Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:48, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений, складывающихся в процессе международного сотрудничества в таможенной сфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методов государственно-правового регулирования правового обеспечения интеграции в таможенном законодательстве.

Работа содержит 1 файл

проблемы сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

    Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС  обеспечивает включение в проект повестки дня очередного заседания Интеграционного комитета ЕврАзЭС рассмотрение проектов решений правительств, по которым:

    - поступили  возражения или предложения правительств;

    - истекли  сроки представления в Секретариат  Интеграционного комитета ЕврАзЭС  заключения правительств;

    - не  достигнуто согласование в Комиссии. В этом случае Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС представляет на заседание Интеграционного комитета ЕврАзЭС проект реше4 ния и (или) заключение Комиссии.

      Решения Интеграционного комитета ЕврАзЭС  по проектам решений правительств принимаются  в порядке, установленном Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества.

      Согласованный проект решения правительства визируется членами Интеграционного комитета ЕврАзЭС, участвующими в заседании.

      Протокол  вместе с согласованным проектом решения правительства направляется во все правительства (правительственные органы по делам ЕврАзЭС) государств - членов ЕврАзЭС в 3-дневный срок с даты проведения заседания Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

      В случае если проект решения не согласован, правительство государства - члена  ЕврАзЭС, внесшее проект решения, вправе в одностороннем порядке принять временно необходимые меры с максимально возможным учетом интересов других государств -членов ЕврАзЭС.

      Решение правительства государства - члена  ЕврАзЭС может приниматься в  одностороннем порядке, без согласования проекта с правительствами других государств - членов ЕврАзЭС, если истек 3-месячный срок согласования, считая с даты направления правительствам государств - членов ЕврАзЭС обращения Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС, или если срочные меры необходимо принять в случаях:

      - острого  дефицита данного товара на  внутреннем рынке - до стабилизации  положения на рынке;

      - острого  дефицита платежного баланса  - до стабилизации положения с платежным балансом.

    Срок  действия решения правительства, принятого без согласования, не должен превышать девяти месяцев.

    Решения правительств представляются в Секретариат  Интеграционного комитета ЕврАзЭС в 3-дневный срок с даты их официального опубликования в соответствии с национальными законодательствами государств - членов ЕврАзЭС.

    Решения правительств государств - членов ЕврАзЭС, принятые в нарушение установленного порядка, подлежат рассмотрению на Межгосударственном Совете (на уровне глав правительств). 

3.3 Сотрудничество по  таможенным вопросам в ходе формирования единого экономического пространства

    С целью создания условий для стабильного  и эффективного развития экономик своих  стран и усиления интеграционных процессов президентами республик Беларусь, Казахстан, Российской Федерации и Украины 19 сентября 2003 г. в Ялте было заключено Соглашение о формировании Единого экономического пространства.

    Под Единым экономическим пространством (далее - ЕЭП) понимается экономическое  пространство, объединяющее таможенные территории государств - сторон Соглашений (далее - Стороны), на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

    Как видно, ЕЭП предполагает прежде всего  формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров, устанавливается общая внешняя граница, в целях реализации мер по тарифному и нетарифному регулированию в отношении государств, не являющихся сторонами Соглашения. ЕЭП призвано обеспечить более высокий уровень сближения стран - участниц Соглашения, в котором будут устранены таможенные тарифы и ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности в таможенно-тарифном регулировании на границах с другими странами.

    Иными словами, ЕЭП - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по > отношению к государствам, не являющимся участниками Соглашения. В рамках ЕЭП появляется общий внешний тариф, который завершит унификацию таможенного законодательства Сторон.

    Создание  ЕЭП означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая должна привести к появлению унифицированного таможенного законодательства. Таможенные территории Сторон утрачивают самостоятельность, ЕЭП создает новое качество - общую таможенную территорию.

    С целью реализации Соглашения Стороны  признали необходимой разработку Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства.

    Концепция формирования Единого экономического пространства (далее - Концепция) как неотъемлемая часть Соглашения предусматривает ряд мероприятий, направленных на достижение поставленных в Соглашении целей и задач.

    Концепция ЕЭП представляет собой программу  мер по формированию ЕЭП с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества и раскрывает содержание многих положений Соглашения.

    Концепция обобщает указанные в Соглашении цели формирования ЕЭП, в качестве которых предусмотрены создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения, а также стремление содействовать:

   - развитию торговли и инвестиций  между государствами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;

   - созданию возможностей для развития  предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

   - интеграции и наращиванию экономических  потенциалов госу-дарств-участников  в целях повышения конкурентоспособности  экономик государств-участников на внешних рынках.

    Задачами, фактическим решением которых обусловливается  процесс дальнейшего углубления интеграции, являются:

   - формирование зоны свободной  торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

   - унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

   - гармонизация макроэкономической  политики;

   - создание условий для свободного  движения товаров, услуг, капитала  и рабочей силы;

   - гармонизация законодательств Сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

   - формирование единых принципов  регулирования деятельности естественных  монополий (в сфере железнодорожного  транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

    Основные  принципы функционирования ЕЭП (согласно Концепции):  

    - обеспечение  свободы перемещения товаров,  услуг, капитала и рабочей силы  через границы государств-участников;

    - проведение  согласованной макроэкономической  политики,' а также общей политики  по отдельным отраслям.

    Кроме того, указано, что ЕЭП формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.

    Структуру ЕЭП составляют органы, создаваемые на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий государств единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего. Структура органов ЕЭП формируется с учетом уровня интеграции.

    Осуществление координации и управления формированием и функционированием ЕЭП на межгосударственном уровне обеспечивается Советом глав государств (далее - СГГ), количество голосов каждого государства-участника в котором распределяется исходя из принципа «одно государство - один голос». Решения СГГ принимаются консенсусом.

    В соответствии с положениями Концепции  основными полномочиями СГГ являются:

- определение  перспектив дальнейшей интеграции  в рамках ЕЭП;

- контроль  за выполнением Комплекса основных  мер по формированию Единого экономического пространства;

- обеспечение  применения и соблюдения основных  принципов и мер, принимаемых  для формирования ЕЭП;

- выработка  торгово-экономической политики  в отношении третьих стран;

- принятие  решений о приеме новых членов в ЕЭП;

- постановка  задач по унификации таможенно-тарифной  и конкурентной политики государств - участников ЕЭП;

- принятие  иных решений по принципиальным  вопросам функционирования ЕЭП.

    Соглашение  предусматривает также учреждение единого регулирующего органа ЕЭП (Комиссия), которому на основе международных договоров делегируется часть полномочий Сторон. Решения единого регулирующего органа ЕЭП являются обязательными для выполнения всеми Сторонами. При этом любая Сторона имеет право внести в СГГ предложение о пересмотре решения единого регулирующего органа ЕЭП. Принятие решений осуществляется взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала, такое распределение голосов устанавливается на основе соглашения.

    Момент  начала функционирования Комиссии Концепция  связывает с периодом введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и углубления интеграционных процессов Концепцией предусмотрено расширение полномочий единого регулирующего органа.

    Для обеспечения надлежащего функционирования и развития ЕЭП Комиссия в рамках своей компетенции:

    - обеспечивает  реализацию целей и задач ЕЭП;

    - принимает  решения и дает заключения по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП;

    - разрабатывает  проекты нормативных правовых  актов, методические материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и выполнения задач ЕЭП;

    - осуществляет  иные полномочия.

    В Соглашении подчеркивается, что ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростнои интеграции.

    Стороны присоединяются к международным  договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП, по мере готовности. При этом каждая Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к таким международным договорам.

    В Концепции обосновывается поэтапный  характер формирования ЕЭП. Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.

Информация о работе Проблемы международного сотрудничества России и стран СНГ в сфере таможенных правоотношений