Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Тарифное регулирование для России, богатой природными ресурсами, имеющей гигантский потенциал для развития, создаёт мощную корневую систему, которая обеспечивает устойчивый рост экономики России. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.
Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Законодательно-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности______________________________________________________5
1.1 Основные положения федеральных законов и«О таможенном тарифе»№ 5003-I и«О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ
1.2 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на экспортную продукцию_______________________________________________________11
1.3 Динамика таможенных тарифов в Российской Федерации на импортную продукцию_______________________________________________________18
Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных тарифов на внешнеэкономическую деятельность_________________________________24
2.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям_______________________________________________________24
2.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям_______________________________________________________30
2.3 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по таможенным платежам________________________________________________________35
Глава 3. Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран ТС________________________39
3.1 Особенности применения Единого в условиях Таможенного Союза___40
3.2 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Российской Федерации____________45
3.3 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности ТС России, Белоруссии и Казахстана_53
Заключение_____________________________________________________60
Список используемой литературы_____
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одна из форм такого стимулирования - экспортные субсидии, которые являются льготами, предоставляемыми государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря этому, экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгодно продавать товар на внешнем рынке. Для этого им необходимо снизить цены.
Но так как это снижение цен покрывается субсидией, то экспорт увеличивается. Увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке. Внутренние цены растут, а вслед за ними растет внутреннее предложение и сокращается спрос. Потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш. При этом надо учитывать размер субсидии для страны в целом. В конечном результате потери благосостояния страны будут больше, чем прибыли.
Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг. В этом случае экспортер продает товар на рынке по цене ниже той, по которой он продавал бы на внутреннем рынке своей страны. Демпинг может быть следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию, или может стать результатом ценовой дискриминации, когда фирма-экспортер, являющаяся монополистом, добивается максимального дохода на внешнем рынке с помощью снижения цен и увеличения продаж.
Экономические санкции представляют собой наиболее жесткую форму ограничения внешней торговли. Примером их является торговое эмбарго, т.е. запрещение ввоза в страну или вывоза из страны товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам. Это видно уже из того, что эмбарго наносит ущерб и стране, вводящей эмбарго, и стране, против которой оно вводится. С политической точки зрения применение эмбарго оправдывает себя, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой вводится эмбарго, сильно зависит от внешней торговли. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными. [46]
Установление таможенных пошлин на экспортируемые из Российской Федерации товары продиктовано, в первую очередь, необходимостью воспрепятствовать массовому вывозу сырьевых ресурсов государства за границу. Это обусловило особенность российского экспортного тарифа - более 80 процентов пошлин установлены именно на сырьевые и стратегические товары.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Правительство Российской Федерации осуществляет мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга.
Периодом мониторинга цен является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно. Ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются с учетом средней цены на нефть за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.
Ставки вывозных таможенных
пошлин на нефть сырую и отдельные
категории товаров, выработанных из
нефти, устанавливаются на срок один
календарный месяц. Решения Правительства
Российской Федерации об изменении
ставок вывозных таможенных пошлин на
нефть сырую и отдельные
Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин.
Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов и, в частности, как долго продлится эффект девальвации рубля, насколько будут благоприятными цены на мировых рынках на товары российского экспорта, насколько будет сильна потребность в экспортных пошлинах для российского бюджета с финансовой точки зрения.
1.3 Динамика таможенных
тарифов в Российской
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Таможенный тариф в
узком смысле представляет собой
перечень товаров, облагаемых таможенными
пошлинами, применяемыми данной страной
к импортируемым товарам, систематизированный
в соответствии с товарной номенклатурой
внешнеэкономической
Импортный тариф дифференцирован по странам. Страны, с которыми торгует Россия, подразделяются с точки зрения применения импортного тарифа на следующие категории:
- наименее развитые страны (беспошлинный ввоз);
- развивающиеся страны (преференциальный режим);
- страны, пользующиеся режимом
наибольшего
- страны, не пользующиеся
подобным режимом (
Максимальной пошлиной также облагается товар, страна происхождения которого неизвестна.
На величину импортной пошлины возрастают издержки производителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается, в первую очередь, на потребителях.
Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.
Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.
Итак, с точки зрения целевой
направленности можно говорить о
протекционистском или
Цель фискальных пошлин -- преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.
Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые -- в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи -- разновидность торговых пошлин (преференциальные) -- обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.
Инструментами тарифного регулирования импорта товаров являются таможенные пошлины и тарифные квоты (таблица 2).
Импортные пошлины накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.
Таблица 2
Инструменты тарифного регулирования импорта товаров
Инструменты |
Импорт |
|
Таможенные пошлины |
v |
|
Тарифные квоты |
v |
|
Ведение импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объемов сбыта экспорта в зарубежные страны и в конечном счете сокращение экспортного производства. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.
Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:
* при действительном
* при проведении тщательного
анализа и избирательной
* когда страна-импортер
обладает властью монопсонии, в
этом случае поставщики
* если производство некоторой
отечественной продукции
Изменение ввозных пошлин
сказывается на состоянии внутреннего
производства, поскольку такие пошлины
регулируют импорт товаров. Снижение импортных
пошлин усиливает давление иностранных
конкурентов на отечественное производство,
вытесняет отечественных
С вступлением России в
ВТО дальнейшее снижение импортных
пошлин будет диктоваться требованиями
этой международной организации. Но
это снижение целесообразно осуществлять
поэтапно, давая отечественным
Этот подход необходимо соблюдать
и в тех случаях, когда возникает
необходимость временного повышения
ввозных пошлин на некоторые товары
для защиты отечественных
При вступлении Российской Федерации в ВТО и неизбежном снижении в связи с этим ставок импортных таможенных пошлин, а также при усилении позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке в связи с курсом на усиление продовольственной и технологической безопасности страны, трудно ожидать, что снижение ввозных пошлин будет компенсировано ростом импорта. К тому же такой рост импорта был бы не в интересах страны.
Ввозные пошлины оказывают влияние на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость: снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их к росту цен.
Ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров. [6]
Благодаря оперативному реагированию на возрастание количества правонарушений в таможенной сфере, гибкому изменению тарифной политики, возможно дополнительно пополнить бюджет и предупредить нарушения таможенных правил. Наряду с этим, приведенные примеры наглядно демонстрируют, что величина таможенных пошлин, устанавливаемых государством, напрямую зависит от категории перемещаемых товаров. Интересно, что в Чили практически отсутствуют нарушения в таможенной сфере, так как национальное правительство установило единые ставки ввозных таможенных пошлин на все товары в размере 11%. [32]
На категорию товаров, обладающих высокими качественными характеристиками, производимые в стране в достаточном количестве для полного удовлетворения спроса, при импорте должны быть установлены максимальные ставки таможенных пошлин, чтобы поддержать отечественного производителя. В России к таким товарам относятся спиртосодержащие изделия, продукты питания, сырье и др. Товары данной группы имеют все условия быть конкурентоспособными на мировом уровне.
Товары, производимые внутри страны в достаточном количестве, для удовлетворения спроса, но качество которых уступает качеству импортных аналогов: легковые автомобили, бытовая техника, отделочные материалы и др. Ставки таможенных пошлин таких товаров должны быть сбалансированными, допуская иностранную продукцию на внутренний рынок для здоровой конкуренции с отечественными производителями. Потребитель обладает правом выбора. Производство этих товаров на определенном уровне необходимо с точки зрения национальной безопасности страны, однако нельзя не учитывать, что при благоприятных условиях в будущем они могут войти в первую группу.