Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    - подготовить  и представить в Совет Министров  Республики Беларусь предложения  о внесении изменений и дополнений  в соответствующие нормативные  акты Республики Беларусь.

    В случае разногласий при принятии решений председатель ТК Союза докладывает о них Исполнительному комитету Союза, который принимает окончательное решение.

    Порядок работы коллегии определяется регламентом, утверждаемым председателем ТК Союза.

    ТК  Союза в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, которые подписываются председателем. Так, в целях унификации порядка таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей ТК Союзного государства издал приказ от 25.09.2002 № 4 «Об утверждении Типовой инструкции о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей».

    Начальникам таможенных органов Республики Белоруссия и таможенных органов РФ предписано обеспечить приведение правовых актов, регламентирующих деятельность таможенных органов, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в соответствии с Типовой инструкцией. 

3.2 Сотрудничество по  таможенным вопросам в рамках ЕврАзЭС  

    В результате многосторонних переговоров  правительств государств - участников СНГ 10.10.2000 президентами Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российской Федерации, Таджикистан был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

    Необходимость создания этой новой международной  организации вызвана:

 - стремлением  пяти государств обеспечить свое  динамичное развитие путем согласования  проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов;

 - решимостью  повышать эффективность взаимодействия  в целях развития процессов  интеграции между "пятеркой" и углублять взаимное сотрудничество  в различных областях;

 - осознанием  необходимости координации подходов  при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;

 - стремлением  в полной мере выполнять обязательства,  принятые пятью государствами в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999.

    В статье 1 Договора об учреждении Евразийского таможенного сообщества предусмотрено, что стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее - ЕврАзЭС или Сообщество). ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему сторонами в соответствии с положениями Договора. При этом стороны остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.

    Цели  и задачи ЕврАзЭС:

    А) эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства;

    Б) другие цели и задачи, определенные в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономической пространстве в соответствии с намеченными в этих документах этапами. Структуру ЕврАзЭС составляют:

    - Международный  Совет (Межгоссовет);

    - Интеграционный  комитет;

    - Межпарламентская  Ассамблея (МПА);

    - Суд  Сообщества.

    Межгоссовет, в состав которого входят главы государств и главы правительств, - высший орган ЕврАзЭС. Он рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

    Интеграционный  комитет - постоянно действующий  орган ЕврАзЭС. Его основные задачи:

 - обеспечение  взаимодействия органов ЕврАзЭС;

 - подготовка  предложений по повестке дня  заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;

 - подготовка  предложений по формированию  бюджета ЕврАзЭС и контроль  за его исполнением;

   - контроль за реализацией решений,  принятых Межгоссоветом. Секретариат  Интеграционного комитета обеспечивает  организацию работы и информационно-техническое обслуживание Межгоссовета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгоссоветом по представлению Интеграционного комитета сроком на три года. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгоссовета и Интеграционного комитета (ст. 6 Договора).

    Межпарламентская  Ассамблея (МПА) - является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Она рассматривает вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального' законодательства государств-участников и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках Сообщества в целях реализации его задач.

    МПА формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран-участниц. МПА в пределах своих полномочий: разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом; принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства; может обращаться с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к Интеграционному комитету и парламентам государств-участников, с запросами к Суду Сообщества. Положение о МПА утверждается Межгоссоветом (ст. 7 Договора).

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение сторонами Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых его органами решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами-участниками по вопросам реализации решений органов Сообщества и положений договоров, действующих в его рамках, дает по ним разъяснения и заключения. Суд формируется из представителей государств-участников в количестве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются МПА по представлению Межгоссовета сроком на 6 лет. Организация и порядок деятельности Суда определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом (ст. 8 Договора).

    Порядок принятия решений определяет ст. 13. Межгоссовет принимает их консенсусом, за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, которые принимаются по принципу «консенсус» минус голос «заинтересованной Договаривающейся Стороны».

    В Интеграционном комитете решения принимаются  большинством в 2/3 голосов. В случае если за принятие решения проголосовали четыре государства-члена, но при этом оно не набрало большинства в 2/3 голосов, то вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета. Количество голосов каждого из государств-членов соответствует его взносу в бюджет Сообщества и составляет (голосов): Россия - 40; Беларусь и Казахстан - по 20, Киргизия и Таджикистан - по 10.

    Порядок исполнения решений органов ЕврАзЭС  определяет ст. 14 Договора. Это происходит путем принятия государствами-членами  необходимых национальных нормативных актов в соответствии с национальным законодательством. Контроль за выполнением обязательств государствами по реализации Договора, а также других действующих в рамках Сообщества договоров и решений органов ЕврАзЭС осуществляется органами Сообщества в пределах их компетенции.

    В результате деятельности органов ЕврАзЭС  по таможенным вопросам было принято  несколько важных нормативных актов. Среди них:

- Решения  Совета руководителей таможенных  служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС «О проекте Типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном, льготном порядке через внутренние границы государств - членов ЕврАзЭС в пунктах пропуска, расположенных в аэропортах» от 19.12.2001 № 131;

- Конвенция  о привилегиях и иммунитетах  Евразийского экономического сообщества от 31.05.2001;

- Соглашение  об обмене информацией между  налоговыми и таможенными органами  государств - членов Евразийского  экономического сообщества от 25.01.2002;

- Соглашение  о таможенном и налоговом контроле  за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств - членов ЕврАзЭС от 30.03.2002;

- Положение  о порядке согласования проектов  решений правительств государств - членов ЕврАзЭС по вопросам регулирования внешнеторговой деятельности и порядке их принятия, утв. решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 39 от 26.02.2002 и др.

Для осуществления  сотрудничества по таможенным вопросам в рамках ЕврАзЭС особое значение имеет нормативно-правовое регулирование порядка согласования и принятия решений правительствами государств - участников ЕврАзЭС. Указанным Положением (п. 2) установлено, что согласованию подлежат проекты решений правительств государств - членов ЕврАзЭС по вопросам:

- установления (изменения) ставок ввозных таможенных  пошлин с учетом ст. 8 Соглашения об Общем таможенном тарифе государств - участников Таможенного союза от 17.02.2000;

- установления  количественных ограничений, а  также других мер нетарифного регулирования экспорта и импорта товаров. К согласованию могут предлагаться проекты решений правительств и по другим вопросам, связанным с регулированием внешнеторговой деятельности государств - членов ЕврАзЭС.

Принятие  решения правительством государства - члена ЕврАзЭС по вопросам введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - членов ЕврАзЭС осуществляется в соответствии с Протоколом о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза от 17.02.2000.

Принятие  решения правительством государства - члена ЕврАзЭС по вопросам введения (изменения) вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке введения и применения вывозных таможенных пошлин государствами - участниками Таможенного союза от 22.05.2001.

Проекты решений вносятся в правительства  государств - членов ЕврАзЭС в соответствии с их национальным законодательством.

    Предварительно одобренный проект решения правительства государства - члена ЕврАзЭС направляется в Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

    Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС  обеспечивает направление (в 3-дневный срок с даты поступления в Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС) правительству (правительственному органу по делам ЕврАзЭС) государства - члена ЕврАзЭС, внесшему проект решения, копий заключений правительств других государств - членов ЕврАзЭС с указанием даты поступления последнего заключения.

    Согласование  проекта решения правительства  государства - члена ЕврАзЭС считается  завершенным при поступлении  заключений правительств других государств - членов ЕврАзЭС, в которых выражается согласие с ним.

Проект  решения правительства государства  - члена ЕврАзЭС, в отношении которого поступили возражения или предложения правительств других государств - членов ЕврАзЭС, согласовывается в Комиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.

    При положительном заключении Комиссии по проекту решения правительства или при доработке его по договоренности между представителями правительств всех государств - членов ЕврАзЭС в Комиссии согласование считается завершенным.

    Генеральный секретарь ЕврАзЭС направляет всем правительствам (правительственным органам по делам ЕврАзЭС) государств - членов ЕврАзЭС уведомление о согласовании проекта решения или согласованный проект решения в трехдневный срок после поступления последнего положительного заключения других государств - членов ЕврАзЭС или согласования проекта решения на заседании Комиссии соответственно.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений