Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Тарифное регулирование для России, богатой природными ресурсами, имеющей гигантский потенциал для развития, создаёт мощную корневую систему, которая обеспечивает устойчивый рост экономики России. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.
Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Законодательно-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности______________________________________________________5
1.1 Основные положения федеральных законов и«О таможенном тарифе»№ 5003-I и«О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ
1.2 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на экспортную продукцию_______________________________________________________11
1.3 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на импортную продукцию_______________________________________________________18
Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных тарифов на внешнеэкономическую деятельность_________________________________24
2.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям_______________________________________________________24
2.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям_______________________________________________________30
2.3 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по таможенным платежам________________________________________________________35
Глава 3. Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран ТС________________________39
3.1 Особенности применения Единого в условиях Таможенного Союза___40
3.2 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Российской Федерации____________45
3.3 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности ТС России, Белоруссии и Казахстана_53
Заключение_____________________________________________________60
Список используемой литературы_____
Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления.
Рис. 1. Динамика перечисления платежей в федеральный бюджет ДВТУ за 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления.
На рис. 1 приведена динамика уплаты таможенных платежей по видам. Наглядно можно увидеть, что с 2005 года по 2008 год наблюдается увеличение поступления платежей в федеральный бюджет на 23 460,80 тыс. руб. В 2009 году происходит резкий спад уплаты таможенных платежей.
Можно сделать вывод, что перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Специфическая составляющая пошлины в евро за 1 куб. см. увеличена в зависимости от объема двигателя.
При этом подержанные автомобили, эксплуатирующиеся не более 5 лет, облагаются также по повышенным ставкам: вместо прежних 25 процентов - 30-35 процентов от таможенной стоимости при одновременном росте специфической ставки пошлины. Больше всего это оказало влияние на Приморский край. Из-за этого во Владивостокской таможне оформлялось меньше автотранспортных средств, что значительно снизило суммы уплаты таможенных платежей.
Таможенные платежи
Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина - 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины - 23% и вывозные - 43%. Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сборы и иные платежи и всего 0% - акциз (рис. 2).
Рис.2. Структура таможенных платежей ДВТУ в 2009 г. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления
Анализируя динамику вывозной таможенной пошлины (рис. 3) с 2005 по 2008 гг., а ею облагаются вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации биологические ресурсы (рыба, моллюски, ракообразные), минеральные ресурсы, изделия из них и лом (нефтепродукты, древесина, черные и цветные металлы), можно заметить наметившуюся тенденцию увеличения поступлений данных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации.
Рис. 3. Динамика изменения вывозной таможенной пошлины в ДВТУ за 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления
Согласно рисунку 4 ежеквартально с 2005 по 2008 гг. происходит увеличение поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в виде ввозной таможенной пошлины и НДС, которым облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с принципом национального режима по отношению к иностранным товарам.
На рисунке 4 также можно заметить пропорциональный рост данных платежей, особенно это заметно начиная со второго квартала 2006 г. и по четвертый квартал 2008 г. Это объясняется тем, что базой начисления НДС является величина таможенной стоимости и ввозной таможенной пошлины. Но 2009 году резко уменьшилась сумма НДС и ввозной таможенной пошлины, перечисленной ДВТУ в Федеральный бюджет.
Рис. 4. Динамика изменения ввозной таможенной пошлины и НДС в ДВТУ за 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления
С 2005 по 2008 гг. динамика перечисления акциза, а им облагаются ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации автомобили и мотоциклы, алкогольные напитки, табачная продукция, и таможенных сборов на рисунке 5 можно предположить тенденцию увеличения поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации.
Но в 2009 году перечисления акциза и таможенных сборов наблюдается снижение поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что размер таможенных платежей напрямую зависит от таких факторов, как:
доля таможенной пошлины:
- режим, под который
помещается товар при
- сезон перемещения товара
и страна происхождения товара:
применение минимальной,
- количество товара в
натуральном выражении и
Рис. 5. Динамика измен. акциза и таможенных сборов в ДВТУза 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления
для акциза - количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации;
для НДС - основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар;
для сборов: за оформление -
исходя из заявленной таможенной стоимости
декларируемых товаров; за таможенное
сопровождение - исходя из вида транспорта
и протяженности пути доставки; за
хранение на складе временного хранения
или на таможенном складе таможенного
органа - таможенные сборы уплачиваются
в зависимости от веса хранимых товаров
и непосредственно срока
Можно сделать вывод, что одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным ДВТУ, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2005-2008 гг.
Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
3.1 Особенности применения Единого таможенного тарифа в условиях Таможенного Союза
Единый таможенный тариф
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, ввозимым на единую таможенную
территорию Беларуси, Казахстана и
России из третьих стран, систематизированный
в соответствии с единой Товарной
номенклатурой
Ключевая идея создания Таможенного
союза - это единый таможенный тариф
(ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров
внутри единой таможенной территории
Таможенного союза. Создан институт
реализации единой таможенной и торговой
политики. Таможенные пошлины на товары
из третьих стран будут
Согласно решению Межгоссовета ЕврАзЭС, Таможенный союз формируется в три этапа:
предварительный - до 1 января 2010 г.,
первый - до 1 июля 2010 г.
второй - до1 июля 2011 г.
С 1 января 2010 г. заработал Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - России, Беларуси и Казахстана, а к 1 июля 2011 г. будут завершены все процедуры по созданию у трех стран единой общей таможенной границы. Таким образом, уже совсем скоро на постсоветском пространстве Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России станет действительно единой таможенной территорией, внутри которой, от белорусско-польской до казахстанско-китайской границы, все товары смогут передвигаться свободно и беспошлинно. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 г.
Основными целями Единого таможенного тарифа являются:
рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории Таможенного союза;
создание условий для
прогрессивных изменений в
защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.
Одновременно с утверждением Единого таможенного тарифа и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза главами государств-участников Таможенного союза приняты решения:
о механизме применения тарифных квот, системе льгот и преференций;
о параметрах «специальных» режимов («промышленной» сборки и «промышленной» переработки);
о перечне «чувствительных» товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
о перечне товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода будут применяться более низкие или более высокие ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа.
Вступили в силу международные договоры в области таможенно-тарифного регулирования:
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г.;
Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 г. ;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г.;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 г.
Тарифное регулирование
внешнеторговой деятельности осуществляется
в соответствии с Таможенным кодексом
Таможенного союза и с
Формирование Единого
таможенного тарифа осуществляется
государствами-членами
Полномочия по формированию единого таможенного тарифа передаются наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. С 1 июля 2010 года начала функционировать единая таможенная территория Белоруссии, Казахстана и России. Тогда же был снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год будет снят на российско-казахстанской. А не позднее 1 января 2012 года должно быть сформировано Единое экономическое пространство.
Единый таможенный тариф предусматривает одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. Этот документ был подписан главами государств Белоруссии, России, Казахстана 27 ноября 2009 года в Минске.
Основой для единого таможенного тарифа стали тарифы, применяемые в России (около 90%), в том числе и временные пошлины, введенные в рамках антикризисных мер. Это касается, в частности, импортных пошлин на автомобили для юридических лиц, которые увеличиваются для Белоруссии и Казахстана.
В то же время российский режим промышленной сборки автомобилей распространяется на все страны Таможенного союза, а собираемые сейчас в РФ иномарки с 1 января 2010 года могут беспошлинно ввозиться в Казахстан и Белоруссию. Согласно решениям Комиссии Таможенного союза, российские иномарки могут ввозиться в Белоруссию и Казахстан беспошлинно, если их промышленная сборка достигла 30% локализации. Таким же образом разрешается беспошлинный ввоз иномарок, собираемых в Казахстане.
Унифицируются также нормы,
действующие в отношении
Беларусь и Казахстан
согласились также с
На всей территории Таможенного союза начинает действовать и норма о беспошлинном ввозе золота и платины в слитках, покупаемого Центробанками стран-участниц. Раньше такой режим действовал в России и Беларуси, с 1 января 2010 г. к нему присоединился и Казахстан.
Также Казахстан и Беларусь с 1 января 2010 года перешли на расчет пошлины на сахар-сырец, исходя из среднемесячной цены на него на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже, как это делает Россия уже на протяжении нескольких лет.
Кроме того, с начала года
начинает действовать единый перечень
товаров, к которым применяются
запреты или ограничения на ввоз
или вывоз государствами-
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Таможенного союза;
ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;