Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.
Введение
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что потребности социального, политического и экономического развития Российской Федерации и российского общества побуждают к поиску оптимальной модели разрешения сложных вопросов формирования и развития международного сотрудничества в таможенной сфере, особенно в рамках Содружества Независимых Государств, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества), Союза Беларуси и России. Рассмотрению противоречий и проблем, с которыми приходится сталкиваться в ходе реформирования постсоветского пространства в области конституционно-правового регулирования таможенных вопросов посвящено настоящее исследование.
Среди основных задач, разрешение которых будет составлять важную часть дальнейшего развития Российской государственности, является создание оптимальных правовых условий для развития экономической и политической интеграции с иностранными государствами. Преодоление политической, правовой и социально-экономической дезинтеграции - одна из важнейших задач современного государственного развития страны. Существенным фактором, выступающим, с одной стороны, средством интеграции, а с другой, ее результатом, является интеграция государств в таможенной сфере. В частности Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2000 г., определяет приоритеты политики России следующим образом: «Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами-участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, а первую очередь, Таможенном союзе, Договоре о коллективной Безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси , России и Казахстана как высшей на данном этапе формы интеграции трех суверенных государств»1.
Вопросы формирования общего рынка, единого экономического и таможенного пространства стран СНГ нуждаются в тщательном изучении не только экономистов и политологов, но и правоведов. Правовая наука призвана разработать и представить научно обоснованную с правовой точки зрения концепцию развития политической и экономической интеграции стран-членов СНГ. Поэтому изучение организационно-правовых основ участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях, складывающихся в рамках Содружества Независимых Государств, выявление положительных и негативных составляющих этого процесса, своевременная оценка возможных последствий, преодоление препятствий на пути интеграции обусловливают необходимость изучения вопросов сотрудничества Российской Федерации со странами-членами СНГ во всех областях, в том числе и в сфере таможенных отношений. Актуальность таможенного направления обусловлена тем, что именно на этом направлении стремление к интеграции сталкивается с объективными трудностями, вызванными неравномерностью экономического развития различных государств СНГ, существенными противоречиями их государственных интересов. Поиск путей оптимального взаимодействия в данной области содействует разрешению важнейших вопросов развитии Содружества Независимых Государств, способствует выявлению государственных интересов России в СНГ, их адекватной оценке и защите.
Российское общество готово к прагматичному варианту развития интеграционных процессов, в том числе и в таможенной сфере. Однако необходимо обоснование и представление сконцентрированной программы, способной обеспечить защиту государственных интересов России, ее внутреннего финансового и промышленное рынков. Эта задача может быть решена в том случае, если процессы реформирования политической, социально-экономической и правовой систем Содружества Независимых Государств будут осуществляться на основе принципов взаимной выгоды и равноправия, при понимании, что альтернативы взаимодействию нет.
Выпускная квалификационная работа выполнена на базе изучения и использования имеющейся научной монографической литературы по рассматриваемой проблеме. Исследования общих аспектов политической и экономической интеграции государств-участников СНГ представлены в отечественном правоведении значительным количеством работ.
При подготовке дипломной работы были использованы труды отечественных ученых-правоведов, философов, социолога, экономистов, изучавших различные аспекты интеграции государств-участников Содружества Независимых Государств: Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна, И.П. Блищенко, Ю.А. Дмитриева. И.А. Исаева, Л.М. Каралетяна. Д.А. Керимова, Ю.М, Колосова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, И.И. Лукашука, Г.В. Мальцева, МН. Марченко, И. А. Михалевой, B.C. Нерсесянца, Г.В. Осипова, Э.Л. Позднякова, Б.Л. Страшуна, Э.В. Тадевосяна, Ю.Л. Тихомирова, Б,Н. Топорнина, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, и других.
Правовое регулирование международного сотрудничества в таможенной сфере исследованы на основе анализа конституционных норм, действующего законодательства, нормативных актов Российской Федерации, международных договоров, подписанных Российской Федерацией в рамках СНГ, Таможенного союза (Евразийского экономического сообщества) и Союза Беларуси и России.
Рассмотрение
вопросов международного сотрудничества
в таможенной сфере и практики ее осуществления
проводилось на основе использования
принятых в отечественном правоведении
методов научного анализа: системного,
структурно - функционального, социологического,
сравнительно - правового, формально- юридического,
теоретико- прогностического.
Цель
дипломного исследования состоит в
комплексном, системном изучении отношений,
складывающихся в процессе международного
сотрудничества в
таможенной сфере, представлении рекомендаций,
направленных на совершенствование методов
государственно-правового регулирования
правового обеспечения интеграции в таможенном
законодательстве.
1.
Общий анализ основных
форм и направлений
международного сотрудничества
в таможенной сфере.
1.1. Межгосударственные межправительственные договоры в таможенной сфере
Становление Российской Федерации как субъекта международного права предполагает установление новых и подтверждение прежних договорных связей России с другими государствами2.
В современных условиях интеграции процессов, происходящих в мире можно с уверенностью говорить о значительном повышении роли международного права для всех государств как членов международного сообщества3.
Принципиально важно при этом, чтобы «современное международное право развивалось на основе согласованных подходов и вело к укреплению международной законности»4.
Многосторонние
международные конвенции и
В обширной системе международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран, выделяются соглашения, регулирующие оказание административного содействия в таможенной сфере в целом, и особо - соглашения, регламентирующие оказание административного содействия в предотвращении, расследовании и пресечении нарушений таможенных правил.
К числу важнейших многосторонних международно-правовых актов, регламентирующих те или иные аспекты взаимодействия и взаимопомощи таможенных органов РФ с таможенными органами зарубежных государств, можно отнести следующие:
На основе положений приведенных конвенций таможенные органы РФ организуют широкое международное сотрудничество по различным аспектам осуществления таможенного дела.
При
этом государство обязано
Значительная часть норм международных конвенций предусматривает широкую сферу применения и обеспечивает взаимодействие таможенных органов государств, входящих в Совет таможенного сотрудничества. Так, на основе Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров таможенные органы обеспечивают сопоставимость информации о ввозимых и вывозимых товарах; создают национальные товарные номенклатуры, используемые в таможенных целях: так, в Российском Федерации применяется ТН ВЭД государств - участников СНГ. На основе Таможенной конвенции о контейнерах таможенные органы упорядочили использование унифицированных контейнеров для мультимобильных перевозок, что позволило обеспечить, условия для внедрения современных технологий международных перевозок.
На основе правил Конвенции, заключенной в г. Найроби, таможенные органы организуют международное сотрудничество по выявлению и пресечению международных каналов контрабанды наркотических и психотропных веществ, оружия и боеприпасов, алкоголя и табака, предметов антиквариата, а также иных нарушений таможенного законодательства.
Упомянутая
Международная конвенция о
Преамбула
Глава 1. Определения (ст. 1).
Глава 2. Сфера применения Конвенции (ст. 1-\).
Глава 3. Общие положения об оказании содействия (ст. 5-8).
Глава 4. Прочие положения (ст. 9-11).
Глава 5. Роль Совета и Постоянного Технического комитета (ст. 12-13).
Глава 6. Заключительные положения (ст. 14-23).
Приложение X. Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.
Для Российской Федерации данная Конвенция вступила в силу 13 марта 1995 г.
В преамбуле говорится о целях принятия документа: нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, социальным и налоговым интересам государства, а также законным интересам торговли, что требует объединения и взаимодействия таможенных служб различных стран; борьба с таможенными правонарушениями может быть более эффективной при сотрудничестве таможенных служб.
В первой главе Конвенции определяются термины, использованные в документе. Например, термин «таможенное правонарушение» означает любое нарушение таможенного законодательства или попытку такого нарушения; термин "обман таможни" означает таможенное правонарушение, при котором лицо обманывает таможню и таким образом частично или полностью уклоняется от уплаты импортных или экспортных пошлин и налогов или обходит установленные таможенным законодательством запреты или ограничения либо получает другие выгоды в нарушение таможенного законодательства.
Названные
понятия не используются в ТК РФ.
Соотносимым с ними понятием ТК РФ
является понятие «незаконное
Одним из важных понятий, которыми оперирует Конвенция, является понятие «контрабанда». В контексте Конвенции термин «контрабанда» означает обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме. О размере и составе контрабандных товаров в Конвенции ничего не говорится. В российском законодательстве большая часть составов административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), предусмотренных в гл. 16 КоАП РФ, содержит признаки, которые являются определяющими при разграничении уголовно-таможенного преступления и таможенного правонарушения. Соответственно, главным признаком при определении контрабанды согласно Конвенции является скрытая форма перемещения товаров через таможенную границу.
На мой взгляд, на этом основании следует считать, что в понятие контрабанды, данное в Конвенции, входят не только составы, предусмотренные ст. 188 УК РФ:
1) перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров и иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием;