Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:47, дипломная работа
Эффективность работы таможенных органов в первую очередь определяется уровнем образования и квалификацией таможенных работников, их отношением к работе и непосредственно связана с научно обоснованной единой государственной политикой в области подготовки государственных служащих вообще, и государственных таможенных служащих, в частности. Фактически кадровый потенциал таможенных органов обеспечивает успешность любых организационно-технических и экономических преобразований в таможенном деле, способствует его динамичному и поступательному развитию.
- прочие показатели качества труда.
Каждый
из вышеперечисленных показателей
и их комбинации выражают эффективность
работы служб управления персоналом,
для целей оценки
их сопоставляют с заранее заданными значениями
[22, c. 368].
Кадровый потенциал - это обобщающая характеристика совокупных способностей и возможностей постоянных работников таможенного органа, имеющих определенную квалификацию, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками и опытом работы в определенной сфере деятельности эффективно выполнять функциональные обязанности и давать определенные экономические результаты в соответствии с текущими и перспективными целями организации.
Анализ организационно-экономического механизма управления развитием кадрового потенциала таможенного органа включает в себя следующие элементы:
- Анализ структуры и численности работников;
- Анализ источников привлечения кадров;
-
Оценку организационно-экономического
механизма развитием кадрового потенциала
таможенной организации [3, c. 59].
2.1.
Анализ структуры и
численности государственных
служащих таможенного
органа
Уссурийская таможня образована 20.04.1992 году в соответствии с приказом ГТК РФ от 20.04.1992 года № 155.
C
02.11.2009 года Уссурийская таможня работает
в новом составе. После реорганизации
в рамках Концепции таможенного оформления
и таможенного контроля товаров в местах
приближенных к государственной границе,
Сегодня на страже экономических рубежей стоят восемь таможенных постов Уссурийской таможни: Лесозаводский, Уссурийский, Арсеньевский, ДАПП Полтавка, ДАПП Турий Рог, Гродековский, Пограничный, МАПП Пограничный.
Зона
деятельности включает в себя 16 районов
Приморского края, протяженностью границы
с Китаем составляет 760 км. (в том
числе сухопутная граница и граница
по акватории вод). Уссурийская таможня
относится
Механизм
формирования кадрового потенциала
Уссурийской таможни, заключается
в организации эффективной
Кадровая служба Уссурийской таможни, проводит мероприятия по работе с кадрами:
- мероприятия по приему, увольнению, выдвижению на выше стоящие и руководящие должности, назначению, перемещению должностных лиц таможни;
-
организационно штатные
-
конкурсы на замещение
- квалификационные экзамены по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим;
-
работа по присвоению первых
и очередных специальных
-
работа по переводу работников
таможни на новую систему
-
проверочные мероприятия
-
работа по заключению
-
работа по предоставлению
Достаточная
обеспеченность Уссурийской таможни
государственными служащими, сотрудниками
и работниками, обладающими необходимыми
знаниями и навыками, их рациональное
использование, высокий уровень производительности
труда имеют большое значение для эффективной
деятельности таможенного органа. В частности,
от обеспеченности трудовыми ресурсами
и эффективности их использования зависят
объем
Одной из основных задач такого анализа является изучение обеспеченности таможенного органа и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям.
В анализе трудовых ресурсов таможенного органа можно выделить три направления:
1)
анализ использования рабочей силы:
а) анализ обеспеченности предприятия
трудовыми ресурсами;
б) анализ уровня квалификации персонала;
в) анализ форм,
динамики и причин движения персонала;
г) анализ использования рабочего времени.
2)
анализ производительности
а) анализ выполнения плана по росту производительности труда и определение прироста продукции за счёт этого фактора;
б) факторный анализ производительности труда;
в) резервы роста производительности труда.
3)
анализ оплаты труда:
а) анализ состава и динамики фонда заработной
платы;
б) факторный анализ
фонда заработной платы;
в) анализ эффективности использования
фонда заработной платы.
Рассмотрим
обеспеченность трудовыми ресурсами Уссурийской
таможни в целом, а также по категориям
и профессиям, на примере таблице 1.
Таблица 1
Оценка
обеспеченности таможенного органа
и его структурных
Группы работников | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Отклонение относительно 2008 года | |||||
2009 год | 2010 год | ||||||||
процент | +; - | процент | +; - | ||||||
Сотрудники | 84 | 116 | 117 | 138 | 32 | 139 | 33 | ||
Государственные служащие | 293 | 528 | 529 | 180 | 235 | 180 | 236 | ||
Работники | 14 | 34 | 34 | 242 | 20 | 242 | 20 | ||
Всего | 391 | 678 | 680 | 173 | 281 | 173 | 289 |
Как видно по данным (таблицы 1), численность персонала за 2009 год и 2010 год по сравнению с 2008 годом значительно увеличилась. В 2009 году отклонение составило + 281 человек. В 2010 году увеличение количества персонала в Уссурийской таможни по сравнению с 2008 годом возросло на + 289 человек. Произошло увеличение в связи с проведением реорганизации Гродековской и Уссурийской таможни в форме присоединения Гродековской таможни к Уссурийской таможни. Численность сотрудников увеличилось в 2009 году на + 32 человека, а в 2010 году на + 33 человека. Численность государственных служащих увеличилась в 2009 году на + 235 человек, а в 2010 году на + 236 человек. Численность рабочих увеличилась в 2009 году и в 2010 году на + 20 человек. Причиной такого резкого увеличения, является проведение реорганизации Гродековской и Уссурийской таможни в форме присоединения Гродековской таможни к Уссурийской таможни [36].
Основную долю в структуре занимают государственные служащие и сотрудники. Незначительную долю в структуре занимают рабочие Уссурийской таможни.
В результате проводимых ФТС России мероприятия по реформированию таможенной системы, проведенных организационно-штатных мероприятий в Уссурийской таможне было обеспечено соблюдение действующего законодательства. В целях сохранения кадрового потенциала было обеспечено трудоустройство сотрудников и государственных служащих, замещающих должности, подлежащие сокращению в процессе организационно-штатных мероприятий. Трудоустройство выпускников РТА, действие Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», проведение конкурсов на замещение вакантных должностей и конкурсов на включение в кадровый резерв в порядке должностного роста, квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам и государственным гражданским служащим таможенных органов позволили пополнить кадровый потенциал более квалифицированными специалистами с профильным образованием.
В Уссурийской таможни кадровые перестановки происходят, по следующим причинам (таблица 2):
Таблица 2
Динамика фактической численность должностных лиц и работников Уссурийской таможни за период с 2008 года по 2010 год, чел.
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Отклонение относительно 2008 года | ||||||||||
2009 год | 2010 год | |||||||||||||
процент | +; - | процент | +; - | |||||||||||
Фактическая численность | 376 | 650 | 655 | 172 | 274 | 174 | 279 | |||||||
Сотрудники, | 81 | 103 | 108 | 127 | 22 | 133 | 27 | |||||||
из них: | ||||||||||||||
- в отпуске по беременности и родам. | 1 | |||||||||||||
Государственные служащие, | 281 | 515 | 514 | 183 | 234 | 182 | 233 | |||||||
из них: | ||||||||||||||
- отпуск по беременности и родам; | 4 | |||||||||||||
- должностные лица по уходу за ребенком; | 9 | 13 | 23 | 144 | 4 | 255 | 14 | |||||||
- федеральные
государственные служащие, с которыми
приостановлен служебный |
3 | 2 | 66 | - 1 | ||||||||||
Работники | 32 | 33 | 32 | 33 | ||||||||||
Вакантные должности | 14 | 24 | 21 | 171 | 10 | 150 | 7 |