Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ торгово-экономических отношений, а также экспорт древесины между Китаем и Россией. Для ее достижения необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи: провести сравнительный анализ современного состояния экономик двух стран, разобраться в особенностях российско-китайских отношений, определиться с перспективами их экономических отношений.
Введение
Глава 1 Развитие внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества
1.1 Договорно-правовое и организационное обеспечение ВЭД России
1.2 Торгово-экономическое сотрудничество России и КНР
Выводы
Глава 2 Экспорт древесины и лесоматериалов из Забайкальского края в Китай
2.1 Возможные направления совершенствования структуры экономики Забайкальского края
2.2 Структура и объёмы экспорта лесоматериалов
Выводы
Глава 3 Проблемы и перспективы развития внешней торговли лесом
3.1 Таможенное оформление лесоматериалов и контроль за ними
3.2 Роль таможенных органов в регулировании внешнеторгового оборота
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Защитники окружающей среды опасаются, что в планы Китая входит не только импорт больших объемов бревен из России для удовлетворения своих собственных нужд, но и модернизация своей огромной лесоперерабатывающей промышленности на северо-востоке Китая и дальнейший экспорт пиломатериалов, изготовленных из российских бревен в Японию, Тайвань и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти опасения могут оправдаться, судя по числу новых деревоперерабатывающих предприятий в китайской провинции Хейлунцзян, среди которых Наха Вуд, Ланчиан Вуд, Муданцзян Форест Вуд, Сан Ган Линг и Цин Йан Вуд - все вместе они способны перерабатывать 600 000 м3 древесины ежегодно. За последние 5-6 лет появилось более 2 000 000 новых рабочих мест в перерабатывающей промышленности благодаря поставкам круглого леса из приграничных лесов Сибири и Дальнего Востока.
Граница между Китаем и Россией составляет примерно 1 000 километров - с юго-востока Приморского края на Дальнем Востоке до Забайкальского края, а также Алтайского края в Восточной Сибири. На всей ее протяженности существуют десятки путей для осуществления экспорта бревен в Китай железнодорожным транспортом и лесовозами.
Путь экспортной древесины в Китай лежит, главным образом, по Китайской восточной дороге, которая напрямую проходит через Манчжурию от пункта на границе с Восточной Сибирью - Забайкальска до Манжоули в Китае. Второй маршрут пролегает от пункта Наушки в республике Бурятия через Монголию до Эрлианхота. Третий маршрут проходит лишь в 100 км от Уссурийска, ставшего центром российско-китайской торговли, от Гродеково (город Пограничное) в Приморском крае до Китайского города Суйфенхе. Официальная статистика говорит, что по этому третьему маршруту проходит 55% всей международной торговли между провинцией Хейлонгйанг и Россией. Вместе эти маршруты обеспечивают доставку 95% всей официально экспортируемой из Китая в Россию древесины. Объемы, перевозимые по этим маршрутам, значительно увеличились в последние годы под влиянием китайской программы охраны своих лесов.
Падение объемов лесозаготовок и лесопереработки, отсутствие конкурентоспособных производств, низкий уровень развития горнодобывающей отрасли региона не обеспечивают и, очевидно, в ближайшее время не позволят поднять экспортный потенциал края.
В соответствии с прогнозом
социально-экономического развития Забайкальского
края на 2011-2013 годы ожидается дальнейшее
снижение объема экспорта, обусловленное
снижением поставок круглого леса
и отсутствием
В среднесрочной перспективе прогнозируется незначительный рост объема импорта, в основном, за счет продовольственных товаров, металлов и машинотехнической продукции из Китая.
«Расширение количества экспортируемых товарных групп». В 2009 году в структуре экспорта появились две новые товарные позиции и составили: продукция химической промышленности – 39,4%, уголь бурый – 3,0%.
Увеличению разнообразия
экспортных позиций может способствовать
только развитие экспортоориентированных
производств с
Значения показателей
на среднесрочную перспективу
Глава 3 Проблемы и перспективы развития внешней торговли лесом
3.1 Таможенное оформление лесоматериалов и контроль за ними
Итоги работы Читинской таможни за I квартал 2011 г. в зеркале статистики: Читинские таможенники в I квартале текущего года справились с одной из главных задач, стоящей перед таможенными органами – пополнение доходной части федерального бюджета. В федеральный бюджет перечислено 497 миллионов 290 тысяч рублей. Плановое задание выполнено на 103,5%.
В первом квартале 2011 г. в регионе деятельности Читинской таможни таможенное оформление осуществлял 201 участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что на 11,3% больше чем в 2010 году.
Внешнеторговый товарооборот составил 74,12 млн. долларов США и по отношению к I кварталу прошлого года вырос на 44,7%. Объем экспортных поставок составил 30,1 млн.долларов, что на 8,2% больше, чем в 2010 году. Объем импорта составил 44 млн. долларов, это на 87,9% больше, чем в 2010 году. Грузооборот в I квартале 2011 года составил 195,5 тысяч тонн, при этом вес экспорта – 140,6 тысяч тонн, вес импорта 54,9 тысяч тонн.32
Основными экспортными
видами из России в Китай являются
два вида хвойных пород: лиственница
(по китайской классификации larix) и
сосна монгольская
Экспорт российского леса в Китай через пункт пропуска Забайкальск – Маньчжурия в январе 2011 года по сравнению с январём 2010 года вырос на 50,6% - до 130 миллионов долларов.
«Причинами роста импорта в Китай российской древесины стали природные бедствия в Китае, такие как засуха и наводнения в различных районах страны, реализация «Программы по охране экологической среды и осуществлению перехода к новому экономическому механизму в лесных районах Большой и Малый Хинган», а также рост цен на древесину, как внутри страны, так и за рубежом» - говорится в сообщении.33
Поставки в стоимостном
На долю российского экспорта круглого леса (7,67 млн. куб.м.,-27,6%, на сумму 885,31 млн. долл., -36,1%) пришлось 57,72% (против 64,74% в январе-июне 2008 г.) совокупного импорта Китаем круглого леса (13,29 млн. куб.м., -18,7%), или 48,95% (против 49,45% в январе-июне 2008 г.) в стоимостном выражении 1 млрд. 808,87 млн. долл., -35,5%. На круглый лес в российском экспорте древесины приходится 83,92% (против 91,22% в январе-июне 2008 г.).
Средняя цена 1 куб. м круглого леса из России в июне 2009 г. составила 118,54 долл. (+0,86% относительно мая 2009 г., или -9,42% относительно июня 2008 г.) против средней цены китайского импорта за июнь 2009 г. на уровне в 136,95 долл. (+2,75% к маю 2009 г., или -23,76% к июню 2008 г.) - на сегодняшний день
Минеральные продукты горной
добычи Забайкальского края составили
более трети в общем объёме
экспорта Забайкальского края за первую
половину 2010 года, лесоматериалы —
более половины.
Как сообщается в бюллетене таможенной
статистики внешней торговли Забайкальского
края, профилирующими группами товаров
в экспорте региона в первой половине
2010 года являлись, лесоматериалы необработанные
и обработанные – 54,2%, минеральные продукты
– 32,4%, металлы и изделия из них – 9,7%. Эти
три группы товаров обеспечили 96,3% экспорта
края.
По сравнению с январем-июнем 2009 года стоимостной
объём экспорта лесоматериалов уменьшился
на 42,9%, металлов и изделий из них – на
28,8%, в то время как экспорт минеральных
продуктов увеличился в 4,4 раза.
В товарной структуре экспорта со странами
Дальнего Зарубежья по-прежнему преобладали
лесоматериалы – 80,3%, металлы и изделия
из них – 14,4%. По сравнению с январем-июнем
прошлого года экспорт лесоматериалов
и металлов и изделий из них уменьшился
на 42,9% и 27,2% соответственно.34
Анализ процессов
организации таможенного
Перед таможенными органами продолжает
остро стоять вопрос, связанный с обеспечением
требований контроля вывозимых лесоматериалов.
В регионах деятельности таможенных органов, производящих таможенное оформление леса и лесоматериалов, в силу удаленности мест отгрузки от мест расположения таможенных органов, разбросанности и многочисленности мест отгрузки, которые зачастую не приспособлены для проведения таможенного контроля, осуществлять эффективный контроль за отгружаемой на экспорт древесиной не представляется возможным. Фактически этот контроль проводится в таможенных органах, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, многие из которых работают с полной загрузкой.
Не менее важной и трудно решаемой проблемой является ограниченная возможность большинства пунктов пропуска по проведению таможенного досмотра (осмотра) леса и лесоматериалов, загружаемых в транспортные средства, убывающие с таможенной территории Российской Федерации, а также контролю качественных характеристик экспортируемых лесоматериалов с целью исключения их подмены. Учитывая специфичность данной категории товаров, пункты пропуска не располагают необходимым материально-техническим оснащением для проведения их надлежащего контроля в установленные временные нормативы.
Для осуществления требований таможенного контроля и проверки качества вывозимых леса и лесоматериалов необходимо определить конкретные пункты пропуска для их вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии
со статьей 69 Кодекса Правительство
Российской Федерации наделено правом
устанавливать пункты пропуска через
Государственную границу
В целях решения
данной проблемы предлагается внести
изменение в статью 119 Таможенного
кодекса Российской Федерации и
наделить Правительство Российской
Федерации правом определять пункты
пропуска через Государственную
границу Российской Федерации и
для убытия с таможенной территории
отдельных видов товаров. Одновременно
в целях единства терминологии предлагается
внести изменения в статью 69 Кодекса
и устранить неоднозначность
в трактовке термина "установление"
применительно к пунктам