Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.
Особенности отдельных меморандумов. Кроме обмена информацией, Меморандум указывает еще на одну форму оказания содействия. Это наблюдение за лицами, товарами и транспортными средствами.
Расследование
как форма оказания содействия регламентируется
ст. 14 Меморандума. В частности, по запросу
одной из таможенной служб другая
таможенная служба может провести проверку,
досмотр и начать официальное
расследование в отношении
Процессуальному
положению экспертов и
Меморандум в ст. 17 предусматривает и исключение из взаимопомощи. Так, в помощи может быть отказано в следующих случаях: а) если выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим сферам национальных интересов государства; б) если выполнение запрос;: связано с раскрытием промышленной, коммерческой или профессиональной тайны.
Отдельно в Меморандуме рассмотрен вопрос о каналах взаимопомощи между соответствующими таможенными службами. Такая взаимопомощь осуществляется непосредственно двумя этими службами. Согласно ст. 21 Меморандума такими службами являются: Управление по борьбе с контрабандной и нарушениями таможенных правил ФТС России и 18-й отдел Следственного управления Ее Величества Таможенной и акцизной службы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Также ст. 18 «Каналы взаимопомощи» определяет, что обе таможенные службы могут организовывать для своих центральных и местных подразделений правоохранения и расследования прямой контакт друг с другом в целях облегчения посредством обмена информацией предупреждения, расследования и пресечения нарушения таможенных законов и правил.
Меморандум действует на территории РФ и территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
В
целом Меморандум по своей структуре
и содержанию соответствует соглашениям
между Правительством РФ и правительствами
иностранных государств о сотрудничестве
и взаимопомощи в таможенных делах. Однако
имеются и разделы, не свойственные соглашениям,
в частности такие, как «каналы взаимопомощи»
и «осуществление», где устанавливаются
конкретные подразделения центральных
таможенных служб стран, ответственных
за исполнение запросов, ведение переписки
и обмен информацией.
1.4. Протоколы между центральными таможенными органами о реализации соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
В настоящее время действует немало протоколов и меморандумов, заключенных с центральными таможенными службами иностранных государств о реализации соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах:
Центральные таможенные органы Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали целый ряд протоколов в целях реализации Договора о создании Евразийского экономического сообщества от 10.10.2001.
Юридическая сила протоколов и меморандумов одинаковая. Необходимость принятия этих актов вызывается тем, что с момента принятия межправительственных соглашений проходит определенное время (от 2 до 5 лет), которое выявляет новые проблемы в реализации соглашений и делает насущным принятие более конкретных документов, направленных на практическую реализацию соглашений.
Содержание протоколов и меморандумов включает: преамбулу, основной текст, состоящий от 4 (с Узбекистаном) до 12 статей (с ФРГ), подписи правомочных лиц от имени каждой из сторон, приложения, определяющие список контактных лиц таможенных служб и перечень товаров, по которым обмен информацией осуществляется по собственной инициативе.
Цели принятия протоколов (меморандумов) состоят в следующем:
- осуществление более эффективного таможенного контроля за перемещением товаров, транспортных средств и пассажиров;
- своевременный
обмен информацией и
- реализация
двусторонних
- определение
сторонами соответствующих
- быстрая
передача информации, ее письменная
форма, хотя в срочных случаях
информация может быть
- направление запросов только в тех случаях, когда речь идет о значительных суммах пошлин, налогов и других сборов;
- организация двусторонних рабочих групп по таможенным вопросам для координации работы по реализации соглашений и протоколов;
- осуществление мер по координации таможенного контроля и обмен информацией в соответствии с действующим национальным законодательством сторон.
Вместе
с тем каждый из протоколов, меморандумов
имеет и свои особенности. Так, особенности
российско-украинского
- отсутствует
приложение с перечнем товаров,
- в приложении о контактных лицах конкретно выделены лица, ответственные:
а) за международные вопросы;
б) вопросы борьбы с таможенными правонарушениями;
в)
вопросы организации
г) региональное сотрудничество;
д)
сотрудничество на местном уровне.
Особенности российско-
- вопросы
по использованию метода
- запрос
направляется только в случаях,
а) содержит пункт о том, что взаимные запросы направляются только в тех случаях, когда речь идет о значительных суммах пошлин, налогов и других сборов;
б) предусматривает создание постоянной двусторонней рабочей группы по таможенным вопросам.
Особенности
российско-германского
а) указывается
на подробность составления
б) определяется, что копии документов других государственных органов (решения суда, справки), находящиеся в делах одной из таможенных служб, передаются только с согласия этих органов;
в) устанавливается, что порядок практической реализации метода контролируемой поставки в каждом отдельном случае должен согласовываться между РТУ по БТП ГТК России (сейчас - ГУБК) в Москве и Оперативно-розыскным таможенным ведомством Таможенной службы Германии в Кельне;
г) уточняется порядок направления запросов: только в соответствии с Договором РФ и ФРГ от 16.12.1992 (ст. 2 и п. 2 ст. 10), причем в запросах должно быть указано, проводилось ли запрашивающей стороной собственное дознание и какие были достигнуты результаты; если собственное дознание не проводилось, то должны указываться причины этого;
д) констатируется, что
сведения о физических лицах передаются
лишь в тех случаях, если сторона, которая
должна получить эти сведения, обеспечивает
им необходимую степень защиты в соответствии
со своим национальным правом и административными
нормами.
2.
Организационно-правовые
основы осуществления
интеграции Российской
Федерации и зарубежных
стран в таможенной
сфере.
2.1. Организационно-правовые формы сотрудничества таможенных органов РФ с таможенными органами государств участников СНГ
Соглашение о сотрудничестве таможенных органов государств участников СНГ было подписано главами 12 стран: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины 08.12.1991 и Грузии 09.12.1993.
Статьей 1 Соглашения закрепляются обязательства договаривающихся сторон образовать Содружество Независимых Государств (СНГ). К сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координационные институты Содружества, согласно ст. 7 Соглашения относится сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также сотрудничество в области таможенной политики.
В соответствии с положениями Соглашения о координационных институтах Содружества Независимых Государств (Алма-Ата, 21.12.1991) Общими координационными институтами Содружества являются следующие.
- Совет глав государств - высший орган Содружества. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов, находящимся в сфере их общих интересов.
- Совет
глав правительств
- Координационно-
Исполнительный секретарь СНГ отвечает за организационно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливаемых для основных органов СНГ.
Среди других органов Содружества - Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Штаб по координации военного сотрудничества государств - членов Содружества, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская Ассамблея и другие.