Разноуровневая
и разноскоростная интеграция означает,
что каждое государство-участник самостоятельно
определяет, в каких из направлений развития
интеграции или отдельных интеграционных
мероприятиях оно будет принимать участие
и в каком объеме. Для присоединения государств
к действующим в рамках ЕЭП международным
договорам требуется согласие всех государств-участников
этих международных договоров. Объем преимуществ,
предоставляемых государствами-участниками
друг другу, определяется соглашениями
по формированию ЕЭП, участниками которых
они являются.
Неучастие
или частичное участие какого-либо государства-участника
в отдельных направлениях развития интеграции
или отдельных интеграционных мероприятиях
не должно являться препятствием для остальных
государств-участников в осуществлении
указанных направлений развития интеграции
или отдельных интеграционных мероприятиях.
Более поздние сроки присоединения какого-либо
государства-участника к отдельным направлениям
развития интеграции или отдельным интеграционным
мероприятиям не меняют его статуса участника
ЕЭП.
Концепция
также указывает на различные степени
интеграции государств - основателей ЕЭП:
так, Российская Федерация и Республика
Беларусь объединились в Союзное государство,
Российская Федерация, Республика Беларусь
и Республика Казахстан являются членами
ЕврАзЭС - в связи с чем предусматривает,
что сроки возможного перехода к более
высоким степеням интеграции определяются
каждым государством-участником самостоятельно.
Первоочередным
и базовым этапом формирования ЕЭП
названо завершение формирования зоны
свободной торговли.
Основополагающие
мероприятия по формированию ЕЭП:
1.
Установление для товаров торгового
режима без изъятий и ограничений
на базе:
- реализации
комплекса мер по завершению
создания зоны свободной торговли
без изъятий и ограничений, предусматривающей
свободное перемещение товаров и услуг
на базе единых правил конкуренции и применения
субсидий, проведения согласованной политики
в области тарифного и нетарифного регулирования;
- определения
единых правил конкурентной политики,
регулирования естественных монополий,
в том числе обеспечение недискриминационного
доступа и равного уровня тарифов на услуги
субъектов естественных монополий, субсидирования
и иных форм государственной поддержки;
- унификации
мер нетарифного регулирования на основе
норм и правил ВТО, создания унифицированного
порядка их применения в отношении третьих
стран;
- упрощения
порядка таможенного оформления
и таможенного контроля на
внутренних таможенных границах
с последующей их отменой на
завершающем этапе.
2.
Унификация принципов разработки
и применения технических регламентов
и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.
3.
Либерализация режимов доступа
на рынок услуг, постепенное устранение
имеющихся здесь барьеров и ограничений.
4.
Согласование условий для создания
благоприятного климата для привлечения
инвестиций в приоритетные отрасли
и производства.
5.
Проведение единой политики в
области охраны прав интеллектуальной
собственности.
6.
Гармонизация принципов налогообложения,
в том числе переход на согласованные
принципы взимания косвенных
налогов без изъятий, недопущение
использования налогов и сборов как инструмента
защиты внутреннего рынка и национальных
производителей.
7.
Создание условий для взаимной
конвертируемости национальных
валют и перехода к расчетам
в национальных валютах, последовательной
либерализации валютной политики, согласования
механизма установления валютных курсов
национальных валют, формирования действенной
платежной системы, повышения степени
либерализации движения капитала по мере
улучшения экономического положения государств-участников.
8.
Создание общего рынка труда со свободным
передвижением граждан государств-участников.
9.
Принятие мер по правовому
оформлению и обеспечению формирования
ЕЭП.
10.
Разработка механизма принятия
и обеспечения выполнения принимаемых
решений.
Правовую
основу обеспечения формирования и функционирования
ЕЭП составляют международные договоры
и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые
с учетом законодательств Сторон и в соответствии
с общепризнанными нормами и принципами
международного права.
Государства-участники
признают необходимость закрепления механизма
реализации принятых решений, введения
санкций за их невыполнение, а также механизма
разрешения споров в каждом заключенном
ими международном договоре, направленном
на формирование ЕЭП. Данные документы
должны содержать положения о недопустимости
оговорок к ним.
Финансирование
органов ЕЭП осуществляется за счет
долевых взносов государств-участников,
пропорциональных числу голосов
государств-участников в едином регулирующем
органе.
Концепция
также уделяет внимание взаимодействию
при проведении переговоров по присоединению
к ВТО.
Так,
исходя из того, что государства-участники
находятся на различных этапах переговорного
процесса по присоединению к этой
организации, Концепцией признана необходимость
выработки механизма
согласования позиций при проведении
переговоров по присоединению к ВТО с
учетом возможностей разноуровневой и
разноскоростной интеграции. Данный механизм
может предполагать:
Государства-участники
самостоятельно выбирают конкретные формы
механизма согласования позиций
при проведении переговоров по присоединению
к ВТО.
В
случае вступления одного из государств-участников
в ВТО ранее остальных Концепция предусматривает
обязанности такого государства:
- воздерживаться
от выдвижения требований к
другим государствам-участникам в рамках
переговоров по присоединению к ВТО.
В
заключительной части Концепции
указывается, что ЕЭП открыто
для присоединения к нему других
государств при условии принятия ими
обязательств, вытекающих из международных
договоров, заключаемых и действующих
в рамках ЕЭП, их соответствия установленным
соглашением государств-участников макроэкономическим
и институциональным критериям и с согласия
всех государств-участников.
Вместе
с тем, не обходимо отметить «что исключительно
ставка на реинтеграцию со странами СНГ,
не позволит осуществить структурную
перестройку и в конечном счете приведет
к консервации технологической отсталости
российской промышленности»10.
Заключение
Таким
образом, резюмируя проведенное
исследование можно сделать следующие
выводы:
- Либерализация
внешнеэкономической деятельности, развитие
рыночных отношений, стремительное динамичное
укрепление таможенного сотрудничества
с иностранными государствами и особенно
с государствами-участниками Содружества
Независимых Государств и прежде всего
Российской Федерации с Республикой Беларусь,
планы по реальному формированию Таможенного
союза Российской Федерации с Казахстаном,
Кыргызстаном, Беларусью и Таджикистаном,
развитие отношений таможенных интеграционных
объединений с международными торгово-таможенными
организациями, типа ГАТТ ВТО, иными международными
объединениями - требует адекватного отражения,
обновления и юридического закрепления
в специальных актах конституционно-правового
характера, а также в системе иных нормативных
правовых актах вопросов регулирования
таможенной политики.
- Серьезным
изменениям должны быть подвергнуты все
составные части государственно-правового
регулирования межгосударственных отношений:
Россия - Беларусь; Россия - члены Таможенного
союза, в том числе и вопросы,
которые регулируются таможенным
правом; в частности положения регламентирующие
перемещение через таможенную границу
Российской Федерации товаров и транспортных
средств; таможенные режимы, валютный
контроль; таможенные льготы; ведение
таможенной статистики и номенклатуры
внешнеторговой деятельности;
разделы, касающиеся правоохранительной
деятельности таможенных органов; информирование
и консультирование; предварительное
решение, обжалование и рассмотрение решений.
- В данном
перечне свое место должны занять разделы
о
таможенном тарифе, о международно-правовом
сотрудничестве
Российской Федерации со странами-участниками
СНГ, Беларусью, международными торговыми
организациями и государствами дальнего
зарубежья.
- Должна быть
повышена роль субъектов Российской Федерации,
особенно в том, что касается вопросов
пограничного сотрудничества и взаимодействия
субъектов Российской Федерации с областями
Беларуси, административно-территориальными
единицами других государств, входящих
в Таможенный союз.
- В рамках
Евразийского экономического сообщества
(Таможенного союза «пятерки») - следует
на основе сравнительного анализа национальных
законодательств разработать Программу
первоочередной законотворческой деятельности
по сближению и гармонизации национальных
законодательств государств-участников
Таможенного союза. Следует подготовить
предложения о механизме трансформации
в национальные законодательства решений
Межгосударственного Совета, о процедуре
внесения соответствующих поправок. Создание
единой таможенной территории в значительной
мере зависит от совершенствования его
правовой основы, проведения активной
работы по гармонизации и унификации национальных
законодательств, особенно в области внешнеторгового,
таможенного, валютно-финансового и налогового
законодательства.
- Надлежит
решить вопрос о создании общей информационно-правовой
базы государств-участников Таможенного
союза, с возможностью подключения в эту
базу через современные телекоммуникационные
системы органов государственного управления
Беларуси, Казахстана и России а также
органов управления интеграцией государств-участников
Таможенного союза и Союза Беларуси и
России.
- Актуален
вопрос ускоренного обустройства внешних
границ Таможенного союза и долевом финансировании
материально-технического обеспечения
таможенных и пограничных служб.
- Одним из
важнейших является так же вопрос о наделении
статусом международной правосубъектности
Таможенного союза.
Список
использованных нормативно
– правовых актов и
литературы
- Соглашение
о создании Содружества Независимых Государств
(Вискули, 3 декабря 1991 г.)
- Устав Содружества
Независимых Государств. Принят 22 января
1992 г. - Российская газета, 12 февраля 1992.
- Договор о
создании экономического союза. Подписан
24 сентября 1993 г.
- Соглашение
о создании зоны свободной торговли. Подписано
15 апреля 1994г. // Экономика и жизнь. № 21.
Май 1994.
- Соглашение
о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных
делах. Подписано 15 апреля 1994 г. // Экономика
и жизнь. № 21. Май 1994.
- Соглашение
о Таможенном союзе между Российской Федерацией
и Республикой Беларусь от 6 января 1995
г. // Таможенные ведомости. № 2. 1995.
- Соглашение
о Таможенном союзе между Республикой
Беларусь, Российской Федерацией и Республикой
Казахстан от 27 января 1995 г. // Таможенные
ведомости. № 1. 1995,
- Протокол
о введении режима свободной торговли
без изъятий и ограничений между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь от
6 января 1995 г. // Таможенные ведомости.
№ 2. 1995.
- Протокол
о введении режима свободной торговли
без изъятий и ограничений между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан от
20 января 1995 г. //
Таможенные ведомости. № 2. 1995.
- Соглашение
о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности // Российская газета. 3 февраля
1996.
- Указ Президента
Российской Федерации от 25 мая 1995 г. №
525 «Об отмене таможенного контроля на
границе Российской Федерации с Республикой
Беларусь». // Российская газета. 27 мая
1995.
- Стратегический
курс России с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств.
Утвержден Указом Президента Российской
Федерации от 34 сентября 1995 г. № 940. // Российская
газета. 23 сентября 1995.
- Договор
между Российской Федерацией, Республикой
Беларусия, Республикой Казахстан и Кыргызской
Республикой об углублении интеграции
в экономической и гуманитарной областях
от 29 марта // Таможенные ведомости. №
7. 1996.
- Договор
об образовании Сообщества России и Беларуси
(Москва. 2 апреля 1996 г.).
- Договор
о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997
г. // Российская газета. 3 апреля 1997. Устав
Союза Беларуси и России (Москва. 23 мая
- г.).
- Концепция
экономического интеграционного развития
Содружества Независимых Государств (Москва,
28 марта 1997 г.).
- Таможенный
кодекс РФ от 28 мая 2003 №161-ФЗ // СЗ РФ. 2003.
№52. Ст. 5038.
- Федеральный
закон от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»
// Ведомости СНД и ВС РФ. 10.06.1993. № 23, ст.
821.
- Федеральный
закон от 18.17.99 №183-ФЗ «Об экспортном контроле»
// Собрание законодательства РФ. 26.07.1999.
№ 30, ст. 3774.
- Постановление
Правительства РФ от 27 августа 2004 г. №
443 «Об утверждении положения о Министерстве
экономического развития и торговли Российской
Федерации» // Российская газета. 2004. №192.
- Постановление
Правительства РФ от 21 августа 2004 г. №
429 «О Федеральной таможенной службе»
// Российская газета. 2004. №183.
- The Kyoto Convention
2000. On the simplification and harmonization of customs procedures
// Документ опубликован не был. Содержится
в информационно-справочной службе «Консультант-Плюс».
- Актуальные
проблемы вхождения России в мировое хозяйство.
М. Центр внешнеэкономических исследований.
РАНН. 1998.
- Бакаева
О.Ю. Оптимальная модель таможенных органов
в новом Таможенном кодексе РФ// Юридический
вестник Ростовского государственного
экономического университета. 2003. №3,
- Ванин М.
Преимущества нового кодекса// Российская
газета.- 2003. 3 июня. №105.
- Глазьев
С. Геноцид. М. 1998.
- Грачева
Е.Ю. Проблемы правового регулирования
государственного финансового регулирования.
М. 2000.
- Епифанов
А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня:
между прошлым и будущим. Ростов-на-Дону.
1995.
- Манохин
В.М. Российское административное право:
учебное пособие. 2004/
- Международные
экономические отношения. Под. ред. И.П.
Фламинского. М. 2001.
- Менделеев
Д.И. Толковый тариф или исследования о
развитии промышленности в связи с её
общим таможенным тарифом. 1891 г. Санкт-Петербург,
1892.
- Мовсесян
А.Г. Либерализм и экономика. М. 2003.
- Ожегов С.И
Словарь русского языка. М. 1987.
- Риккардо
Д. Сочинения. Т. 5. Письма к экономистам.
М. 1961.
- Сандровский
К.К. Международное таможенное право. Учебник.
Киев. 2001.
- Таможенная
политика России в новых условиях. Материалы
научно-практической конференции РТА
ГТК РФ 24 ноября 1998 г. М. РТА ГТК РФ. 1999.
- Таможенный
энциклопедический справочник. Т. 1. М.
1999.
- Туган-Барановский
М. Основы политической экономики. Петроград.
1917.
- Шенаев В.Н
Послевоенное экономическое развитие
Западной Европы//Доклады института Европы.
№ 24.-М., 1996.