовой стабильности банка. Особое место в законе было отведено отношениям между банками и обслуживанию банками клиентуры, их внешнеэкономической деятельности. /15/.
За многие годы впервые, таким образом, деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства (так же как и государство не отвечает по обязательствам банков). Начали закладываться институциональные основы новой банковской системы.
Второй этап с 1993 по 1999 гг.
a) Первые результаты.
Реформа на втором периоде подвела черту, начавшемуся процессу создания двухуровневой банковской системы. Эмиссионные банки выделились в самостоятельное звено в виде центральных (государственных) республиканских банков, коммерческие банки образовали второе звено банковской системы, взяв на себя функции кредитно-расчетного обслуживания предприятий и населения.
С 1993 г. в России началось интенсивное развитие финансовых рынков, в первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их размещение на внутреннем финансовом рынке. Коммерческие банки снизили практически до нуля тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и начали проводить активную политику процентных ставок по депозитам физических лиц. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы. Однако в результате финансового кризиса банковская система понесла значительные потери.
b) Августовский кризис 1998 года и его последствия.
В августе 1998 года Россия столкнулась с кризисом доверия частного сектора. Этот кризис был отражением как внутренних, так и внешних факторов. Доверие частного сектора было первоначально подорвано отказом Думы, поддержать кредитное соглашение с Международным Валютным Фондом (МВФ), достигнутое в июле 1998 года. В то же время ведущие отечественные производители, особенно в сфере энергетики, выразили несогласие с увеличением своих налоговых обязательств. Последствия этих событий совпали с эффектами распространения кризиса в Азии и воздействием падения мировых цен на нефть на величину экспортных доходов России. Результатом было усиление давления на валютный рынок. Государство столкнулось с трудностями при размещении государственных ценных бумаг на рынке, и началось ускорение оттока капитала /6/. В ответ на эти события государство приняло ряд мер, включая расширение валютного коридора и снижение эффективного курса рубля, временное приостановление платежей по выраженным в рублях государственным ценным бумагам и введение ограничений на потоки капитала. Эти меры преодоления возникшей кризисной ситуации привели к серьезным нарушениям платежной системы и краху российской банковской системы. Банки оказались не в состоянии производить платежи или привлекать необходимые ликвидные средства из обычных источников, таких как продажа на открытом рынке части своего портфеля государственных ценных бумаг, что привело к серьезному дефициту ликвидности. Руководство России согласилось с МВФ и Всемирным Банком сосредоточить свои усилия в трех областях /20/.:
Во-первых, требовалось обеспечить более полную и достоверную информацию о состоянии банковской системы. В связи с этим было решено провести детальный анализ финансового состояния 18 крупных банков, в основном московских, на основе западных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. На долю этих банков приходилось 50 % всех активов частной банковской системы. Банки, признанные неплатежеспособными и нежизнеспособными, должны были быть закрыты и ликвидированы, а если они признавались важными для системы в целом, предполагалось проведение их реструктуризации с участием государства.
Во-вторых, для восстановления работоспособности банковской системы требовалось принятие соответствующей правовой основы. В частности, необходимо было принять закон о банкротстве банков и закон о реструктуризации банков, а также внести поправки в другие законы, сказывающиеся на данной деятельности.
В-третьих, необходимо было обеспечить адекватную институциональную базу за счет расширения возможностей Центрального Банка России по ведению надзорной деятельности и создания учреждения, которое бы осуществляло наблюдение за оздоровлением жизнеспособных банков с недостаточной капитализацией.
Всемирный Банк и МВФ были не единственными организациями, предоставлявшими финансовую помощь России. Свою помощь в работе по реструктуризации предложили и другие многосторонние доноры, а также ряд доноров, предоставляющих поддержку на двусторонней основе. Центральный банк России создал Межведомственный координационный комитет по реструктуризации банковской системы (МККРБС). Первое заседание МККРБС состоялось в марте 1999 года. Затем заседания проводились в июне 1999 года и декабре 1999 года. МККРБС и созданные под его эгидой рабочие группы обеспечили как возможность для обсуждения широкого круга технических вопросов между российской стороной и международными экспертами, так и средство для координации технической помощи, предлагаемой сообществом доноров.
c) Результаты преобразований по преодолению кризиса.
Результаты работы в первый год оказались, очевидно, неоднозначными. Значительный прогресс был, достигнут в разработке соответствующей правовой основы, хотя для создания полностью эффективного законодательства требуется принять еще ряд поправок к существующим законам; необходимо также “испытать” в судебной практике ряд новейших правовых концепций, что может вызвать необходимость в дополнительных поправках. Отдельный вопрос, по которому пока не достигнуто практически никакого прогресса, представляет обеспечение новых законов правовой санкцией. Достигнуты положительные результаты в области создания институциональной базы. При этом практически не достигнуто положительных результатов в области консолидации банковской системы. Очень медленно идет процесс выявления неплатежеспособных банков, а попытки закрыть и ликвидировать полностью неплатежеспособные и нежизнеспособные банки сталкиваются с жестким сопротивлением с самых разных сторон.
Стоит учесть, что одним из важнейших факторов, сдерживавших прогресс в данной области, было отсутствие согласия в рамках правительства и страны в целом относительно направлений дальнейшего развития банковской системы. Это означает, что до настоящего момента не было разработано всесторонней комплексной стратегии развития на среднесрочную перспективу. Требуется принятие принципиальных решений, однако, для того чтобы они имели непреходящую значимость, эти решения должны приниматься российской стороной, а не иностранными советниками. В то же время остается нерешенным вопрос о роли государственной деятельности в банковской сфере и ее отношениях с частной банковской деятельностью. Особую важность в этом отношении имеет вопрос о роли Сбербанка в финансовой системе России. Принимая во внимание размеры Сбербанка и роль, которую он играет в мобилизации средств населения, необходимо решить вопрос о надлежащей структуре организации банка и форме его функционирования. Эти решения станут необходимым первым шагом в разработке общего механизма реформ банковского сектора. При отсутствии равных условий для деятельности частных и государственных банков, частные банки будут иметь чрезвычайно мало шансов на выживание в долгосрочной перспективе
d) Механизмы функционирования банков на примере 1996 г.
Безусловно, в числе приоритетных направлений кредитных операций банков остается финансирование предприятий Топливно-энергетического комплекса. На эти цели банки направляли от 10% до 20% всех кредитных ресурсов. И это оправдано. Топливно-энергетический комплекс входит в число приоритетных отраслей, предприятия которых производят конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и обладают устойчивым рынком сбыта. То же самое можно сказать и относительно металлургических компаний - на их финансирование банки направляли от 5% до 30% средств. В той или иной степени банки кредитуют предприятия лесной и лесоперерабатывающей промышленности, строительные компании и предприятия, работающие в сфере прогрессивных наукоемких технологий. Что же касается населения, то на его долю в среднем пришлось не более 2-3% общей массы банковских кредитов.
Населению банки предоставляют кредиты в основном под залог недвижимости . При этом сумма кредита не превышает 70% стоимости квартиры или дома (покупка недвижимости также кредитуется на сумму не более 70% от ее стоимости).
Ставка по кредиту колеблется от 25% до 35 % годовых по валютным ссудам и от 100% до 180% годовых по рублевым .
Исключением является Столичный банк сбережений, удерживающий минимальную кредитную ставку на уровне 19% в валюте/3/.
Области предпочтения валютных и рублевых кредитов /4/.
22 Горизонтальна ось - реалная
20 облать предпочтения ставка по руб. кроме % за 3 мес.
18 рублевых кредитов
16 Вертикальная ось - реалная
14 ставка по валютным кредитам,
12 облать предпочтения кроме % за 3 месяца.
10 валютных кредитов
0 1 2 3 4 5 6 7
Если известны темпы инфляции и роста курса доллара, можно определить значения эквивалентных ставок по валютным и рублевым кредитам, т.е. таких реальных ставок, при которых все равно, брать ли кредит в валюте или в рублях .
На рисунке множество эквивалентных ставок, рассчитанных при условии, что сохраняются текущие темпы инфляции (около 12% за 3 месяца) и темпы роста курса доллара (4,8% за 3 месяца), находится на границе областей предпочтения валютных и рублевых кредитов. Реальные текущие ставки по валютным и рублевым кредитам составляют соответственно 12,24% и 17,09% за 3 месяца.
На практике повышение или понижение кредитных ставок зависит и от множества других причин. (Например, от того, какой у банка источник средств для кредитования).
Динамика реальных ставок по кредитам зависит не только от номинальных ставок по кредитам, но и от курса доллара и темпов инфляции. В частности, реальная стоимость валютных кредитов растет даже при стабильной номинальной ставке, если ускоряется рост курса доллара.
Точно так же реальная стоимость рублевых кредитов при стабильной номинальной ставке, когда снижаются темпы инфляции. Реальная ставка, по валютным кредитам снижается при снижении темпов роста курса доллара, а реальная ставка по рублевым кредитам падает, когда растут темпы инфляции.
Как изменялись ставки по предоставленным банками кредитам /4/.
БАНК | Ставки по рублевым кредитам, % годовых | Ставки по валютным кредитам, % годовых | ||||||
| июль 1994 | январь 1995 | июль 1995 | январь 1996 | июль 1994 | январь 1995 | июль 1995 | январь 1996 |
Альфа-банк | 196 | 134 | 121 | 112 | 24 | 26,5 | 28 | 25 |
Инкомбанк | 120-150 | 160-175 | 95-130 | 110-150 | 16-30 | 12-26 | 15-24 | 21-30 |
Тверьуниверсал-банк | н.д. | 100 | 120 | 120 | н.д. | 20 | 23 | 20 |
Межкомбанк | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 18,5 | 19,5 | 20 | 22 |
Мост-банк | 192 | 171 | 120 | н.д. | 23 | 26 | 27 | 27 |
“Российский кредит” | 160 | 150 | 140 | н.д. | 30 | 30 | 50 | 50 |
Столичный банк сбережений | 150-170 | 170-185 | 130-170 | н.д. | 24-25 | 26-28 | 27-29 | 28-33 |
Информация о работе Банковская система России в современных условиях