Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:08, дипломная работа
Количество случаев контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы резко возросло в связи с тем, что она приобретает все более организованный и масштабный характер. Незаконный оборот наркотиков становится главенствующим в деятельности международной организованной преступности. Доходы от незаконного оборота идут на финансирование транснациональной преступности.
С каждым днем контрабандисты придумывают все более сложные новые методы сокрытия контрабанды, однако можно выделить ряд общих признаков и закономерностей.
Основными местами сокрытия наркотических средств и психотропных веществ являются:
Наркотики прячут в бутылках, мягких игрушках, баллончиках с аэрозолем, в книгах, косметике, в коробках от стиральных порошков и иными порошкообразными товарами. Наркотические средства можно растворить, пропитать раствором вещи, или провозить под видом жидкостей разрешенных к провозу. Практика показывает, что наиболее типичными местами сокрытия наркотиков остаются ручная кладь, как правило, чемоданы и сумки с двойным дном, и бытовые предметы с конструктивными полостями, а также транспортные средства, их конструктивные особенности (полости и труднодоступные местах). С целью затруднения изобличения конкретных лиц в случае обнаружения контрабанды в пассажирских поездах нередки случаи сокрытия наркотиков в местах общего пользования (в тамбурах, в батареях отопления вагонов).
Для обнаружения тайников в багаже таможенник должен оценить и сопоставить размеры и пространственные объемы предметов багажа. Нельзя оставить без внимания свежие швы, покраску, свидетельствующие о нарушении целостности предмета. Следует обращать внимание на сильные запахи, пытающиеся заглушить остальные запахи [25].
Особое внимание следует уделить весу пустого чемодана или кейса. Кроме того, важно сочетание внешнего вида багажа и его владельца. Например, вид человека, по внешности отнесенного к средним или низшим слоям общества, везущего большой новый чемодан, заполненный новыми вещами разного размера, должен навести на мысль о попытке замаскировать провоз в чемодане несанкционированных предметов, в том числе наркотических средств и психотропных веществ.
Все чаще наркотические средства пересылаются по почте с сокрытием в письмах, бандеролях, посылках. Это связано с появлением интернет-сайтов, на которых можно заказать различные виды наркотиков. В основном таким способом перемещаются курительные смеси.
Самым сложным способом обнаружения наркотиков в мировой практике остается внутриполостной способ сокрытия на теле человека. Внутриполостной способ сокрытия, как правило, используется при осуществлении незаконных перевозок наркотиков на воздушном транспорте, в связи с тем, что время, затраченное на перевозку, является важным моментом для наркокурьеров. Для выявления и пресечения такого незаконного способа перемещения наркотиков требуется более пристальное наблюдение за пассажирами, за их эмоциональным состоянием, мимикой и поведением, что требует от таможенных инспекторов дополнительной подготовки. Внутриполостной способ сокрытия наркотиков имеет ограничения по объему и является опасным для жизни перевозчика, по этой причине их используют для доставки наиболее дорогостоящих наркотиков (героин и кокаин) [24].
Основными методами борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров являются:
Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в целях недопущения незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию Республики Беларусь, обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в том числе, предупреждения, выявления и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Объектами таможенного контроля являются:
1. товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную территорию Республики Беларусь;
2. документы и сведения о товарах и транспортных средствах перемещаемых через таможенную территорию Республики Беларусь;
3. физические и юридические лица, имеющие отношение к перемещаемым товарам (владельцы или заинтересованные лица, действующие по их поручению: декларант, таможенный перевозчик).
Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, осуществляющие функции государственной власти в отношениях с участниками внешнеэкономической деятельности.
Таможенный контроль производится:
В статье 286 ТК дан исчерпывающий перечень операций таможенного контроля:
Перед проведением таможенного контроля должностное лицо таможенного органа должно принять решение о том, какая из операций таможенного контроля будет достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, иного национального законодательства и международных договоров.
Основной
операцией таможенного
При проведении таможенного осмотра сигналом для проведения таможенного досмотра служат свежие швы, краска, свидетельствующие о нарушении целостности, также подозрительные запахи, пытающиеся приглушить остальные, запах клея, смолы, наличие следов взлома пломбы.
В соответствии со статьей 293 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенный досмотр – операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, со вскрытием транспортных средств и упаковки товаров, с нарушением наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, разборкой, демонтажем и нарушением целости обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится с разрешения или по указанию должностного лица таможенного органа, уполномоченного на принятие решения о проведении таможенного досмотра. Такое разрешение оформляется в письменном виде. По результатам таможенного досмотра составляется акт о проведении таможенного досмотра в двух экземплярах. Это кропотливая операция таможенного контроля, поэтому она осуществляется только в случае подозрения нарушения лицом таможенного законодательства, при наличии наводки или в иных случаях.
Интенсивный грузопассажирский поток жестко ограничивает временными рамками технологию таможенного оформления и контроля. Поэтому применение всех операций таможенного контроля невозможна. В этих условиях актуальное значение приобретает система управления рисками, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из выборочности и целевой направленности, основанном на оптимальном распределении ресурсов таможенных органов республики для предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства Республики Беларусь. Система управления рисками внедрена в таможенную деятельность с 2002 года. На основе системы управления рисков создаются перечни товаров групп «риска» и «прикрытия», профили и индикаторы рисков. Срабатывание профиля риска является основанием для проведения таможенного контроля. Так, например, 13 июля 2009 года товар перемещаемый транзитом Литва-Украина через пункт пропуска «Верхний Теребежков» был заклассифицирован как «одежда бывшая в употребление». Ранее аналогичным способом перемещались таблетки с содержанием наркотического средства кодеин, поэтому был составлен профиль риска, что послужило основанием для проведение таможенного досмотра в этот раз. В ходе таможенного досмотра были выявлены таблетки «CO-CODAMOL» и «CO-DYDRAMOL TABLETS BR» [26]. Система управления рисками позволяет сократить практику физического досмотра товаров и транспортных средств.
Мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, применения системы анализа и управления рисков в последние годы стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальных технических средств. Статья 301 ТК определяет, что при проведении операций таможенного контроля, в целях повышения эффективности, таможенными органами могут применяться технические средства таможенного контроля, безопасные для жизни и здоровья человека. Технические средства таможенного контроля (далее – ТСТК) представляют собой комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную территорию, с целью проверки подлинности и достоверности представляемых документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов преступлений и административных правонарушений.
С помощью ТСТК контролируются:
Наиболее эффективными из технических средств таможенного контроля в настоящее время являются сканирующие системы контроля или инспекционно-досмотровые комплексы (далее – ИДК), использующие ионизирующее излучение для «просвечивания» грузов и транспортных средств в целях таможенного контроля. Такие системы позволяют за минимальное время (3-5 минут) без вскрытия грузового транспортного средства получить изображение перевозимых в нем товаров, причем получаемая информация позволяет идентифицировать товары, элементы конструкции транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.
В
настоящее время ИДК
– стационарные – это комплекс зданий и сооружений, имеющий, как правило, два ускорителя с энергией 9 МэВ (проникающая способность по стали – до 400 мм) и обеспечивающий получение изображения в двух проекциях;
– перебазируемые (легковозводимые) с энергией ускорителя 6 МэВ (проникающая способность по стали – до 330 мм);
– мобильные установки с энергией ускорителя от 2,5 до 4,5 МэВ (проникающая способность по стали – от 180 до 300 мм) [27].
Наибольшую достоверность контроля обеспечивают стационарные комплексы.
С помощью некоторых видов ТСТК реализуется метод постановки и последующего считывания специальных контрольных меток для оперативного поиска тайников в рейсовых транспортных средствах заграничного следования. Невидимые глазу контрольные метки с помощью карандашей, фломастеров, конспиративно наносятся оперативными работниками на те места транспортного средства, которые в силу своих конструктивных особенностей потенциально могут использоваться в качестве тайников для укрытия и перевозки предметов контрабанды. При последующем таможенном контроле данного транспортного средства эти метки считываются специальными приборами [28]. В Республике Беларусь такие ТСТК пока не применяются.
Информация о работе Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков