Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     Агропромышленный  комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

     Для развития сельского хозяйства, для  его планомерной и чёткой работы, разрабатываются Государственные  программы, национальные проекты.

     За  период реализации приоритетного национального  проекта «Развитие агропромышленного  комплекса» и Государственной программы был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 2006–2011 г. среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 г., составили 4,4 %, пищевых продуктов – 4,1 %.  По сравнению с предыдущим пятилетием валовой сбор зерна вырос на  8 %, подсолнечника – 40 %, сахарной свеклы – 46 %, прирост производства скота и птицы в 2010 к 2006 г. достиг 30 %, в том числе мяса свиней – 35,6 %, мяса птицы – 69,9 %.

     Несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.

     Вместе  с тем, перечень проблем обеспечения  поступательного экономического развития АПК сохраняется. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в       2010 г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60 % посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.

     В числе проблем следует выделить:

  • технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности, что предопределило доминирование на рынке импортных машин и оборудования;
  • ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
  • медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования.
 
 
 
 
 
 
 
     
    1. Механизм  государственной  поддержки сельского  хозяйства
 

     Государственная поддержка является составной частью                  аграрной политики и позволяет существенным образом смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими              отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного производства России в целом. Развитые страны, где государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на поддержку сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и технологий агропромышленного производства, добились высоких результатов в продовольственном обеспечении населения.

     В новых условиях хозяйствования в  России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.

     Лишенные  единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и  организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

     Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, несельскохозяйственных товаров (услуг), предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни, сельской культуры, исторически освоенных ландшафтов, социальный контроль над территорией. В качестве основных критериев выступают рост численности населения сельских территорий и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере, устойчивое социально-экономическое развитие аграрной экономики региона.

     Устойчивое развитие сельского агропромышленного комплекса определяется как процесс целесообразных, направленных закономерных изменений региональной социо-эколого-экономической системы во времени и пространстве, характеризующийся его переходом в качественно новое более совершенное состояние, то есть переходом из кризисного состояния в состояние стабильности с последующим социально-экономическим развитием в условиях экономической и экологической безопасности и социальной справедливости [30, c. 457].

     Необходимость формирования системы государственной  поддержки на федеральном и региональном уровнях развития аграрного сектора  экономики обусловлена следующими причинами: высокой значимостью  аграрного сектора экономики в решении проблем продовольственной безопасности страны, обеспечении всех социальных групп населения полноценными и экологически чистыми продуктами питания, создании условий для стимулирующего развития других отраслей национальной экономики на основе межотраслевых связей; сохраняющимся критическим состоянием производственно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, особенно в животноводстве, где наблюдается устойчивая отрицательная динамика поголовья скота; резким снижением уровня и качества жизни населения в сельской местности, высоким уровнем безработицы; существенным превышением объемов импорта продовольствия над отечественным производством  сельскохозяйственной продукции, создающим угрозу национальной безопасности страны; незначительными позитивными итогами воздействия государства на решение ряда                 социально-экономических проблем развития аграрной сферы.

     Вышеизложенное  предопределяет необходимость усиления регулирующего воздействия со стороны  государства на развитие агросферы в целях ликвидации прогрессирующей деградации крестьянского сообщества, реализации комплекса мер по оказанию государственной поддержки в повышении эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций и других хозяйствующих субъектов АПК, создании условий для эффективного развития сельских территорий и повышения благосостояния сельхозтоваропроизводителей и членов их семей, формировании полноценной производственной и рыночной инфраструктуры. Решение этих задач позволит сформировать в регионах системы устойчивого развития АПК.

       Анализ различных видов государственной  поддержки свидетельствует о  том, что в отдельных регионах  Российской Федерации насчитывается  более   20 форм и видов государственной поддержки (рисунок 1). 

 

     Рис. 1. Основные формы и виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей 

     Эффективная аграрная политика предполагает сглаживание  резких территориальных диспропорций и учет особенностей возникновения  и развития депрессивных тенденций на территориях субъектов РФ. Резкое уменьшение объемов производства, снижение уровня жизни населения в депрессивных территориальных образованиях, наличие негативных экологических и социальных тенденций усиливают депрессивный характер экономики, что приводит к необходимости выработки стратегии социально-экономического развития депрессивных регионов.

     Формирование механизма регулирования социально-экономического развития депрессивных территорий предполагает создание многоуровневой системы их государственной поддержки посредством разработки федеральных целевых программ в двух вариантах: федеральной и региональной программ, обеспечивающих согласование национальных и региональных интересов и формирование современной управленческой культуры, учитывающей тип экономики, особенности менталитета и самобытности проживающего на         его территории населения [8, c. 53].

       Необходимо отметить, что в последние  годы в Российской Федерации  стали применяться меры со  стороны государства по защите  внутреннего продовольственного рынка страны. Правительство РФ устанавливает и регулярно пересматривает квоты на ввоз из-за рубежа продовольственных товаров, таможенные пошлины, осуществляется мониторинг импорта всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях принятия оперативных мер со стороны государства по защите интересов российских производителей и потребителей.

       В связи с вступления России  в ВТО интерес представляет  принятая в рамках Европейского  союза классификация мер государственной  поддержки аграрной сферы экономики. В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству внутренние меры по господдержке сельского хозяйства подразделяются на четыре категории – «корзины».

       Для российских условий функционирования  аграрной сферы экономики, особый  интерес представляет вид господдержки из «зеленой корзины», одними из основных мер которой являются страхование урожаев, развитие консалтинга и информационное обеспечение сельских товаропроизводителей. В результате имевшего места сокращения объемов государственной поддержки, несмотря на некоторое оживление сельскохозяйственного производства, процесс информатизации аграрной сферы экономики характеризуется рядом отрицательных черт. Исследования показали, что если крупные сельскохозяйственные организации, сохранившие финансовую устойчивость, имеют возможность создать свои собственные информационные системы, то большая часть хозяйствующих субъектов всех форм собственности, как правило, ограничивалась приобретением отдельных информационных подсистем, не связанных между собой и не обеспечивающих полноту и достоверность получаемой информации. Результатом явилось сокращение со стороны государственных органов возможности наблюдения за деятельностью этих субъектов, а также снижение эффективности функционирования сельскохозяйственных и иных предприятий и организаций АПК вследствие неполноты получаемой информации (таблица 1). 

     Таблица 1

Меры  государственной поддержки сельского  хозяйства и сельского населения (в соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству  ВТО)

Нормы господдержки Виды государственной  поддержки Возможность использования  в России
Меры  «голубой корзины» Государственные выплаты, направленные на ограничение  размеров сельскохозяйственных угодий и уменьшение поголовья скота; денежные компенсации, предоставляемые фермерам в случае добровольного сокращения ими объемов производства Отсутствует в  связи с продолжающимся системным  кризисом аграрной экономики

 

Окончание табл. 1

Меры  «зеленой корзины» Финансовые  расходы государства, не оказы-вающие прямого воздействия на увеличение производства или условия торговли: затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга в сельской местности и информационное обеспечение сельских товаропроизводителей, модернизация сельской инфраструктуры, проведение научно-исследовательских работ и др. Применимы в  российских условиях
Меры  «желтой корзины» Все затраты  государства по поддержке сельского  хозяйства, не включенные в «голубую»  и «зеленую» корзины (показатель: совокупные меры поддержки – СМП) Целесообразно использовать для стимулирования производства
Меры, относящиеся к категории «специальный и дифференцированный режим» Инвестиционные  субсидии и дотации на приобретение материально-технических ресурсов Предусмотрены только для развивающихся стран

 

     В целях стимулирования и повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей представляется необходимым использование мер информационно-аналитической поддержки сельских производителей, которые могут осуществляться по различным направлениям (таблица 2). Выделенные направления являются неоднородными по содержанию и могут включать целый ряд дополнительных, конкретных мер господдержки информационного обеспечения АПК [52, c. 319]. 

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства