Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:08, дипломная работа

Описание работы

Количество случаев контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы резко возросло в связи с тем, что она приобретает все более организованный и масштабный характер. Незаконный оборот наркотиков становится главенствующим в деятельности международной организованной преступности. Доходы от незаконного оборота идут на финансирование транснациональной преступности.

Работа содержит 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

     Эффективность борьбы с контрабандой значительно позволяет повысить использование технических средств таможенного контроля, в частности инспекционно-досмотровых комплексов, специальных технических средств таможенного контроля для обнаружения наркотических средств. Пункты пропуска недостаточно оснащены такими средствами, также в Республике Беларусь не применяется пока метод постановки и последующего считывания специальных контрольных меток, с помощью специальных ТСТК.

     Существует  ряд других проблем, снижающих эффективность  выявления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров:

  • недостаточное внимание уделено изучению психологических особенностей поведения контрабандиста;

     Сотрудники таможенных органов вычисляют контрабандистов из потока пассажиров, как правило, исходя из своего опыта, пропуская из внимания психологические аспекты контрабандиста.

  • недостаточный уровень информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов;
  • низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами.

     Взаимодействие  правоохранительных органов замедляет  процесс обмена информации, отсутствует  единая информационная база. Обмен  информацией необходимой для  осуществления оперативной деятельности осуществляет кропотливым путем.

     На  наш взгляд необходимо совершенствование  методов выявления контрабанды  наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществлением следующих мероприятий:

  • усиление контроля над перемещением прекурсоров и химических веществ, используемых для изготовления наркотических средств;
  • внедрение новых информационных таможенных технологий.
  • обеспечение пунктов пропуска ИДК;
  • создание межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой для осуществления любого вида государственного контроля;
  • использование метода контролируемой поставки как приоритетного.

     Подводя итог, хотелось бы отметить следующие  направлений противодействия организованной преступности в сфере наркобизнеса и борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

  • подрыв экономической базы наркобизнеса, путем принятия комплекса мер в области борьбы с «отмыванием денег»;
  • сотрудничество с иными правоохранительными органами и международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств, использование контролируемой поставки;

     Это направление является особо важным, так как необходимо не только выявить контрабанду наркотиков, но пресечь и сам канал поставок, задержать организатором.

  • обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства;
  • борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах;
  • активное взаимодействие с международными организациями, занимающимися борьбой с незаконным оборотом наркотиков (Организацией Объединённых Наций, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Договора о коллективной безопасности).
 
 
 
 
 
     
  1. СТАТИСТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ВЫЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ ЗА 2007 – 2009 ГОДЫ
    1. Общая характеристика ситуации на таможенной границе

     Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров несет  угрозу национальной безопасности государств.

     Наркомания  и незаконный оборот наркотиков не имеют границ. Оказывая все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции, они поражают людей независимо от национальности, социального положения, пола, религии или расы.

     Таможенные органы служат заслоном от проникновения наркотиков на территорию нашей страны, предотвращая трагические последствия от их проникновения в страну.

     В настоящее время все чаще предметом  контрабанды выступают синтетические  наркотики в силу своей более  доступной цены.

     Среди наиболее распространенных каналов  поставок наркотиков в Беларусь стоит  отметить следующие:

     – из Нидерландов – марихуана, гашиш, МДМА;

     – из Польши и стран Прибалтики –  амфетамин, МДМА;

     – из Российской Федерации – героин, метадон, амфетамин;

     – из Украины – опий, маковая солома, марихуана и прекурсоры.

     Продолжаются  активные попытки транзитного перемещения  из России в страны Балтии и Европы химических веществ, которые используются при производстве наркотических  средств [32].

     В последние годы наблюдаются качественные изменения в структуре наркотического рынка. Сегодня традиционным наркотикам растительного происхождения на смену приходят более «тяжелые» синтетические — героин, метадон и амфетамины, ставшие наиболее потребляемыми в Беларуси [32].

     Указанные изменения повлекли за собой существенную перестройку транзитного перемещения  наркотиков. Сегодня Республика Беларусь находится на перекрестке следующих  через российско-белорусскую границу  параллельных потоков наркотиков растительного  происхождения (опий, героин, марихуана, гашиш) из Афганистана, Юго-Восточного и Среднеазиатского регионов в страны Западной Европы.

     Многие  маршруты поступления наркотиков в  Республику Беларусь связаны с Российской Федерацией. Из Средней Азии через  Москву, Санкт-Петербург, Брянскую, Псковскую, Смоленскую области в нашу страну перевозят метадон, героин, марихуану, маковую солому, ацетилированный и экстракционный опий. В то же время из Европы через Беларусь в Россию перебрасывается амфетамин, метамфетамин и экстази.

     Все чаще преступники предпринимают попытки создания подпольных лабораторий по производству наркотических средств, психотропных веществ и на территории страны. Посредством виртуальных магазинов можно заказать необходимые для производства прекурсоры и оборудование, а также семена наркосодержащих растений для последующего выращивания. Это приводит к увеличению случаев выявления контрабанды в международных почтовых отправлениях и пресечения подпольных мини-лабораторий по выращиванию и изготовлению растительных наркотических средств.

     Общая масса изъятых из незаконного  оборота наркотиков и прекурсоров  превышает 265 кг, а также 75,6 кг  прекурсоров. Все с 2001 по 2009 год пресечено таможенными  органами более 330 попыток контрабанды  наркотиков и прекурсоров [33].  

     
    1. Анализ деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ за 2007-2009 годы

     Таможенными органами Республики Беларусь было выявлено: за 2007 году – 51 попытка наркотических средств и психотропных веществ общей массой 33 кг, а также 4,5 тонны прекурсоров; за 2008 год – 62 попытки общей массой 20,4 кг наркотических и психотропных веществ и 2805,5 таблеток лекарственных препаратов, содержащих наркотические и психотропные вещества; за 2009 год было выявлено более 61 случаев, общей массой более 4,2 кг наркотических средств и 1700 таблеток. В таблице 1 приведен анализ случаев выявления контрабанды наркотических средств и психотропных веществ за 2007 – 2009 годы. 

     Таблица 1 – Анализ случаев выявления  контрабанды наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами Республики Беларусь за 2007 – 2009 годы

  2007 год 2008 год 2009 год Отклонения Темп  роста, %
2008 к 2007 году 2009 к 2008 году 2009 к 2007 году 2008 к 2007 году 2009 к 2008 году 2009 к 2007 году
количество  случаев выявления контрабанды 51 62 61 11 -1 10 121,57 98,39 119,61
общая масса изъятых наркотиков 33 20,4 4,2 -12,6 -16,2 -28,8 61,82 20,59 12,73

 

     По таблице можно сказать, что:

  • количество случаев выявления контрабанды наркотиков в 2008 году увеличилось по сравнению с 2007 годом на 11 случаев или на 21, 57 %, однако общая масса выявленных наркотиков в 2008 году на 12,6 кг или 38,18 % меньше;
  • количество случаев выявления контрабанды наркотиков в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 1 случай или на 1,61 %, общая масса выявленных наркотиков уменьшилась на 79,41 %;
  • количество случаев выявления контрабанды наркотиков в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 10 случаев или на 19,61 %, однако если сравнивать общую массу выявленных наркотических средств, то она уменьшилась на 87,27 %.

     Таким образом, мы видим, что за последние  два года количество случаев выявления наркотиков таможенными органами не уменьшилось, но уменьшился их общий вес. 

     Рисунок 1 - Диаграмма количества изъятых «тяжелых наркотиков» таможенными органами Республики Беларусь за 2007 -2009 года 

     Поскольку проблема незаконного оборота наркотиков носит масштабный характер, то для  борьбы с ней правоохранительные органы должны взаимодействовать. Только во взаимодействии с иными правоохранительными органами можно выявить каналы поставок наркотиков.

     Так, в апреле прошлого года в результате совместной спецоперации правоохранительных органов Беларуси, России и Литвы на таможенном посту в районе населенного пункта Рудня Смоленской области за контрабанду крупной партии наркотиков были задержаны два литовских гражданина. В автомашине «Фольксваген Поло», в специально оборудованном тайнике, злоумышленники перевозили 27,1 кг гашиша и около килограмма кокаина. По данному факту возбуждено два уголовных дела «за контрабанду наркотиков в особо крупном размере» и «сбыт наркотиков в крупном размере».

     На  протяжении последних лет неуклонно  увеличивается число перекрытых каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок: 2007 г. – 16, 2008г. – 32, 2009г. – 43 (Рисунок 2). Занимаются этим криминальным бизнесом, как правило, международные организованные преступные группы с использованием сложных схем, курьеров и транспорта с тайниками. 

     Рисунок 2 - Количества перекрытых каналов поставок наркотиков 

     Кроме того, таможенными во взаимодействии с МВД были выявлены подпольные мини-лаборатории  по выращиванию конопли (Рисунок 3).

     Увеличению  числа мини-лабораторий по выращиванию конопли способствует тот факт, что в некоторых странах Европы (В частности Голландии и Испании) допускается выращивать определённое количество и/или приобретать небольшие дозы для личного употребления. В связи с этим в последние годы участились случаи пересылки семян каннабиса через международные почтовые отправления (далее – МПО). 

     

     Рисунок 3 - Количество выявленных мини-лабораторий по выращиванию конопли 

     В ходе оперативно-розыскных мероприятий  в 2009 году выявлено 98 фактов пересылки семян конопли в почтовых отправлениях. За 2009 год в ОТО и К № 2 «Минская почта» было задержано 1200 семян конопли, в 2008 году было 58 шт. Количество задержанных семян в 20,7 раз больше, что подтверждает тенденцию покупки семян конопли заграницей для выращивания в домашних условиях. В основном семена каннабиса пересылались из Голландии, Испании, а также Украины. Появилось множество интернет-сайтов, на которых можно заказать любой сорт семян и в любом количестве по МПО. Следует отметить, что из 1 семена каннабиса вырастает около 400 г. марихуаны [26].

Информация о работе Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков