Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    Разноуровневая  и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме. Для присоединения государств к действующим в рамках ЕЭП международным договорам требуется согласие всех государств-участников этих международных договоров. Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются.

    Неучастие или частичное участие какого-либо государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться препятствием для остальных государств-участников в осуществлении указанных направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях. Более поздние сроки присоединения какого-либо государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП.

    Концепция также указывает на различные степени интеграции государств - основателей ЕЭП: так, Российская Федерация и Республика Беларусь объединились в Союзное государство, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан являются членами ЕврАзЭС - в связи с чем предусматривает, что сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством-участником самостоятельно.

    Первоочередным  и базовым этапом формирования ЕЭП  названо завершение формирования зоны свободной торговли.

    Основополагающие  мероприятия по формированию ЕЭП:

    1. Установление для товаров торгового  режима без изъятий и ограничений  на базе:

    - реализации  комплекса мер по завершению  создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и применения субсидий, проведения согласованной политики в области тарифного и нетарифного регулирования;

    - формирования  общего таможенного тарифа;

    - определения  единых правил конкурентной политики, регулирования естественных монополий, в том числе обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий, субсидирования и иных форм государственной поддержки;

    - унификации  мер нетарифного регулирования на основе норм и правил ВТО, создания унифицированного порядка их применения в отношении третьих стран;

    - неприменения  тарифных и нетарифных ограничений  во взаимной торговле;

    - унификации  торговых режимов государств-участников по отношению к третьим странам;

    - упрощения  порядка таможенного оформления  и таможенного контроля на  внутренних таможенных границах  с последующей их отменой на  завершающем этапе.

    2. Унификация принципов разработки  и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.

    3. Либерализация режимов доступа  на рынок услуг, постепенное устранение имеющихся здесь барьеров и ограничений.

    4. Согласование условий для создания  благоприятного климата для привлечения  инвестиций в приоритетные отрасли и производства.

    5. Проведение единой политики в  области охраны прав интеллектуальной собственности.

    6.  Гармонизация принципов налогообложения,  в том числе переход на согласованные  принципы взимания косвенных  налогов без изъятий, недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей.

    7.  Создание условий для взаимной  конвертируемости национальных  валют и перехода к расчетам  в национальных валютах, последовательной  либерализации валютной политики, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы, повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников.

    8. Создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан государств-участников.

    9.  Принятие мер по правовому  оформлению и обеспечению формирования  ЕЭП.

    10. Разработка механизма принятия  и обеспечения выполнения принимаемых  решений.

    Правовую  основу обеспечения формирования и функционирования ЕЭП составляют международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом законодательств Сторон и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

    Государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.

Финансирование  органов ЕЭП осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов  государств-участников в едином регулирующем органе.

    Концепция также уделяет внимание взаимодействию при проведении переговоров по присоединению к ВТО.

    Так, исходя из того, что государства-участники  находятся на различных этапах переговорного  процесса по присоединению к этой организации, Концепцией признана необходимость  выработки механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции. Данный механизм может предполагать:

    - проведение  ежеквартальных консультаций для  обсуждения хода переговоров  о присоединении к ВТО;

    - присоединение  государств-участников к ВТО на  согласованных условиях.

    Государства-участники  самостоятельно выбирают конкретные формы  механизма согласования позиций  при проведении переговоров по присоединению к ВТО.

    В случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных Концепция предусматривает обязанности такого государства:

    - содействовать  скорейшему присоединению к ВТО  других государств-участников;

    - воздерживаться  от выдвижения требований к  другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

    В заключительной части Концепции  указывается, что ЕЭП открыто  для присоединения к нему других государств при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках ЕЭП, их соответствия установленным соглашением государств-участников макроэкономическим и институциональным критериям и с согласия всех государств-участников.

    Вместе  с тем, не обходимо отметить «что исключительно  ставка на реинтеграцию со странами СНГ, не позволит осуществить структурную перестройку и в конечном счете приведет к консервации технологической отсталости российской промышленности»10.   

     Заключение 

    Таким образом, резюмируя проведенное  исследование можно сделать следующие выводы:

  1. Либерализация внешнеэкономической деятельности, развитие 
    рыночных отношений, стремительное динамичное укрепление таможенного сотрудничества с иностранными государствами и особенно с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и прежде всего Российской Федерации с Республикой Беларусь, планы по реальному формированию Таможенного союза Российской Федерации с Казахстаном, Кыргызстаном, Беларусью и Таджикистаном, развитие отношений таможенных интеграционных объединений с международными торгово-таможенными организациями, типа ГАТТ ВТО, иными международными объединениями - требует адекватного отражения, обновления и юридического закрепления в специальных актах конституционно-правового характера, а также в системе иных нормативных правовых актах вопросов регулирования таможенной политики.
  2. Серьезным изменениям должны быть подвергнуты все составные части государственно-правового регулирования межгосударственных отношений: Россия - Беларусь; Россия - члены Таможенного союза, в том числе  и  вопросы,  которые  регулируются  таможенным  правом;   в частности положения регламентирующие  перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств; таможенные режимы, валютный контроль; таможенные льготы; ведение таможенной статистики и номенклатуры    внешнеторговой      деятельности;     разделы, касающиеся правоохранительной деятельности таможенных органов; информирование и консультирование; предварительное решение, обжалование и рассмотрение решений.
  3. В данном перечне свое место должны занять разделы о 
    таможенном тарифе, о международно-правовом сотрудничестве 
    Российской Федерации со странами-участниками СНГ, Беларусью, международными торговыми организациями и государствами дальнего зарубежья.
  4. Должна быть повышена роль субъектов Российской Федерации, особенно в том, что касается вопросов пограничного сотрудничества и взаимодействия субъектов Российской Федерации с областями Беларуси, административно-территориальными единицами других государств, входящих в Таможенный союз.
  5. В рамках Евразийского экономического сообщества (Таможенного союза «пятерки») - следует на основе сравнительного анализа национальных законодательств разработать Программу первоочередной законотворческой деятельности по сближению и гармонизации национальных законодательств государств-участников Таможенного союза. Следует подготовить предложения о механизме трансформации в национальные законодательства решений Межгосударственного Совета, о процедуре внесения соответствующих поправок. Создание единой таможенной территории в значительной мере зависит от совершенствования его правовой основы, проведения активной работы по гармонизации и унификации национальных законодательств, особенно в области внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового и налогового законодательства.
  6. Надлежит решить вопрос о создании общей информационно-правовой базы государств-участников Таможенного союза, с возможностью подключения в эту базу через современные телекоммуникационные системы органов государственного управления Беларуси, Казахстана и России а также органов управления интеграцией государств-участников Таможенного союза и Союза Беларуси и России.
  7. Актуален вопрос ускоренного обустройства внешних границ Таможенного союза и долевом финансировании материально-технического обеспечения таможенных и пограничных служб.
  8. Одним из важнейших является так же вопрос о наделении статусом международной правосубъектности Таможенного союза.

Список  использованных нормативно – правовых актов и  литературы

    1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Вискули, 3 декабря 1991 г.)
    2. Устав Содружества Независимых Государств. Принят 22 января 1992 г. - Российская газета, 12 февраля 1992.
    3. Договор о создании экономического союза. Подписан 24 сентября 1993 г.
    4. Соглашение о создании зоны свободной торговли. Подписано 15 апреля 1994г. // Экономика и жизнь. № 21. Май 1994.
    5. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Подписано 15 апреля 1994 г. // Экономика и жизнь. № 21. Май 1994.
    6. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. // Таможенные ведомости. № 2. 1995.
    7. Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 27 января 1995 г. // Таможенные ведомости. № 1. 1995,
    8. Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. // Таможенные ведомости. № 2. 1995.
    9. Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г. // Таможенные ведомости. № 2. 1995.
    10. Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности // Российская газета. 3 февраля 1996.
    11. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь». // Российская газета. 27 мая 1995.
    12. Стратегический курс России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 34 сентября 1995 г. № 940. // Российская газета. 23 сентября 1995.
    13. Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусия, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта // Таможенные ведомости. № 7. 1996.
    14. Договор об образовании Сообщества России и Беларуси (Москва. 2 апреля 1996 г.).
    15. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. // Российская газета. 3 апреля 1997. Устав Союза Беларуси и России (Москва. 23 мая
    16. г.).
    17. Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (Москва, 28 марта 1997 г.).
    18. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 №161-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №52. Ст. 5038.
    19. Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. 10.06.1993. № 23, ст. 821.
    20. Федеральный закон от 18.17.99 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ. 26.07.1999. № 30, ст. 3774.
    21. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» // Российская газета. 2004. №192.
    22. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» // Российская газета. 2004. №183.
    23. The Kyoto Convention 2000. On the simplification and harmonization of customs procedures // Документ опубликован не был. Содержится в информационно-справочной службе «Консультант-Плюс».
    24. Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство. М. Центр внешнеэкономических исследований. РАНН. 1998.
    25. Бакаева О.Ю. Оптимальная модель таможенных органов в новом Таможенном кодексе РФ// Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2003. №3,
    26. Ванин М. Преимущества нового кодекса// Российская газета.- 2003. 3 июня. №105.
    27. Глазьев С.  Геноцид. М. 1998.
    28. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового регулирования. М. 2000.
    29. Епифанов А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня: между прошлым и будущим. Ростов-на-Дону. 1995.
    30. Манохин В.М. Российское административное право: учебное пособие. 2004/
    31. Международные экономические отношения. Под. ред. И.П. Фламинского. М. 2001.
    32. Менделеев Д.И. Толковый тариф или исследования о развитии промышленности в связи с её общим таможенным тарифом. 1891 г. Санкт-Петербург, 1892.
    33. Мовсесян А.Г. Либерализм и экономика. М. 2003.
    34. Ожегов С.И Словарь русского языка.  М. 1987.
    35. Риккардо Д. Сочинения. Т. 5. Письма к экономистам. М. 1961.
    36. Сандровский К.К. Международное таможенное право. Учебник. Киев. 2001.
    37. Таможенная политика России в новых условиях. Материалы научно-практической конференции РТА ГТК РФ 24 ноября 1998 г. М. РТА ГТК РФ. 1999.
    38. Таможенный энциклопедический справочник. Т. 1. М. 1999.
    39. Туган-Барановский М. Основы политической экономики. Петроград. 1917.
    40. Шенаев В.Н Послевоенное экономическое развитие Западной Европы//Доклады института Европы. № 24.-М., 1996.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений