Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:11, шпаргалка
логистика.6-й курс,2-ой семестр.
33. Планирование запасов.
Планирование позволяет оптимально распорядиться ресурсами, получить у поставщиков и других контрагентов максимально выгодные условия.
Планирование может иметь несколько уровней:
• Стратегическое планирование. Долгосрочное определение целей, которых планируется достигнуть через год, 3, 5, Шлет. Определение путей достижения этих целей и задач, которые необходимо будет решить в процессе достижения.
• Среднесрочное планирование. Планирование показателей, которых необходимо достигнуть через квартал, полгода, год, возможно, через больший срок. Определение способов решения задач, возникающих в процессе достижения стратегических целей.
• Оперативное планирование. Планирование деятельности компании на период, обычно от месяца до полугода.
Цели планирования
Планирование
и прогнозирование запасов
Решения и параметры, необходимые для начала планирования
1. Определить политики (стратегии, методы) управления запасами для всех товарных позиций(позиция ассортимента). Именно для товарных позиций, а не для товарных групп. Это необходимо для повышения точности управления товарными потоками, оптимизации запасов и оборотных средств, повышения уровня сервиса.
2. Определить
способ расчета страховых
3. Определить
политики управления заказами
для всех товарных позиций.
Определение политик
4. Определить
период планирования (промежуток
времени, на который
Определение периода планирования - очень важный момент. При этом период планирования выбирается таким образом, чтобы можно было влиять на обеспечение бизнес-процессов.
5. Определить шаг планирования (разбиение периода на под-периоды - кванты времени). Определение шага планирования необходимо для повышения точности управления товарными запасами и потоками, оптимизации запасов и оборотных средств.
6. Определить круг клиентов, вынесенных для отдельного планирования.
Производится в том случае, если у компании существуют дилеры, которые могут сообщить, например, что «с 8 по 12 число будущего месяца планируется произвести закупку 140 ед. товара А». Тогда не нужно держать эти 140 ед. товара А на складе 1 -го числа, допустимо его доставить на склад к утру 8-го числа.
7. Определить условия поставки. Обычно определяется при заключении контракта с поставщиками. Основные параметры условия поставки:
• Единица измерения товара, т.е. в каких единицах будет учитываться товар при расчетах с поставщиком (штуках, квадратных метрах, тоннах, паллетах и т.п.).
• Минимальная партия поставки, т.е. партия, которая может быть отгружена поставщиком. Например, поставщик 1 может отгрузить не менее 200 ед. товара, а поставщик 2 может отгрузить 10 ед. товара. Это нужно учитывать при планировании закупок. Кроме того, поставщик 2, скорее всего, поставит по более высокой цене. « Кратность партии поставки. Например, если в коробке 12 бутылок вина, то закупить у поставщика 54 бутылки данного вина не получится: или 48 или 60.
• За какой период времени до поступления на склад нужно заказать товар поставщику (с учетом всех рисков). За точку отсчета принимается поступление товара в продажу со склада компании (возможность отгрузки).
• Количество дней в пути, т.е. сколько времени пройдет с момента отгрузки товара поставщиком до поступления товара в продажу со склада компании.
• Условия поставки (по Инкотермс или описанные во внутреннем договоре).
• Условия оплаты товара поставщику.
• Перерыв в поставках или период выработки партии постав- ки, т.е. возможность поставщика отгружать товар непрерывно или дискретно. Так, например, если перерыв в поставках поставщик указывает в 10 дней, это значит, что отгрузка товара может производиться им не чаще, чем раз в 10 дней. Он не сможет отгрузить 2 контейнера одновременно, только по 1 раз в 10 дней.
• Цена товара.
• Срок выставления заявки экспедиторам (перевозчикам) - за какой срок до получения товара у поставщика необходимо подавать заявку экспедитору.
• Стоимость доставки.
• Прочие операции.
Общий порядок планирования
После того как мы сделали все, что было необходимо сделать до начала планирования, можно приступать собственно к планированию. Планы-графики формируются в следующей последовательности:
1. План-график продаж (отпуска товара) в единицах товара. Именно план-график, с распределением по шагам планирования.
Если распределение по шагам не может быть спланировано, то можно планировать равномерное распределение по шагам.
2. План-график запасов (остатков товара на складе, пригодных к передаче клиентам), которые позволят обеспечить выполнение плана-графика продаж с уровнем сервиса не менее 95%. При этом план-график запасов формируется с учетом ранее выбранной для данной товарной позиции политики (стратегии, метода) управления запасом.
Компании, которые исключают этот этап, почти всегда сталкиваются с дефицитом товара или его излишками и нехваткой складских площадей. При этом по различным товарным позициям одновременно наблюдается противоположная картина. Кроме этого, план-график запасов дает возможность планиро- вать потребность в складских площадях для хранения товарного запаса и ресурсов для его обслуживания.
3. План-график
поступления товара в продажу
со склада компании (пополнения
товарных запасов), который позволит
поддерживать план-график
4. План-график закупок (отгрузок товара поставщиками).
5. План-график
потребности в перевозочных
6. План-график
доходов от продаж. Составляется
с учетом условия оплаты
7. План-график затрат (расходов). Фактически это составление платежного календаря. Включает все расходы на обеспечение товарных потоков: оплаты складов, погрузочно-разгрузочных работ, таможенных платежей (при необходимости), оплаты услуг экспедиторов и поставщиков, страховок, иные расходы.
8. График «cash&flow».
Необходим для определения потребности
во внешних ресурсах и наличия свободных
ресурсов
34. Контроль и регулирование запасов. Оценка ущерба от дефицита и излишков запасов.
Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация и контроль сохранности товарных запасов.
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.
Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капитальных вложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия. Товарные материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, являлись своего рода «страховкой». Виды запасов: а) сырьевые материалы; б) товары, находящиеся на стадии изготовления; в) готовая продукция.
Они подразделяются на следующие категории: - технологические (переходные), движущиеся из одной части логической системы в другую; - текущие (циклические), создаваемые в течение среднестатического производственного периода, или запасы объемом в одну партию. - Резервные (страховые или «буферные»).
Одним из стимулов
к созданию запасов является стоимость
их отрицательного уровня (дефицита). При
наличии дефицита запасов существует
3 вида возможных издержек: - издержки
в связи с невыполнением
Где J – общий
объем технологических или
S - средняя норма продаж запасов
на тот или иной период
Т – среднее время
На циклические запасы существуют ограничения – издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения баланса. Этот заказ достигается определением оптимального размера заказа и вычисляется по формуле: EOQ=2AD/vr , Где EOQ – экономический (оптимальный) размер; А – затраты на производство; D – средний уровень спроса; v - удельные затраты на производство; r – затраты на хранение
Резервные запасы (необходимый уровень) зависят от:
- возможного колебания сроков выставления уровня запасов;
- колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации;
- стратегии
обслуживания заказчиков.снабжения и
реализации, организации документооборота
и скорости обработки всей документации.
35. Тара, классификация и унификация тары. Понятие грузовой единицы.
Тара:
1) емкость для хранения, упаковки и транспортировки товаров, товарная упаковка;
2) разница между
общим весом товара с
Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются назначение, материал, состав, конструкция, технология производства.
1.По
назначению тару и упаковку можно разделить
на производственную, транспортную, потребительскую,
специальную (консервирующую).
Потребительская тара
и упаковка предназначаются для продажи
населению товара, являются частью товара
и входят в его стоимость, а после реализации
переходят в полную собственность потребителя,
как правило, не предназначаются для самостоятельного
транспортирования и перевозятся в транспортной
упаковке. Потребительская тара имеет
ограниченную массу, вместимость и размеры.
В большинстве случаев ее суммарный периметр
не должен превышать 600 мм.
Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.
Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.
2. В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.
Использование упаковочного
материала в качестве одного из основных
признаков классификации
3. Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, размерам.