Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:08, дипломная работа

Описание работы

Количество случаев контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы резко возросло в связи с тем, что она приобретает все более организованный и масштабный характер. Незаконный оборот наркотиков становится главенствующим в деятельности международной организованной преступности. Доходы от незаконного оборота идут на финансирование транснациональной преступности.

Работа содержит 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

     Помимо  использования ТСТК для выявления  наркосодержащих веществ активно  используют служебно-розыскных собак. Дрессировка собак на поиск наркотических и психотропных средств достаточно дорогое и хлопотное дело, но их использование в практике деятельности правоохранительных органов эффективно по двум причинам:

  • служебная собака, подготовленная на поиск наркотических средств незаменима при досмотре несопровождаемых грузов, общественного транспорта и труднодоступных мест;
  • даже если служебная собака не подготовлена на поиск того или иного наркотика, само ее присутствие вызывает у перевозчика наркотиков стрессовое состояние, что позволит выявить его из общего потока пассажиров [25].

     Вторым  методом выявления и пресечения контрабанды является использование  сил и средств оперативно-розыскной  деятельности.

     Согласно  статьи 1 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 289-З “Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Законом, в пределах их компетенции [23].

     Метод использования оперативно-розыскной  деятельности основывается на получении  и реализации информации в отношении лиц, подозреваемых в операциях, связанных с контрабандой наркотиков. В таможенных органах созданы специальные подразделения по борьбе с контрабандой, которые в соответствии с Конституцией Репсублики Беларусь [29], Законом Республики Беларусь “Об оперативно-розыскной деятельности” и иными нормативными правовыми актами самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение контрабанды накротических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также иных преступлений в сфере таможенного дела, а также установление и выявление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших.

     В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “Об оперативно-розыскной деятельности” таможенные органы осуществляют следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • опрос граждан;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств ;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.

     Организаторы  контрабандных поставок никогда  не следуют сами на грузовиках, поставляющих партии наркотиков. Перевозчики зачастую организаторов не знают в лицо и даже не располагают истинной информацией об отправителях и получателях.

     С целью выявления каналов контрабанды  наркотиков, всей сети сбыта и организаторов  преступной группы была разработана  международная система скрытого полицейского и таможенного контроля за путями следования контрабандных грузов – метод контролируемой поставки. Метод контролируемой поставки был поощрен Венской Конвенцией ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». В нашей Республике порядок проведения контролируемой поставки также регулируется Таможенным кодексом Республики Беларусь и Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

     Согласно  части 1 статьи 323 Таможенного кодекса  Республики Беларусь контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем таможенных и иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается ввоз на таможенную территорию, вывоз с этой территории либо перемещение по ней ввезенных товаров.

     Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь в соответствии с договоренностью  с таможенными или другими компетентными органами иностранных государств, принимающих участие в контролируемой поставке.

     Иные  органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с  таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и другим органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность [15].

     Так как свободная реализация наркотических  средств запрещена, то контролируемая поставка наркотических средств и психотропных веществ проводится с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 48 часов.

     Рогатых Л.Ф. классифицирует контролируемые поставки по территориальному признаку:

  1. контролируемые поставки внутри страны;
  2. контролируемые поставки из-за рубежа в страну;
  3. контролируемые поставки из страны за рубеж;
  4. контролируемые поставки транзитом через территорию страны [25].

     Также контролируемые поставки можно классифицировать по наличию сопровождаемых лиц на сопровождаемые и несопровождаемые, по отношению к контролируемому предмету на обычные и подменные. В случае подменной контролируемой поставки наркотические средства или психотропные вещества изымаются и заменяются на неконтрабандный товар. Но упаковке следует принять первоначальный вид.

     Наиболее  благоприятные возможности для  проведения контролируемой поставки складываются в случаях обнаружения не сопровождаемой курьером контрабанды (несопровождаемые грузовые отправления, почтовая, багажная пересылки).

     При обнаружении контрабанды наркотиков и принятии решения о проведении контролируемой поставки необходимо оперативно провести первичные следственные действия (кино- и фотосъемку, снятие следов пальцев  рук и т.д.). Особое внимание следует уделить предотвращению утечки информации.

     Тактическими  задачами контролируемой поставки являются:

  • установление каналов поступления предметов контролируемой поставки;
  • установление отправителя и получателя;
  • установление лиц, готовящих и совершающих контрабанду наркотиков;
  • собрать доказательства преступной деятельности [30].

     Важную  роль в проведении контролируемых поставок играет обеспечение сохранности информации в тайне. В случае предания гласности информации обнаружения наркотических средств и психотропных веществ такая контролируемая поставка становится бессмысленной.

     Проблема  контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров  масштабная, важную роль приобретает  контроль над производством, распространением наркотиков. Для эффективного противодействия наркопреступности в целом правоохранительные органы должны взаимодействовать друг с другом, в том числе и на международном уровне.

     Таможенные  органы Республики Беларусь на основе заключенных межправительственных и межведомственных соглашений активно развивают сотрудничество с зарубежными таможенными и правоохранительными органами в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, а также их прекурсоров.

     Традиционными направлениями данного сотрудничества являются:

  • проведение совместных международных контролируемых поставок и других специальных операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления и источников контрабанды наркотиков.
  • участие в работе по совершенствованию и разработке международных нормативных правовых актов антинаркотической направленности.
  • развитие системы обмена информацией с зарубежными правоохранительными органами, а также совершенствование форм и методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков на основе обмена опытом в рамках учебно-методических семинаров и конференций.

     Практически каждое крупное задержание контрабанды  наркотических средств и психотропных веществ, которое удается отработать сотрудникам правоохранительных подразделений  таможенной службы, осуществляется в  условиях тесного взаимодействия с зарубежными коллегами [31].

     Эффективность противодействия международному наркобизнесу в современных условиях в значительной мере зависит от качества системы  обмена информацией, важными элементами которой являются упреждающий характер и достоверность. В настоящее время информационные технологии контроля над перемещением грузов позволяют анализировать товарные потоки и на ранней стадии выявить те поставки, которые могут быть сопряжены с рисками для экономики. В то же время по каналам международной правоохранительной сети CEN Регионального узла связи по правоохранительной работе со странами СНГ "RILO-Москва" осуществляется оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия. Именно такая информация в дальнейшем становится основой для проведения выборочных досмотров, оперативно - розыскных мероприятий и специальных операций.

     По  данным статистики, в странах СНГ  продолжается тенденция к увеличению количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В целях выявления и пресечения контрабанды наркотиков таможенные органы постоянно участвуют в совместных международных операций. Самые известные из которых:

  • «drug stop»;
  • «атаман»;
  • «часовой»;
  • «Канал», проводимый в рамках СНГ.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в настоящее время существует много методов выявления контрабандного провоза наркотиков. Основными методами предупреждения, выявления и пресечения контрабанды являются осуществление операций таможенного контроля и оперативно-розыскной деятельности.

     Эффективному  осуществлению таможенного контроля способствуют: применение системы управления рисков, технических средств таможенного  контроля и внешнее наблюдение за пассажиропотоком.

     Важную  роль следует уделять информации, получаемой от негласных источников информации, то есть от осведомителей или секретных работников таможенных органов.

     При работе с документами следует  обращать внимание на географическое расположение производителя экспортной продукции, расстояние его месторасположения от места загрузки и отправки, необходимо оценивать обоснованность маршрута транспортировки с учетом логической целесообразности.

     Также оперативные сотрудники таможни должны обладать знаниями в области психологии, уметь различать стрессовое состояние, чтобы при осуществлении таможенного контроля суметь по определенным признакам поведения человека выявить из числа лиц, перемещающих товары через таможенную границу, контрабандистов. Полезным является также и знание факторов риска, относящихся к контрабандистам.

     Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ – очень серьезное  преступление и бороться с ним  можно только при тесном сотрудничестве всех правоохранительных органов, поэтому  немаловажное значение имеет такой метод выявления контрабанды наркотиков, как контролируемая поставка. Контролируемая поставка позволяет не только привлечь к уголовной ответственности самого контрабандиста, но и пресечь весь канал поставок того или иного наркотического средства или психотропного вещества.

    1. Проблемы и пути решения, связанные с выявлением контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

     В последние годы количество контрабанды  наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров резко возросло, она приобретает все более организованный и масштабный характер.

     В связи с этим возрастает и ответственность  таможенных органов. Должны быть совершенствованы методы предупреждения, выявления и  пресечения наркотиков.

     Основными причинами роста контрабанды наркотиков являются:

  1. высокая доходность наркобизнеса, что стимулирует вовлечение все большего и большего количества населения.
  2. рост груза - и пассажиропотока через таможенную границу Республики, в том числе транзитного перемещения;
  3. отсутствие эффективного пограничного и таможенного контроля на участках государственной границы с Российской Федерацией.
  4. недостаточным материально-техническим обеспечением пунктов пропуска;

     Кроме того, как на национальном, так на международном уровнях недостаточное внимание уделяется контролю над прекурсорами, химическими веществами.

     Организация контроля, осуществляемого за производством и продажей химических веществ, их экспортом и импортом, в каждой стране происходит в соответствии с нормами действующего национального законодательства. В результате промышленные предприятия, производящие контролируемые химические вещества, находящиеся под мерами жесткого контроля в одном государстве, могут слабо или вообще не контролироваться в других странах. То же самое справедливо и в отношении осуществления контроля за экспортно-импортными операциями с указанными веществами. Такая ситуация создает предпосылки нелегальным экспортерам, причастным к незаконному обороту наркотиков, использовать отдельные страны в качестве зон транзита или источников для приобретения необходимых химических веществ. Эта проблема особа актуальна в связи с тем, что Республика Беларусь выступает страной транзита для их поставки из Российской Федерации в страны Балтии и Европы.

Информация о работе Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков