Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.
Соглашение РФ и Франции говорит об административной помощи, в то время как Соглашение РФ с Данией не называет этого вида оказываемой помощи, в связи с чем можно сделать вывод, что сотрудничество не ограничивается оказанием административной помощи. Таким образом, проведение контролируемой поставки, предусмотренное обоими соглашениями, можно отнести к административной помощи и рассматривать как одну из форм осуществления взаимодействия таможенных органов двух стран при пресечении таможенных правонарушений.
О наличии формальных различий соглашений говорит и тот факт, что статьи Соглашения РФ с Данией имеют названия, определяющие, какой вопрос регламентирует статья. Это также помогает более четко представить структуру Соглашения. Статьи Соглашения РФ и Франции не имеют названий, однако это не говорит о менее широкой регламентации им видов оказываемой помощи.
В Соглашении РФ и Дании вопрос о форме и содержании запроса выделен в отдельную статью, что свидетельствует о его важности, так как только именно на основании этого документа запрашиваемая сторона начинает оказывать содействие. В Соглашении же РФ и Франции вопрос о форме и содержании запроса входит в статью, регламентирующую предоставление информации, из чего тем не менее не следует, что при осуществлении взаимодействия таможенные службы РФ и Франции придают меньшее значение содержанию и форме.
Организационный механизм и формы осуществления взаимодействия Одно из существенных различий между соглашениями Российской Федерации с Францией и Данией состоит в том, что Соглашение РФ с Францией предусматривает создание Смешанной комиссии из представителей таможенных служб РФ и Франции, которые уполномочены рассматривать вопросы, связанные с применением Соглашения, а значит, и с оказанием взаимной помощи в пресечении, расследовании и предотвращении таможенных правонарушений. Соглашение РФ и Дании создание подобной комиссии не предусматривает. Оно устанавливает взаимодействие между ФТС России и Главным таможенным и налоговым управлением Министерства налогообложения. Соглашение (п. 2 ст. 18) также закрепляет возможность образования прямых каналов связи между их центральными и местными подразделениями по борьбе с таможенными правонарушениями, а также с другими подразделениями.
В соглашениях прослеживаются три основные организационные формы осуществления взаимодействия между таможенными органами РФ и зарубежных государств.
Через федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и центральный таможенный орган зарубежного государства. Например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в таможенных делах от 25.09.1993 предусматривается осуществление взаимодействия между ФТС России и Таможенным советом Королевства Швеция. В статье 14 данного Соглашения устанавливается, что таможенные службы двух стран определяют службы и сотрудников, ответственных за координацию взаимопомощи. При этом таможенные службы передают друг другу списки компетентных сотрудников, назначенных для осуществления оперативного сотрудничества.
В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 такими службами определяются ФТС России и Главное таможенное управление КНР.
Через
федеральный орган
Через
федеральный орган
Межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах определяют, что ФТС России взаимодействует в Болгарии - с Главным таможенным управлением Министерства финансов, в Норвегии - с Управлением таможни и акцизов, в Венгрии - со Службой таможенной и финансовой охраны Министерства финансов, в Израиле - с Департаментом по делам таможни и налога на добавленную стоимость Министерства финансов, в Индии - с Главным управлением акцизов и таможни Департамента по доходам Министерства финансов, в Корее - с Корейской таможенной администрацией и т. д.
Следует
помнить, что срок действия международного
договора может быть продлен на условиях,
в нем предусмотренных, причем такое соглашение
может совершиться до истечения договора6.
1.2.
Международные
В
зависимости от органов представляющих
государство различают
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе заключать в пределах своей компетенции соглашения с центральными таможенными органами (службами) иностранных государств в целях фиксации взаимных договоренностей о сотрудничестве в таможенном деле.
Соглашения с центральными таможенными органами иностранных государств являются актами международно-правового порядка. Их международно-правовой характер вытекает из природы этих соглашений, являющихся формой осуществления административных (управленческих) функций центральными таможенными органами государств.
Назначение международных межведомственных соглашений в области таможенного дела состоит в том, чтобы развивать, детализировать и конкретизировать положения межгосударственных и межправительственных соглашений в таможенной сфере в целях реализации этих соглашений и выполнения соответствующих внутригосударственных процедур. В этом смысле они играют такую же исполнительную роль, как и акты федеральных органов исполнительной власти в национальном законодательстве, которые развивают, детализируют и конкретизируют нормы (правовые акты) вышестоящих государственных органов, скажем, правовые акты Президента РФ или Правительства РФ.
К
числу международно-правовых соглашений,
заключаемых федеральным
- многосторонние
межведомственные соглашения
- меморандумы
о взаимопонимании между
- протоколы
и меморандумы между
Многосторонние и двусторонние соглашения центральных таможенных служб государств имеют своей целью выполнение задач, предусмотренных многосторонними и двусторонними межправительственными соглашениями, а также их конкретизацию и детализацию. Вместе с тем соглашения на уровне таможенных ведомств взаимодействующих сторон имеют и самостоятельное значение.
Многосторонние межведомственные соглашения на уровне центральных таможенных служб не имеют большого распространения, так как условия и порядок реализации межправительственных соглашений по таможенным вопросам определяются, как правило, в самих межправительственных соглашениях. Однако заключение подобного рода соглашений все же практикуется, особенно в рамках СНГ.
В качестве примера подобного рода соглашений можно привести:
- Соглашение
о сотрудничестве и
- Соглашение
о взаимодействии и
- Решение
Совета руководителей
Данное соглашение состоит из преамбулы и 17 статей.
Из документа видно, что стороны осознают, что соблюдение таможенного законодательства и борьба с таможенными правонарушениями могут более успешно осуществляться только при сотрудничестве их таможенных служб.
В качестве одной из целей сотрудничества отмечено предотвращение, пресечение и расследование таможенных правонарушений (ст. 2 "Сфера применения Соглашения").
Предусматривается проведение проверки или расследования таможенной службой одной стороны по запросу таможенной службы другой стороны (ст. 9). Результаты проверки или расследования сообщаются запрашивающей таможенной службе, согласно ст. 6 Соглашения, путем пересылки сообщений, протоколов и других материалов или их заверенных копий, других находящихся в их распоряжении сведений, касающихся существа запроса.
В статье 11 закрепляются формы и содержание запроса, предусмотренного ст. 9 «Расследования». Запрос таможенного органа должен иметь только письменную форму, а необходимые для выполнения запроса документы должны прилагаться в подлинниках, официально заверенных копиях или фотокопиях.
Подчеркивается, что таможенные службы оказывают друг другу содействие в выполнении запросов в соответствии с законодательством сторон и в пределах своей компетенции (ст. 12). Предусмотрена также возможность отказа от выполнения запроса при определенных обстоятельствах.
Таможенные службы могут использовать полученные сведения I и документы как доказательства в судебных или административных разбирательствах в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями (ст. 14). Однако оценка этих сведений и документов, а также возможность и порядок их использования определяется в соответствии с законодательством запрашивающей стороны.
Исполнение Соглашения предусматривает издание таможенными службами в рамках их компетенции необходимых нормативных актов, обеспечение представительства таможенных служб, а также возможность осуществления совместного таможенного контроля.
Отметим, что данное Соглашение подписано в одном экземпляре на русском языке, что предполагает составление взаимных запросов также на русском языке в соответствии со ст. 35 Устава Содружества Независимых Государств (Минск, 22.01.1993).
Другой акт - Решение Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 16.05.1996 - установил Единый порядок обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок. Порядок конкретизирует Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15.04.1994, делая акцент именно на взаимодействии таможенных служб РФ и государств ближнего зарубежья в рамках производства по делам о нарушениях таможенных правил.