Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран ТС

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Тарифное регулирование для России, богатой природными ресурсами, имеющей гигантский потенциал для развития, создаёт мощную корневую систему, которая обеспечивает устойчивый рост экономики России. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Законодательно-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности______________________________________________________5
1.1 Основные положения федеральных законов и«О таможенном тарифе»№ 5003-I и«О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ
1.2 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на экспортную продукцию_______________________________________________________11
1.3 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на импортную продукцию_______________________________________________________18
Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных тарифов на внешнеэкономическую деятельность_________________________________24
2.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям_______________________________________________________24
2.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям_______________________________________________________30
2.3 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по таможенным платежам________________________________________________________35
Глава 3. Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран ТС________________________39
3.1 Особенности применения Единого в условиях Таможенного Союза___40
3.2 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Российской Федерации____________45
3.3 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности ТС России, Белоруссии и Казахстана_53
Заключение_____________________________________________________60
Список используемой литературы_____

Работа содержит 1 файл

4марта ТТР курсовая.docx

— 112.58 Кб (Скачать)
 
 

Экспорт

Импорт

Сальдо

В % к 1-му полугодию 2009

 
 

1-ое полугодие

1-ое полугодие

1-ое полугодие

1-ое полугодие

 
 

2009

2010

2009

2010

2009

2010

Экспорт

Импорт

 

Беларусь

26,1

35,2

159,1

224,6

-133,0

-189,4

135%

141%

 

Россия

1521,7

2704,3

3972,3

5054,5

-2450,6

-2350,2

178%

127%

 

Итого

1547,8

2739,5

4131,4

5279,1

-2583,6

-2539,6

177%

128%

 
                   

Источник: статистические данные Комиссии таможенного союза.

В Казахстане импорт из Беларуси за первое полугодие 2010 года составил в стоимостном выражении 224,6 млн. долларов США (таблица 9). Импорт вырос  на 41% относительно 2009 года (159,1 млн. долларов США). Из России импорт увеличился за первое полугодие 2010 года на 27%, в стоимостном  выражении составив 5054,5 млн. долл. США. За аналогичный период 2009 года показатель импорта из России составлял 3972,3 млн. долларов США. Общий показатель импорта в Казахстан в рамках взаимной торговли со странами Таможенного союза вырос на 28%. [24]

В России импорт из Беларуси в первой половине 2009 года составлял 2971,3 млн. долларов США (таблица 10). В  том же периоде 2010 года импорт увеличился на 49% и в стоимостном выражении  составил 4424,6 млн. долларов США. Импорт из Казахстана за рассматриваемый период вырос на 81% по сравнению с первым полугодием 2009 года (1469,7 млн. долларов США), составив 2659 млн. долларов США  в 2010 году. Общий показатель импорта  в Россию во взаимной торговле со странами Таможенного союза вырос на 60%. [24]

Таблиц 10

Экспортно-импортные операции России со странами Таможенного союза  в I полугодии 2010 года (млн. долларов США)

 
 

Экспорт

Импорт

Сальдо

В % к 1-му полугодию 2009

 
 

1-ое полугодие

1-ое полугодие

1-ое полугодие

1-ое полугодие

 
 

2009

2010

2009

2010

2009

2010

Экспорт

Импорт

 

Беларусь

7582,0

8081,7

2971,3

4424,6

4610,7

3657,1

107%

149%

 

Казахстан

4120,3

5253,5

1469,7

2659,3

2650,6

2594,2

128%

181%

 

Итого

11702,3

13335,2

4441,0

7083,9

7261,3

6251,3

114%

160%

 
                   

Источник: статистические данные Комиссии таможенного союза.

Диаграмма 6. Удельный вес  импорта стран Таможенного союза  в общем объеме взаимной торговли стран СНГ в I полугодии 2010 года (в % к итогу). Источник: статистические данные Комиссии таможенного союза

Рассмотрим на динамику импорта  в страны Таможенного союза во взаимной торговле со странами СНГ. Из Диаграммы 6 можно увидеть, что импорт в Беларусь и Казахстан из стран  СНГ снизился за первое полугодие 2010 года, относительно аналогичного периода 2009 года. В Россию же за это время  импорт увеличился.

Проанализируем, как изменилась внешнеэкономическая деятельность в Таможенном союзе с введением  ЕТТ (таблица 11).

Таблица 11

Экспортно-импортные операции стран Таможенного союза в I полугодии 2010 года (млн. долларов США)

 
 

1-ое полугодие 2009

1-ое полугодие 2010

 
 

Всего

страны СНГ

из них

другие страны мира

Всего

страны СНГ

из них

другие страны мира

 
     

страны ТС

     

страны ТС

   

Беларусь

                 

экспорт

9088,7

3975,9

3100,0

5112,8

11246,4

5978,3

4648,9

5268,1

 

импорт

12977,9

8250,4

7618,6

4727,5

14756,5

9018,7

8158,5

5737,7

 

Казахстан

                 

экспорт

17173,0

3083,1

1547,8

14089,9

29579,8

4042,9

2739,5

25536,9

 

импорт

13195,5

5646,6

4131,4

7548,9

12959,7

6267,8

5279,1

6691,9

 

Россия

                 

экспорт

124592,6

19425,1

11702,3

105167,5

188816,8

26582,1

13335,2

162234,7

 

импорт

71830,2

9199,9

4441,0

62360,3

94966,5

14404,3

7083,9

80562,2

 

Всего по странам ТС

                 

экспорт

150854,3

26484,1

16350,1

124370,2

229643,0

36603,3

20723,6

193039,7

 

импорт

98003,6

23096,9

16191,0

74906,7

122682,6

29690,8

20521,5

92991,8

 
                   

Источник: статистические данные Комиссии таможенного союза

Импорт в Беларусь в  первом полугодии 2010 года из стран СНГ  увеличился по отношению к тому же периоду 2009 года на 768,3 млн. долл. США  и составил 9018,7 млн. долларов США. Импорт из других стран составил 5737,7 млн. долл. США, и, по отношению к первому  полугодию 2009 года, вырос в стоимостном  объеме на 1010,2 млн. долл. США. В общем  объеме импорт (в первом полугодии 2010 года, относительно первого полугодия 2009 года) в Беларусь увеличился в  стоимостном выражении на 1,7 млрд. долларов США. [24]

Импорт в Казахстан  из стран СНГ в первом полугодии 2010 года увеличился по отношению к  первой половине 2009 года на 621,2 млн. долл. США и составил 6267,8 млн. долларов США. Импорт в стоимостном выражении из других стран составил 6691,9 млн. долл. США, и, по отношению к первому полугодию 2009 года, сократился на 857 млн. долл. США. В общем объеме импорт (в первом полугодии 2010 года, относительно первого полугодия 2009 года) в Казахстан сократился на 235,8 млн. долл. США. [24]

Импорт в Россию в первой половине 2010 года из стран СНГ вырос  по отношению к тому же периоду 2009 года на 5204,4 млн. долл. США и составил 14404,3 млн. долларов США. Импорт из других стран составил 80562,2 млн. долл. США, и, по отношению к первому полугодию 2009 года, увеличился в стоимостном  объеме на 18201,9 млн. долл. США. В общем  объеме импорт (в первом полугодии 2010 года, относительно первого полугодия 2009 года) в Россию увеличился в стоимостном  выражении на 23,1 млрд. долл. США. [24]

По странам Таможенного  союза в целом, в первом полугодии 2010 года относительно первого полугодия 2009 года импорт увеличился в стоимостном  объеме на 24,6 млрд. долл. США. [24]

В целом, по динамике импорта  можно сделать выводы о влиянии  введения ЕТТ на внешнеэкономическую  деятельность стран Таможенного  союза. Причиной снижения объемов импорта  в Казахстане послужило то, что  казахстанские пошлины, как уже упоминалось, претерпели изменение в сторону повышения до российского уровня по 47,7% пошлин. Увеличение объемов импорта в Россию и Беларусь обусловлено снижением части ввозных пошлин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, и за счет этого, повышая или понижая их, государство регулирует внешнеторговый оборот.

Таможенные пошлины при  экспорте используются для поддержания  рационального соотношения ввоза  и вывоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории Российской Федерации, обеспечения условий  для интеграции национальной экономики  в мировую. Экспортный тариф определенно  увеличивает стоимость, чтобы продать  внутренние товары за границей. Поскольку  они восприняты, чтобы повредить  внутренний бизнес, экспортные тарифы имеют тенденцию быть весьма непопулярными.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт. Импортный  тариф дифференцирован по странам, экспортный - нет. Ввозные пошлины  влияют на объемы импорта и национального  производства, на баланс спроса и предложения. Снижение импортных пошлин усиливает  давление иностранных конкурентов  на отечественное производство, вытесняет  отечественных производителей с  внутреннего рынка, но вместе с тем  оно служит мощным фактором, побуждающим  отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность  своего производства, снижать издержки производства и повышать качество выпускаемых  товаров.

Что касается экспорта нефти, то высокая ставка пошлины на нефть  сыграла немаловажную роль в снижении объемов экспорта, наряду с такими факторами, как снижение уровня добычи нефти и увеличение поставок нефти  на переработку внутри страны. В  тоже время снижение пошлин влекло за собой увеличение физических объемов  экспорта. Сегодня компаниям выгоднее всего продавать нефтепродукты на внутреннем рынке. Экспорт нефти наименее выгоден из-за высоких экспортных пошлин.

На примере ввоза сахара-сырца  в Россию мы видели, что на высокие  объемы импорта напрямую повлияла низкая и устойчивая ставка ввозной пошлины. Как только правительство РФ вводило  повышенную пошлину на импорт сахара-сырца  в целях защиты отечественной  сахарной отрасли, как импорт сахара-сырца  в Россию в этом периоде сокращался.

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. Таможенные платежи  определяются как сумма ввозной  и вывозной таможенной пошлины, НДС, акциза, сборов за таможенное оформление и прочих поступлений. По оценкам  специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета.

Размер таможенных платежей напрямую зависит от таких факторов, как: процедура, под которую помещается товар при перемещении его  через таможенную границу Таможенного  союза, сезон перемещения товара и страна происхождения товара: применение минимальной, преференциальной и максимальной ставки таможенной пошлины; количество товара в натуральном выражении и ставка пошлины при взимании специфической таможенной пошлины, таможенная стоимость и процентная ставка адвалорной пошлины, а сама ставка пошлины может дифференцироваться в зависимости от степени переработки товара; количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации; основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар; оформление - исходя из заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров; таможенное сопровождение - исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки; хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа - таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров и непосредственно срока хранения.

Ключевая идея создания Таможенного  союза - это единый таможенный тариф (ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров внутри единой таможенной территории Таможенного союза. Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Беларуси, Казахстана и России из третьих стран. Единый таможенный тариф предусматривает  одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. Основой для единого таможенного тарифа стали тарифы, применяемые в России (около 90%). Для России отмена таможенных пошлин и введение ЕТТ означает более надежную защиту от внешней конкуренции, а также возможность сбыта товаров в странах-партнерах, которые еще не в состоянии покрыть внутренний спрос на промышленную продукцию собственным производством.

Причиной снижения объемов  импорта в Казахстане послужило  то, что казахстанские пошлины, как  уже упоминалось, претерпели изменение  в сторону повышения до российского  уровня по 47,7% пошлин. Увеличение объемов  импорта в Россию и Беларусь обусловлено  снижением некоторой части ввозных  пошлин. В России одной из главных  причин роста импорта явилось  снижение ставок ввозных таможенных пошлин, ввиду применения Единого  таможенного тарифа, которое затронуло  около 10% от общего импорта. Это позволило  иностранным товарам войти на российский рынок и составить  ему конкуренцию, тем самым увеличив суммарную долю общего импорта. В  Беларуси средняя ставка пошлин осталась на том же уровне.

Таможенно - тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Таможенный кодекс Таможенного  союза

2. ФЗ N 311-ФЗ от 29 декабря  2010 года "О таможенном регулировании  в Российской Федерации"

3. ФЗ РФ № 5003-I от 21 мая  1993 г. "О таможенном тарифе"

4. Решение от 25 марта 2010г.  №199 «О механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»

5. Решение №130 от 27 ноября 2009г «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

6. Проект документа «Основные  направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»

7. Анохина О.Г. / Комментарии  к Таможенному кодексу Таможенного  союза. / Москва: Проспект, 2011.

8. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2007.

Информация о работе Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран ТС