Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.
С самого начала создания Содружества основные усилия государств-членов были направлены на развитие и углубление сотрудничества в экономической сфере, на создание общих рынков товаров и услуг, рабочей силы, капитала и ценных бумаг.
Как верно в этой связи отмечает ЮВ Шишкова, «развитие интеграционных процессов определяется сначала экономическим «материалом», а затем уж – политической волей8. Сходная позиция была озвучена так же одним из лидеров СНГ Н. Назарбаевым в своем выступлении9.
Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 08.12.1991 в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной от 21.12.1991 (Алма-Ата), Алма-Атинская Декларация государств - участников СНГ от 21.12.1991, Устав Содружества Независимых Государств (Решение Совета глав государств от 22.01.1993, Минск) окончательно закрепили намерения государств создать общий рынок товаров и услуг. Реализуя это намерение, Российская Федерация заключила со всеми участниками СНГ двусторонние соглашения о свободной торговле.
В 1993 г. государствами -участниками СНГ подписан и в дальнейшем ратифицирован Договор о создании Экономического союза.
На основе двусторонних соглашений о свободной торговле и Договора о создании Экономического союза государства СНГ в 1994 г. заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Таким образом, к 1994 г. была создана нормативно-правовая основа для создания зоны свободной торговли, включающей территории всех государств - участников СНГ.
Правовой основой всей системы договоров, регулирующих экономические отношения государств - участников СНГ, является, в первую очередь, уже упомянутый Договор о создании Экономического союза от 24.09.1993 (Москва). Российская Федерация ратифицировала этот Договор 02.11.1994 (ФЗ от 02.11.1994 № 32-ФЗ). В статье 3 Договора установлено, что данный Экономический союз предполагает:
- свободное
перемещение товаров, услуг,
- согласованную
денежно-кредитную, бюджетную,
В Договоре содержатся основные принципы и нормы, регулирующие согласование между независимыми государствами таможенной политики. Статьей 5 предусмотрены меры, которые стороны согласились предпринимать в целях сближения хозяйственного законодательства и проведения согласованной политики в области таможенных правил и тарифов.
Основополагающим источником правового регулирования сотрудничества государств - участников СНГ в таможенной сфере является Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994. Оно предусматривает, что таможенные службы, под которыми понимаются центральные таможенные органы сторон, в рамках своей компетенции и с соблюдением законодательства сторон будут сотрудничать в целях:
- совершенствования
пассажирского и грузового
- обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот;
- предотвращения,
пресечения и расследования
В соответствии со ст. 3 Соглашения таможенные службы:
- принимают по взаимному согласованию необходимые меры по упрощению таможенного оформления;
- признают таможенные обеспечения друг друга (пломбы, оттиски печатей, штампы), таможенные документы друг друга, а при необходимости накладывают собственные таможенные обеспечения на перемещаемые товары.
Товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть основания полагать, что их ввоз, вывоз и транзит запрещены в соответствии с законодательством сторон, либо имеет место таможенное правонарушение.
Таможенные службы представляют друг другу по запросу свидетельства, подтверждающие, что товары, которые вывезены с территории одной стороны, ввозятся на территорию другой стороны на законных основаниях. В свидетельствах указываются вид и результаты таможенных процедур, в соответствии с которыми оформлялись товары. Это касается также тех случаев, когда товары реэкспортируются с территории другой стороны.
Таможенные службы представляют друг другу по запросу сведения о том, что представленные подчиненными им таможенными органами свидетельства или другие документы являются подлинными и содержат все необходимые данные.
Соглашение
предусматривает порядок
В целях исполнения Соглашения предусмотрено, что сотрудничество осуществляется непосредственно между таможенными
службами.
Таможенные службы издают в рамках своей компетенции необходимые для исполнения Соглашения нормативные акты.
В целях исполнения Соглашения таможенные службы обеспечивают взаимное представительство при этих службах, устанавливают необходимые связи между подчиненными им таможенными органами, а также могут осуществлять совместный таможенный контроль.
В дополнение к данному.Соглашению Правительство РФ заключило двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах с правительствами всех государств -участников СНГ.
Одни из этих соглашений, как, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 02.03.1994, полностью повторяют текст многостороннего Соглашения государств - участников СНГ. Содержание других, например, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, также идентично тексту многостороннего Соглашения стран - участников СНГ, но имеет одно формальное отличие. В многостороннем Соглашении вопрос об отказе в содействии включен в ст. 12 «Выполнение запроса», а в приведенном двустороннем соглашении он представляет собой отдельную ст. 15 «Отказ в содействии», хотя пп. 1,2 ст. 15 двустороннего соглашения полностью повторяют пп. 2,3 ст. 12 многостороннего Соглашения стран - участников СНГ.
В целом вывод о дублировании многостороннего и двустороннего соглашения является обоснованным. Тексты и юридическая сила этих соглашений одинаковы.
Неким курьезом среди двусторонних соглашений следует считать Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики Ичкерия о взаимодействии в сфере таможенного дела от 12.06.1997.
Это договор между РФ и ее субъектом, заключение которого является беспрецедентным и противоречащим Конституции РФ, относящей таможенное регулирование исключительно к ведению РФ и не допускающей договорных начал в регламентации этой сферы (п. "ж" ст. 71), а также запрещающей установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74).
Договор
состоит из 8 статей. Субъектом, осуществляющим
таможенное оформление и таможенный
контроль в Республике Ичкерия, названа
Государственная погранично-
Таможенными органами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана принято Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов от 02.04.1992. В нем определены обязательства сторон по согласованию общих терминов и понятий технологии таможенного оформления транзитных грузов. Установлено, что товары, ввезенные для внутреннего потребления на территорию одного из договаривающихся государств с территории другого, пропускаются таможнями государства вывоза в соответствии с его национальным законодательством при наличии разрешения, которое выдается в порядке, определенном внутренним законодательством. В Соглашении регламентируется порядок определения государства происхождения товара, требования к сертификату, подтверждающему происхождение товара, и форма этого сертификата.
В
целях обеспечения
Совет возглавляет Председатель, избираемый на основе ротации. На Совет возложена разработка предложений для Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ и межгосударственного экономического комитета Экономического союза по принятию решений и заключению договоров, касающихся таможенного дела.
Советом были подготовлены Основы таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств, утв. 10.02.1995 решением Совета глав государств - участников СНГ. На базе этого основополагающего акта СНГ по таможенному делу осуществляется гармонизация и унификация национальных таможенных законодательств.
Основы определяют принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела государств - участников СНГ. При этом за государствами сохраняется право введения национальных норм регулирования при условии, что они не будут противоречить Основам. Благодаря разработке Основ государства - участники СНГ получили возможность унифицировать основные функции таможенных органов и основные понятия, используемые в таможенном деле.
Основы закрепили, что каждое государство - участник СНГ имеет свою таможенную территорию, над которой оно сохраняет суверенитет и обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Как международно-правовой документ Основы устанавливают не только материальные и процессуальные нормы таможенного оформления, контроля, выявления и пресечения таможенных правонарушений, но также базовые нормы, применяемые для целей тарифного регулирования внешней торговли.
Кроме
названных международно-
В рамках СНГ Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в целях сохранения и укрепления единого экономического пространства и обеспечения в пределах этого пространства свободного движения товаров заключили Соглашение о принципах таможенной политики от 13.03.1992.
Это
Соглашение имеет ключевое значение
для международно-правового
В соответствии с Соглашением (ст. 1) для реализации его целей создается Таможенный союз, который в пределах своих функций является самостоятельным субъектом международного права. В связи с этим образуется общая таможенная территория государств - участников Соглашения, представляющая собой совокупность таможенных территорий договаривающихся сторон.
Стороны согласовывают общий таможенный тариф и содействуют единообразному внутреннему налогообложению товаров и иных предметов, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с этой территории. Товары, обращающиеся внутри Таможенного союза, не облагаются таможенными пошлинами и иными налогами и сборами, имеющими эквивалентное действие.
Стороны будут воздерживаться от установления таможенных барьеров между собой и обязуются пересматривать качественные ограничения, с тем чтобы объем ограничений на вывоз товаров во взаимном обмене уменьшался.
При этом количественные ограничения могут сохраняться лишь по взаимному согласованию между государствами только на вывоз товаров и на конкретный срок. Одновременно стороны обязуются отменить количественные ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих гражданам государств, участвующих в Соглашении.