Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:08, дипломная работа

Описание работы

Количество случаев контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы резко возросло в связи с тем, что она приобретает все более организованный и масштабный характер. Незаконный оборот наркотиков становится главенствующим в деятельности международной организованной преступности. Доходы от незаконного оборота идут на финансирование транснациональной преступности.

Работа содержит 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

     С каждым днем контрабандисты придумывают все более сложные новые методы сокрытия контрабанды, однако можно выделить ряд общих признаков и закономерностей.

     Основными местами сокрытия наркотических  средств и психотропных веществ  являются:

  • ручная кладь, сопровождаемый и несопровождаемый багаж;
  • специально изготовленные тайники в товарах (как в промышленных грузах, так и в продуктах питания) и транспортных средствах;
  • конструктивные особенности и технологические элементы конструкций различных видов наземного, водного и воздушного транспорта;
  • специально изготовленных пояса или жилеты, одежды и обуви, предназначенные для сокрытия наркотических средств и психотропных веществ на теле;
  • внутриполостное сокрытие, в частности во внутренних органах человека (используются, так называемые «глотатели») [12].

       Наркотики прячут в бутылках, мягких игрушках, баллончиках с аэрозолем, в книгах, косметике, в коробках от стиральных порошков и иными порошкообразными товарами. Наркотические средства можно растворить, пропитать раствором вещи, или провозить под видом жидкостей разрешенных к провозу. Практика показывает, что наиболее типичными местами сокрытия наркотиков остаются ручная кладь, как правило, чемоданы и сумки с двойным дном, и бытовые предметы с конструктивными полостями, а также транспортные средства, их конструктивные особенности (полости и труднодоступные местах). С целью затруднения изобличения конкретных лиц в случае обнаружения контрабанды в пассажирских поездах нередки случаи сокрытия наркотиков в местах общего пользования (в тамбурах, в батареях отопления вагонов).

     Для обнаружения тайников в багаже таможенник должен оценить и сопоставить  размеры и пространственные объемы предметов багажа. Нельзя оставить без внимания свежие швы, покраску, свидетельствующие о нарушении  целостности предмета. Следует обращать внимание на сильные запахи, пытающиеся заглушить остальные запахи [25].

     Особое  внимание следует уделить весу пустого  чемодана или кейса. Кроме того, важно  сочетание внешнего вида багажа и  его владельца. Например, вид человека, по внешности отнесенного к средним или низшим слоям общества, везущего большой новый чемодан, заполненный новыми вещами разного размера, должен навести на мысль о попытке замаскировать провоз в чемодане несанкционированных предметов, в том числе наркотических средств и психотропных веществ.

     Все чаще наркотические средства пересылаются по почте с сокрытием в письмах, бандеролях, посылках. Это связано  с появлением интернет-сайтов, на которых  можно заказать различные виды наркотиков. В основном таким способом перемещаются курительные смеси.

     Самым сложным способом обнаружения наркотиков в мировой практике остается внутриполостной  способ сокрытия на теле человека. Внутриполостной  способ сокрытия, как правило, используется при осуществлении незаконных перевозок наркотиков на воздушном транспорте, в связи с тем, что время, затраченное на перевозку, является важным моментом для наркокурьеров. Для выявления и пресечения такого незаконного способа перемещения наркотиков требуется более пристальное наблюдение за пассажирами, за их эмоциональным состоянием, мимикой и поведением, что требует от таможенных инспекторов дополнительной подготовки. Внутриполостной способ сокрытия наркотиков имеет ограничения по объему и является опасным для жизни перевозчика, по этой причине их используют для доставки наиболее дорогостоящих наркотиков (героин и кокаин) [24].

     Основными методами борьбы с контрабандой наркотических  средств, психотропных веществ и  прекурсоров являются:

  1. выявление и пресечение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ путем проведения операций таможенного контроля.
  2. выявление и пресечение контрабанды с использованием сил и средств оперативно-розыскной деятельности.

     Таможенный  контроль осуществляется таможенными  органами в целях недопущения незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию Республики Беларусь, обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в том числе, предупреждения, выявления и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

     Объектами таможенного контроля являются:

     1. товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную территорию Республики Беларусь;

     2. документы и сведения о товарах и транспортных средствах перемещаемых через таможенную территорию Республики Беларусь;

     3. физические и юридические лица, имеющие отношение к перемещаемым товарам (владельцы или заинтересованные лица, действующие по их поручению: декларант, таможенный перевозчик).

     Субъектами  таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, осуществляющие функции государственной власти в отношениях с участниками внешнеэкономической деятельности.

     Таможенный  контроль производится:

  • при ввозе, с момента пересечения границы до момента выпуска товаров;
  • при вывозе, с момента принятия таможенной декларации до момента пересечения границы.

     В статье 286 ТК дан исчерпывающий перечень операций таможенного контроля:

  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • проверка документов и сведений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенное исследование [15].

     Перед проведением таможенного контроля должностное лицо таможенного органа должно принять решение о том, какая из операций таможенного контроля будет достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, иного национального законодательства и международных договоров.

     Основной  операцией таможенного контроля, которая применяется к грузопассажирскому потоку, является проверка документов и сведений. В ходе проверки сотруднику таможенной службы необходимо обращать внимание такие моменты как: соотношение стоимости груза и затрат на его перевозку; применение нестандартного вида упаковки; наличие отметок “срочно” на грузах не являющихся скоропортящимися и быстрота поставки не оговорена в сопроводительных документах; штампы и другие отметки транспортных компаний и инспекционных стран с целью сокрытия полного маршрута; изменение пути следования; невыгодный и нецелесообразный путь следования, в объезд.

     При проведении таможенного осмотра сигналом для проведения таможенного досмотра служат свежие швы, краска, свидетельствующие о нарушении целостности, также подозрительные запахи, пытающиеся приглушить остальные, запах клея, смолы, наличие следов взлома пломбы.

     В соответствии со статьей 293 Таможенного  кодекса Республики Беларусь таможенный досмотр – операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, со вскрытием транспортных средств и упаковки товаров, с нарушением наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, разборкой, демонтажем и нарушением целости обследуемых объектов и их частей иными способами.

     Таможенный  досмотр проводится с разрешения или по указанию должностного лица таможенного органа, уполномоченного  на принятие решения о проведении таможенного досмотра. Такое разрешение оформляется в письменном виде. По результатам таможенного досмотра составляется акт о проведении таможенного досмотра в двух экземплярах. Это кропотливая операция таможенного контроля,  поэтому она осуществляется только в случае подозрения нарушения лицом таможенного законодательства, при наличии наводки или в иных случаях.

     Интенсивный грузопассажирский поток жестко ограничивает временными рамками технологию таможенного оформления и контроля. Поэтому применение всех операций таможенного  контроля невозможна. В этих условиях актуальное значение приобретает система управления рисками, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из выборочности и целевой направленности, основанном на оптимальном распределении ресурсов таможенных органов республики для предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства Республики Беларусь. Система управления рисками внедрена в таможенную деятельность с 2002 года. На основе системы управления рисков создаются перечни товаров групп «риска» и «прикрытия», профили и индикаторы рисков. Срабатывание профиля риска является основанием для проведения таможенного контроля. Так, например, 13 июля 2009 года товар перемещаемый транзитом Литва-Украина через пункт пропуска «Верхний Теребежков» был заклассифицирован как «одежда бывшая в употребление». Ранее аналогичным способом перемещались таблетки с содержанием наркотического средства кодеин, поэтому был составлен профиль риска, что послужило основанием для проведение таможенного досмотра в этот раз. В ходе таможенного досмотра были выявлены таблетки «CO-CODAMOL» и «CO-DYDRAMOL TABLETS BR» [26]. Система управления рисками позволяет сократить практику физического досмотра товаров и транспортных средств.

     Мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, применения системы анализа и управления рисков в последние годы стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальных технических средств. Статья 301 ТК определяет, что при проведении операций таможенного контроля, в целях повышения эффективности, таможенными органами могут применяться технические средства таможенного контроля, безопасные для жизни и здоровья человека. Технические средства таможенного контроля (далее – ТСТК) представляют собой комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную территорию, с целью проверки подлинности и достоверности представляемых документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов преступлений и административных правонарушений.

     С помощью ТСТК контролируются:

  • товары определенных категорий;
  • ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров;
  • несопровождаемый багаж пассажиров;
  • контейнеры, бункеры, грузовые отсеки автотранспортных средств;
  • все виды транспортных средств;
  • международные почтовые отправления;
  • конкретные лица, если есть основания полагать, что они скрывают на себе и добровольно не выдают предметы ограниченные или запрещенные к перемещению через таможенную границу (в частности, наркотические средства и психотропные вещества) и т.д.

     Наиболее  эффективными из технических средств  таможенного контроля в настоящее время являются сканирующие системы контроля или инспекционно-досмотровые комплексы (далее – ИДК), использующие ионизирующее излучение для «просвечивания» грузов и транспортных средств в целях таможенного контроля. Такие системы позволяют за минимальное время (3-5 минут) без вскрытия грузового транспортного средства получить изображение перевозимых в нем товаров, причем получаемая информация позволяет идентифицировать товары, элементы конструкции транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

     В настоящее время ИДК выпускаются  в трех основных вариантах исполнения:

     – стационарные – это комплекс зданий и сооружений, имеющий, как правило, два ускорителя с энергией 9 МэВ (проникающая способность по стали – до 400 мм) и обеспечивающий получение изображения в двух проекциях;

     – перебазируемые (легковозводимые) с энергией ускорителя 6 МэВ (проникающая способность по стали – до 330 мм);

     – мобильные установки с энергией ускорителя от 2,5 до 4,5 МэВ (проникающая способность по стали – от 180 до 300 мм) [27].

     Наибольшую  достоверность контроля обеспечивают стационарные комплексы.

     С помощью некоторых видов ТСТК реализуется метод постановки и  последующего считывания специальных контрольных меток для оперативного поиска тайников в рейсовых транспортных средствах заграничного следования. Невидимые глазу контрольные метки с помощью карандашей, фломастеров, конспиративно наносятся оперативными работниками на те места транспортного средства, которые в силу своих конструктивных особенностей потенциально могут использоваться в качестве тайников для укрытия и перевозки предметов контрабанды. При последующем таможенном контроле данного транспортного средства эти метки считываются специальными приборами [28]. В Республике Беларусь такие ТСТК пока не применяются.

Информация о работе Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков