Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:47, дипломная работа
Эффективность работы таможенных органов в первую очередь определяется уровнем образования и квалификацией таможенных работников, их отношением к работе и непосредственно связана с научно обоснованной единой государственной политикой в области подготовки государственных служащих вообще, и государственных таможенных служащих, в частности. Фактически кадровый потенциал таможенных органов обеспечивает успешность любых организационно-технических и экономических преобразований в таможенном деле, способствует его динамичному и поступательному развитию.
Функциональные обязанности должностных лиц отделений подготовки кадров фактически не предусматривают их участие в таких неразрывно связанных по своей сути с процессом профессионализации кадров процедурах, как отбор на службу в таможенные органы, аттестация персонала, формирование резерва на выдвижение на вышестоящую должность, должностное продвижение по службе.
Таким
образом, можно констатировать отсутствие
в настоящее время устойчивой
связи между основными элементами
процесса формирования профессионализма
должностных лиц таможенных органов. Существующая
организационно-функциональная изолированность
подразделений подготовки кадров, слабость
или отсутствие административно-формальных
каналов взаимодействия с другими подразделениями,
дополняет картину "оторванности"
обучения от других составляющих процесса
профессионального развития кадров.
1.3.
Особенности и оценка
эффективности организационно-экономического
механизма кадрового
потенциала государственной
службы
Формирование новой философии хозяйствования вызывает необходимость выделения работы по развитию человеческих ресурсов как особой самостоятельной функции управления государственной службой.
Цель подобного вычленения состоит в достижении признания того факта, что развитие персонала - это важнейшая и определяющая составляющая процесса оказания государственных услуг. Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении государственной службой своих стратегических целей, по мере того как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала [27, 222].
В интересах, как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие "моральному и физическому износу" рабочей силы - ее устареванию. Обеспечение постоянного соответствия уровня профессиональной компетенции персонала государственной службы требованиям развития экономики и социальной сферы для наиболее эффективного достижения принимаемых целей возможно при активном внимании к таким факторам как:
- ясная конечная цель и четкое программирование всех сторон деятельности на всех уровнях управления;
-
постоянное накопление
- регулярная обратная связь, оценка деятельности;
-
формирование эффективной
- поощрение обновления знаний.
Использование вышеуказанных факторов возможно через реализацию соответствующего альтернативного подхода к развитию персонала.
Первый подход - это внешний найм, или количественное развитие персонала.
В условиях значительной безработицы, когда есть возможность выбирать из большого числа претендентов, новые формы найма рабочей силы все заметнее вытесняют традиционную систему. В основе более гибких и выгодных форм лежит признание возрастающей значимости внешней мобильности сотрудников, по сравнению с внутренней. Следствием смещения акцента в кадровой работе на внешние источники найма является:
во-первых, ослабление роли такого принципа найма как устойчивость отношений занятости;
во-вторых, возрастание значения отношений с группами работодателей, которые в большей мере выходят за рамки традиционного нормативного регулирования.
Второй подход - развитие карьеры.
Это - очевидный способ использования возрастающих способностей персонала. Сотрудники проходят ряд все более ответственных постов, развивая свои способности и, в итоге, оказываются на самом высоком для себя посту. Удовлетворяя, таким образом, стремление к статусу организации, власти, деньгам, с одной стороны, и потребность организации в способных работниках в управленческих звеньях - с другой.
Третий подход - это обучение и повышение квалификации.
В основе принятия решения организации о необходимости затрачивать средства на обучения лежит, во-первых осознание того факта, что обучение может оказать значительный эффект на процесс оказания государственных услуг; во-вторых, вера в ускоренные темпы изменения условий этой деятельности, включая технологические. Поскольку плановое карьерное развитие ограничено в организациях государственной службы, шансы для повышения по службе невелики и отдалены, и потому важно искать другие направления использования возрастающих способностей персонала.
Пятый подход - саморазвитие, или непрерывное развитие способностей сотрудника.
Оно
основано на анализе его нужд в
контексте самооценки на фоне структуры
основных способностей. По сути, это
компромисс между способностями
работника, требованиями профессии
к работнику
Оценка
эффективности кадрового
К конкретным методом экономической оценки управленческого труда, относят методы, которые можно разделить на три группы:
- количественный - грузовая таможенная декларация;
- качественный (или описательные) - уголовные дела;
- комбинированный (или промежуточный) - перечисление денежных средств в Федеральный бюджет.
К количественному методу оценки относится Грузовая таможенная декларация (ГТД) — один из основных документов, оформляемых при перемещении товаров через таможенную границу государства (экспорт, импорт). ГТД оформляется распорядителем груза и заверяется таможенным инспектором, в дальнейшем служит основанием для пропуска через границу. В декларации содержатся сведения о грузе и его таможенной стоимости, транспортном средстве, осуществляющем доставку, отправителе и получателе.
К качественному методу оценки относятся уголовные дела - это дело, возбужденное таможенным органом при обнаружении признаков недостоверности, и разрешаемое судом на основании материалов, собранных в ходе досудебного и судебного следствия.
К комбинированным методам оценки относятся перечисление денежных средств в Федеральный бюджет.
В
качестве критериев в области
кадрового потенциала, может выступать
выполнение установленных норм выработки
или обслуживания
При этом оценка эффективности кадрового потенциала состоит из двух компонентов:
-
экономической эффективности,
- социальной эффективности, характеризующей степень ожидания потребностей и интересов наемных работников.
В
качестве компонентов экономической
эффективности кадрового
- соотношение результатов работы и издержек на персонал, рассматриваемое с точки зрения поставленных организационных целей;
- компоненты, отражающие вклад персонала в долгосрочное существование и развитие организации. К ним относятся:
- стабильность, которая отражается в преемственности кадрового состава, в надежности выполнения работниками порученных ими заданий, в отсутствии напряженности и конфликтов;
- гибкость, которая означает способность персонала адаптироваться к новым условиям, активно содействовать организационным изменениям и быть готовым к конфликтам, если это необходимо для реализации инновационных концепций.
Эффективность кадрового потенциала необходимо оценивать по системе показателей отвечающих следующим требованиям:
- полнота и достоверность производимой оценки;
- учет результатов управленческих решений, как в количественных, так и качественных характеристиках;
- учет показателей, на которые управленческие решения оказывают прямое влияние;
- соответствие целям оценки;
- соизмеримость результатов управления с затратами на их получение.
Так Дж.М. Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику анализа функционирования служб управления кадрами, где критерии оценки сгруппированы следующим образом:
1) собственно экономическая эффективность:
- показатели эффективности;
- стоимость оцениваемой программы на одного работника.
2) показатели степени соответствия.
3) степень удовлетворенности работников:
- компенсацией;
- собственно работой.
4) косвенные показатели эффективности работы служащих:
- текучесть персонала;
- абсентизм - количество самовольных невыходов на работу;
- частота заявок о переводе на другие работы;
- количество жалоб;
- безопасность труда и количество несчастных случаев;