Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Тарифное регулирование для России, богатой природными ресурсами, имеющей гигантский потенциал для развития, создаёт мощную корневую систему, которая обеспечивает устойчивый рост экономики России. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.
Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Законодательно-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности______________________________________________________5
1.1 Основные положения федеральных законов и«О таможенном тарифе»№ 5003-I и«О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ
1.2 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на экспортную продукцию_______________________________________________________11
1.3 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на импортную продукцию_______________________________________________________18
Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных тарифов на внешнеэкономическую деятельность_________________________________24
2.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям_______________________________________________________24
2.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям_______________________________________________________30
2.3 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по таможенным платежам________________________________________________________35
Глава 3. Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран ТС________________________39
3.1 Особенности применения Единого в условиях Таможенного Союза___40
3.2 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Российской Федерации____________45
3.3 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности ТС России, Белоруссии и Казахстана_53
Заключение_____________________________________________________60
Список используемой литературы_____
Товары, не производимые в стране из-за каких-либо факторов (некоторые медикаменты, уникальные технологии, тропические фрукты). Для ввоза таких товаров необходимо устранить тарифные барьеры. Поэтому ставки таможенных пошлин здесь должны быть минимальными либо оставаться на нулевой отметке. Иными словами, ввоз товаров данной группы должен находиться под несомненным покровительством государства. [32]
Величина ставок таможенного
тарифа в целом не должна быть чрезмерно
высокой, она должна соответствовать
степени защиты национального рынка
продукции (иными словами, требуется
повысить цену импортного товара до уровня
цены отечественного). Любая ошибка
при определении таможенного
тарифа может нанести непоправимый
вред соответствующим производствам,
что повлечет за собой резко отрицательные
последствия для экономики
Например, некоторые товары
могут не производиться в стране,
и потребность в них
Уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупномасштабного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых, в конечном счете, зависят национальные издержки и цены.
Таможенный тариф на импорт и интересы производителей. После введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказываются производители и государственный бюджет, а в проигрыше - потребители. Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить, продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш.
Таможенный тариф, как упоминалось выше, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако для того, чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что защищая таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т. д.). Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.
В России существует возможность эффективно использовать рычаги регулирования импорта для стимулирования отечественного производства. Поэтому ей, не следует торопиться принимать на себя обязательства об отказе от использования импортных ограничений, тем более в условиях низкой экономической конъюнктуры. В настоящих условиях существует потребность в задействовании всех возможных рычагов для преодоления спада, и в той мере, в которой импортные тарифы могут способствовать достижению этой цели, их применение в интересах национальной экономики является оправданным.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЙ
ИЗМЕНЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ НА
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ
2.1 Анализ влияния динамики
таможенных тарифов по
Для проведения анализа возьмем такой сегмент рынка России, как экспорт нефти, являющийся на сегодняшний день весьма прогрессирующим. В качестве метода регулирования внешней торговли нефтью в России применяется метод таможенно-тарифного регулирования. В связи с этим исследование будет касаться вывоза именно нефти с территории РФ. В январе 2011 года основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 74,8% (в январе 2010 года - 76,9%). А в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2011 года доля топливно-энергетических товаров составила 74,1% от всего экспорта в эти страны. [23]
Начиная с 2000 г. экспорт нефти всегда составлял больше половины всего экспорта. Правительство проявляет большой интерес к контролю над экспортом нефти. Пронаблюдаем, как государство, используя в основном изменение ставки экспортной пошлины, регулирует внешний товарооборот в то время, когда речь идет о более чем половине экспорта страны.
Российские предприятия-
Рассмотрим динамику экспортных пошлин на нефть с 2006 года (график 1).
С 1 декабря 2005 года по 31 января
2006 года экспортная пошлина на нефть
действовала на уровне 179,6 долл. за тонну.
С 1 февраля пошлина была снижена
до 160,8 долл. за тонну. С 1 апреля она
устанавливается в размере $186,4 за
тонну, в июне повышается до 199,8 долл.
за тонну. В августе действует
экспортная пошлина в размере 216,4
долл./т. В октябре пошлина
График 1. Экспортные пошлины на нефть в 2006 году (долл./т). Источник: постановления правительства РФ
График 2. Экспорт нефти в 2006 году (млн. т). Источник: Минпромторг РФ
Посмотрим, какое влияние
оказала динамика пошлин на экспорт
нефти (график 2). Экспортная пошлина
в январе-марте имела
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в 2007 году.
График 3. Экспортные пошлины на нефть в 2007 году (долл./т). Источник: постановления правительства РФ
График 4. Экспорт нефти в 2007 году (млн. /т.). Источник: Минпромторг РФ
В январе-феврале 2007 года, когда стоимость нефти упала [приложение 1], экспортные пошлины в России оставались высокими на уровне 180 долл./т, но правительство не решилось на резкое снижение. В начале года при высоких экспортных пошлинах и низкой стоимости нефти на мировом рынке нефтяным компаниям было невыгодно делать упор на экспорт. [48]
В результате процесс несколько затянулся, и когда нефть вновь подорожала, уровень пошлины в России все еще продолжал снижаться. С начала весны цена на нефть медленно начала отвоевывать упущенные позиции, а пошлины, напротив, снижались. В конце I квартала 2007 года экспортная пошлина на нефть падает на 14% (график 3). В итоге, доходы «нефтянки» возросли. Впрочем, такой эффект сказывается не только на доходах нефтяных компаний. Также экспортная пошлина влияет и на цены на бензин на внутреннем рынке. В середине мая межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла решение о значительном повышении экспортной пошлины на нефть. С 1 июня 2007г. Ставка экспортной пошлины увеличится до 200,6 долл./т. Повышение экспортных пошлин на нефть ожидалось давно. Тарифы могли повыситься еще в апреле, однако в конце 2006 года пошлины были слишком высоки за счет резкого скачка цен на нефть, который наблюдался с середины прошлого года. С начала июня и до конца года пошлина стабильно растет. Это приводит к скачкам экспорта нефти. С июня по август экспорт падает на 15%, к сентябрю он увеличивается на 21%, а в октябре снова снижается на 16% (график 4). [48]
Значительное увеличение экспортных пошлин в 2007 году не повлияло на общую картину экспорта. Общий физический объем экспорта российской нефти в 2007 году оценивается в 257,6 млн. тонн (103,7% по отношению к уровню 2006 года). [26]
Проанализируем ситуацию 2008 года.
таможенный тарифный внешнеэкономический регулирование
График 5. Экспортные пошлины на нефть в 2008 году (долл./т). Источник: постановления правительства РФ
Заметим, что экспортные пошлины (график 5) с января 2008 года сохранили тенденцию 2007 года к повышению своих ставок. Ввиду низких цен на нефть ставка экспортной пошлины каждые два месяца неуклонно увеличивалась.
В итоге в августе экспортная пошлина увеличилась на 80% относительно января, ее ставка превышала 495 долларов. [48]
Нефтяным компаниям не повезло. Едва правительство установило высочайшую экспортную пошлину на нефть, исходя из рекордных цен на сырье в мае-июне, как рынки развернулись. Углеводороды стали дешеветь. Такое несчастливое совпадение сказалось на рентабельности экспортных операций российских нефтяников. Во второй половине 2008 года экспорт нефти находится на относительно невысоком уровне (график 6).
График 6. Экспорт нефти в 2008 году (млн. т.). Источник: Минпромторг РФ
С 1 октября 2008 года Правительство России снизило пошлину на экспорт нефти с 485,8 доллара за тонну до 372,2 доллара за тонну. [48]
Снижение пошлины более чем на 113 долларов обусловлено переходом на новую систему расчета, основанную на сокращенном сроке мониторинга цены на нефть. Также снижение обусловлено обвальным падением цен на нефть на мировых рынках. Правительство РФ осенью приняло ряд шагов по корректировке расчетов экспортной пошлины на нефть, поскольку цены на нефть на мировом рынке продолжали снижаться. Ранее экспортная пошлина рассчитывалась исходя из цены на нефть за прошедшие два месяца. Согласно новому правилу, ставка налога будет исчисляться исходя из мониторинга цены за прошедшие 17 дней.
В 2008 году можно судить о негативном влиянии высоких экспортных пошлин по экспорту нефти за год в целом. Общий экспорт нефти в 2008 году оценивается в объеме 243,1 млн. т, что к уровню 2007 года составляет 94,1%, а к уровню 2006 года 97,2%. [26] То есть в 2008 году, по сравнению с 2007 и 2006 годом самый низкий общий физический объем экспорта. Нельзя забывать, что именно в 2008 году имели место самые высокие экспортные пошлины, и именно в этом году зафиксирована самая высокая ставка экспортной пошлины на нефть. Следовательно, можно сделать вывод о том, что высокая ставка экспортной пошлины на нефть играет немаловажную роль в снижении объемов экспорта, наряду с такими факторами, как снижение уровня добычи нефти и увеличение поставок нефти на переработку внутри страны, вследствие более высокой эффективности продаж нефтепродуктов по сравнению с экспортом нефти.
Проанализируем динамику экспортных пошлин на нефть и ее экспорт в 2009 году.
С 1 января 2009 года пошлина
на экспорт нефти составляет $119,1
за тонну (график 7). С конца 2008 года Правительство
пересматривает пошлины на экспорт
нефти из России раз в месяц, на
основании месячного
График 7. Экспортные пошлины на нефть в 2009 году (долл. т.) Источник: постановления правительства РФ
График 8. Экспорт нефти в 2009 году (млн. т). Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы
Обратим внимание на экспорт нефти в этот период (график 8). Заметим, что экспорт нефти из России, начиная с июня, имеет тенденцию к снижению. Так с мая по ноябрь 2009 года экспорт нефти падает на 23,4%. Посмотри на ситуацию 2009 года в целом, сравнив его при этом с предыдущим годом. Экспорт нефти из РФ в 2009 году составил 247,6 млн. т., то есть увеличился на 1,8% по отношению к 2008 году. [23]
Можно судить о том, что здесь немаловажную важную роль сыграли экспортные пошлины, которые в 2009 году были значительно ниже высоких пошлин 2008 года, когда в августе-сентябре ставка приблизилась к отметке в $500 за тонну. Осенью 2008 года вывозить нефть из России для многих предприятий стало просто невыгодно.
Что же касается ситуации в 2010 году, то, если посмотреть на экспортные пошлины (график 9), мы увидим, что с января по октябрь сильной динамики не прослеживается. В январе ставка составляет $267 за тонну, а в октябре снова возвращается почти на тот же уровень и составляет $266,5 за тонну.
График 9. Экспортные пошлины на нефть в 2010-2011 году (долл.т). Источник: постановления правительства РФ
Также, следует обратить внимание на то, что уровень ставок экспортных пошлин с января по октябрь 2010 года относительно высок. Что касается физических объемов импорта (график 10), то в этот период также не прослеживается значительной динамики, поэтому судить о влиянии пошлин на экспорт нефти сложно.
Посмотрим на ситуацию в целом, сравнив пошлины и экспорт за 2010 и 2009 год. Экспорт российской нефти за 2010 год снизился по сравнению с аналогичным показателем 2009 года на 0,6% - до 246 млн.816,3 тыс.тонн. [23]
График 10. Экспорт нефти в 2010-2011 году (млн. т). Источник: статистические данные Федеральной таможенной службы
Как свидетельствуют данные статистики Федеральной таможенной службы, в абсолютном значении сокращение объемов составило 1 млн. 492,8 тыс. тонн нефти. При этом следует не забывать что уровень ставок в 2010 году значительно выше 2009 года.