Забайкальский край занимает
одно из первых мест по разведанным
запасам полезных ископаемых. Поэтому,
естественно, в сложившейся отраслевой
структуре экономики края значительная
часть иностранных инвестиций привлекается
в сферу добычи полезных ископаемых.
На 1 октября 2009 г. в организации, занимающиеся
добычей полезных ископаемых, привлекли
270 млн долл. США, или 94 % общего объема
иностранных инвестиций в экономику
Забайкальского края. Крупнейшими странами-инвесторами
края являются Кипр, Казахстан, Швейцария,
Китай и Великобритания, на долю
которых приходится, соответственно,
38, 21, 20, 14 и 4 % всех инвестиций в регион.
С целью повышения экономического
потенциала региона, в том числе
за счет расширения внешней торговли,
правительством края намечен комплекс
мероприятий, предусматривающих поддержку
экспорта, оптимизацию импорта, развитие
на территории края производства экспортоориентированной
и импортозамещающей продукции
с высокой долей добавленной
стоимости (главным образом, в сфере
деревопереработки и горнодобывающей
отрасли промышленности), привлечение
иностранных инвестиций и обустройство
приграничной инфраструктуры. Данные
меры планируется осуществлять в рамках
краевой долгосрочной целевой программы
«Развитие внешнеторговой деятельности
в Забайкальском крае на 2011-2013 годы».
Целью Программы социально-экономического
развития Забайкальского края в сфере
внешней торговли в период 2010-2014
гг. является активизация внешнеэкономической
деятельности. Но не абы как, а в
направлении создания внешнеэкономического
кластера, включающего формирование
инфраструктуры экспортно-импортных
потоков, создание совместных предприятий
по глубокой переработке древесины
и другие производства с привлечением
иностранного капитала.17
Возможные сценарии социально-экономического
развития Забайкальского края на 2010–2014
годы в существенной мере определяются
совокупностью внешних факторов,
условий и предпосылок, в том
числе складывающимися в настоящий
период макроэкономическими тенденциями
в Российской Федерации, особенностями
государственной экономической
политики и масштабами целевой федеральной
поддержки развития края, состоянием
мирового и отечественного рынков продукции
отраслей экономической специализации
края, профильных видов экономической
деятельности важнейших бюджетообразующих
предприятий.18
Забайкальский край обладает
уникальными минерально-сырьевыми
ресурсами, перспективным в промышленном
освоении лесным фондом. Основу экономического
развития составляет Забайкальская
индустриальная зона. Ее специализацией
является комплексное освоение потенциала
минерально-сырьевых и иных ресурсов
в сочетании с развитием транспортной
логистики, а также приграничное
сотрудничество. Такая специализация,
как планируется, сохранится, а так же
только усилится в дальнейшем.
В перспективе предполагается
осваивать минерально-сырьевые ресурсы
юго-восточного и северного районов Забайкальского
края (медь, золото, вольфрам, молибден,
железо, серебро, цинк, свинец, титан, уголь
и др.), крупнейшие месторождения медных
руд (Удоканское и др.), железных руд и ряда
других, а также строительство на их основе
горно-обогатительных комбинатов. Значимой
отраслью специализации останется добыча
и переработка урановых руд.
Забайкальский край граничит
с КНР и Монголией и располагает
самым протяженным в Российской
Федерации участком государственной
границы – более 1900 км, из которых
около 1100 км – граница с КНР. Через станцию
Забайкальск осуществляется до 70 % экспортно-импортных
перевозок между Российской Федерацией
и КНР. Однако регион в быстро возрастающем
межгосударственном взаимодействии до
настоящего времени остается в основном
транзитной территорией.19
Транспортно-логистическая
специализация локализуется в первую
очередь в пос. Забайкальске в
непосредственной близости к российско-китайской
границе и краевом центре. Через
территорию пос. Забайкальска осуществляется
основная часть грузооборота между
Российской Федерацией и Китаем. Специализацией
этого региона видится в торговле,
развитии производств по глубокой переработке
древесины и в лесоперерабатывающей промышленности.
Развитие деревообрабатывающей
промышленности связано с наличием качественных
лесных ресурсов, высоким спросом на продукцию
лесопромышленного комплекса со стороны
Китая, а также проводимым поэтапным повышением
пошлин на вывоз круглой древесины (до
запретительного уровня), поэтому на северо-востоке
Забайкальского края основными экономическими
специализациями в дальнейшем станут
целлюлозно-бумажная промышленность и
деревообработка.20
В период с 2000 по 2007 г. товарооборот
внешней торговли края неуклонно
повышался, что было связано как
с улучшением экономической ситуации
в регионе, так и с продолжающимся
экономическим ростом в КНР.
Наибольший объем торговли с зарубежными
странами достигнут в 2007 г. — 749,1 млн долл.
США.
Основным экспортным
товаром региона является древесина,
большая часть которой — круглый лес.
Проводимая правительством Забайкальского
края политика упорядочения лесной отрасли,
а также введение с 1 июля 2007 г. и с 1 апреля
2008 г. новых таможенных пошлин на круглый
лес, привели к тому, что объем экспорта
из региона уменьшился с 354,3 млн долл. в
2007 г. до 218,2 млн долл. в 2008 г.
Неразвитость транспортной
и приграничной инфраструктуры —
еще одна серьезная проблема, препятствующая
развитию не только инвестиционного
сотрудничества, но и всего комплекса
внешнеэкономической деятельности.
Большая часть месторождений
полезных ископаемых Забайкальского края
находится в труднодоступных
и удаленных районах, где отсутствуют
автомобильные и железные дороги,
а также авиасообщение, отвечающие
современным требованиям. Эти факторы,
вкупе с проблемой необустроенности
пропускных пунктов, препятствуют доставке
продуктов добычи конечному потребителю.
В настоящее время ведутся
работы по реконструкции федеральной
автомобильной дороги А-166 Чита —
Забайкальск и железнодорожной
ветки Карымская — Забайкальск
(Южный ход), осуществляется реконструкция
международного автомобильного пропускного
пункта Забайкальск. Общий объем
выполненных работ по контракту
составляет 90 %. Оставшиеся (сезонные) работы
— благоустройство территории, озеленение,
отделка бетонных поверхностей —
будут завершены в 2011 г.
Через станцию Забайкальск осуществляется
до 70 % экспортно-импортных перевозок между
Российской Федерацией и КНР. Однако регион
в быстро возрастающем межгосударственном
взаимодействии до настоящего времени
остается в основном транзитной территорией.
Стремительно растущая роль КНР в международном
разделении труда, необходимость разработки
и применения инновационно эффективных
институциональных, инвестиционных, социально-экономических
и иных форм и механизмов использования
«китайского фактора», стратегически
взаимовыгодного сотрудничества с КНР,
в том числе в приграничных районах Забайкальского
края, до последнего времени в недостаточной
мере учитывались в прогнозно-стратегических
документах Российской Федерации, а также
в отраслевых и региональных программных
документах.21
Важнейшее значение имеет
последовательная реализация основных
положений Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года, а также
Стратегии социально-экономического
развития Дальнего Востока, Республики
Бурятия, Забайкальского края и Иркутской
области на период до 2025 года.
Кроме того, в рамках программы
сотрудничества между регионами
Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской
Федерации и Северо-Востоком Китайской
Народной Республики (2009-2018 гг.) предусмотрена
реконструкция пропускных пунктов Староцурухайтуйский
— Хэйшаньтоу и Олочи — Шивэй, совершенствование
их инфраструктуры, пропускных пунктов,
реконструкция участков региональных
автодорог, строительство железнодорожной
линии Нарын — Лугокан. Реализация указанных
мероприятий позволит сделать серьезные
шаги, направленные на реализацию проектов
освоения месторождений.
Для Забайкальского края
на нынешнем этапе его развития иностранные
инвестиции имеют существенное значение
как фактор стабилизации и подъема
региональной экономики. В связи
с этим необходимо направить государственные
усилия на разработку ясной и прозрачной,
четко проработанной инвестиционной политики,
а также системы эффективных мер формирования
благоприятного инвестиционного климата
в Российской Федерации, что ускорит реализацию
многих перспективных для региона проектов
с участием иностранного капитала.22
Товарооборот внешней торговли
Забайкальского края в январе-сентябре
2010 года составил 354,3 миллиона долларов,
увеличившись на 13% или 40,7 миллиона к
уровню аналогичного периода 2009 года.
По данным бюллетеня таможенной
статистики Забайкальского края, подготовленного
Сибирским таможенным управлением,
рост обеспечен стремительными - 34%
- темпами увеличения поставок по импорту,
объём которого составил 257,3 миллиона
долларов (72,6% в общей структуре товарооборота).
Данные о внешней торговле за
январь-сентябрь 2010 года подготовлены
на основе данных 13,4 тысячи таможенных
деклараций, оформленных участниками
внешнеэкономической деятельности
края. Данные приведены без учёта
сведений о взаимной торговле с Казахстаном
в третьем квартале 2010 года в связи
с возникновением общего таможенного
пространства.
Таможенная статистика зафиксировала
падение объёма экспорта до 97 миллионов
долларов на 20,2% к уровню девяти месяцев
2009 года.
Сальдо внешнеторгового оборота,
соответственно, сложилось отрицательное,
увеличившись до 160,3 миллионов долларов.
В январе-сентябре 2009 года импорт превышал
экспорт на 70,5 миллиона долларов.23
Торговля с Россией
составляет не более 2% внешнеторгового
оборота КНР, примерно в 10 раз уступая
объемам торговли с США, в 9 раз
с Японией, в 8 раз с ЕС, в 6 раз
с Южной Кореей. В сфере капиталовложений
роль России почти нулевая. Стратегический
интерес для КНР представляет
ограниченный отраслевой спектр: нефтегазовый
сектор, военно-техническое сотрудничество,
потенциал российских научно-технических
наработок, строительные услуги.24
Практика осуществления
внешнеэкономической деятельности
за последние десять лет показала,
что дальнейшее развитие, расширение
и углубление внешнеэкономического
и международного взаимодействия с
сопредельными государствами невозможно
без развитой приграничной инфраструктуры.
Согласно программе социально-экономического
развития Забайкальского края на 2010–2014
годы, утвержденной Законом Забайкальского
края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК,
в среднесрочной перспективе внешнеэкономическая
деятельность должна стать важным элементом
стратегии региона, направленной на решение
задач модернизации, структурной перестройки
и создания конкурентоспособной экономики.25
Средствами достижения вышеназванных
задач возможно путём повышения
эффективности и масштабов внешнеэкономических
связей на основе:
- последовательного улучшения
экономических показателей;
- привлечения иностранных
инвестиций;