Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:47, дипломная работа
Эффективность работы таможенных органов в первую очередь определяется уровнем образования и квалификацией таможенных работников, их отношением к работе и непосредственно связана с научно обоснованной единой государственной политикой в области подготовки государственных служащих вообще, и государственных таможенных служащих, в частности. Фактически кадровый потенциал таможенных органов обеспечивает успешность любых организационно-технических и экономических преобразований в таможенном деле, способствует его динамичному и поступательному развитию.
Таблица 6
Динамика кадров по стажу работы Уссурийской таможни за период с 2008 года по 2010 год
Стаж | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Отклонение относительно 2008 года | ||||||
2009 год | 2010 год | |||||||||
человек | процент | чело-век | про-цент | чело-век | про-цент | про-цент | -;+ | про-цент | -;+ | |
До 1 года | 39 | 10 | 61 | 9 | 82 | 12 | 156 | 22 | 210 | 43 |
От 1 до 5 лет | 82 | 21 | 122 | 18 | 156 | 10 | 149 | 40 | 190 | 74 |
От 5 до 10 лет | 86 | 22 | 149 | 22 | 68 | 23 | 173 | 63 | 79 | -18 |
От 10 до 20 лет | 184 | 47 | 346 | 51 | 374 | 55 | 188 | 162 | 203 | 190 |
Итого | 391 | 100 | 678 | 100 | 680 | 100 | 173 | 287 | 174 | 289 |
В 2008 году изменился состав кадров по стажу работы. В 2008 году в Уссурийской таможне работало должностных лиц со стажем работы до 1 года – 10 %, от 1 до 5 лет – 21 %, от 5 до 10 лет – 22 %, от 10 до 20 лет – 47 %. Наблюдается рост удельного веса должностных лиц с наибольшим опытом работы.
В 2009 году изменился состав кадров по стажу работы. Сравнительный анализ стажа работы должностных лиц показывает, что наибольший удельный вес занимают должностные лица со стажем работы 10-20 лет (51 %). Данные указывают на то, что коллектив таможни укомплектован опытными лицами. Такое соотношение можно объяснить стабильностью среди более опытных работников, что обусловлено социальными гарантиями должностными лицами таможенных органов [36].
В 2010 году распределение должностных лиц таможни по стажу работы, наблюдается небольшой рост количества должностных лиц со стажем работы до 1 года (12 %) и со стажем работы от 5 до 10 лет (23 %).
Возрастная
структура характеризуется
Таблица 7
Динамика возрастного состава кадров Уссурийской таможни за период с 2008 года по 2010 год
Стаж | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Отклонение относительно 2008 года | ||||||
2009 год | 2010 год | |||||||||
чело-век | про-цент | чело-век | про-цент | чело-век | про-цент | про-цент | -;+ | про-цент | -;+ | |
До 30 лет | 86 | 22 | 156 | 23 | 156 | 23 | 181 | 70 | 181 | 70 |
От 30 до 39 | 141 | 36 | 258 | 38 | 265 | 39 | 183 | 117 | 188 | 124 |
От 40 до 49 лет | 121 | 31 | 190 | 28 | 177 | 26 | 157 | 69 | 146 | 56 |
От 50 до 59 лет | 43 | 11 | 74 | 11 | 82 | 12 | 172 | 31 | 191 | 39 |
60 лет и старше | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 391 | 100 | 678 | 100 | 680 | 100 | 173 | 287 | 174 | 289 |
В 2008 году наибольшую долю в общей численности должностных лиц таможни по прежнему занимает группа должностных лиц в возрасте от 30 до 39 лет (36 %), в возрасте от 40 до 49 лет (31 %).
Анализ
состава должностных лиц
Наибольшую
долю в общей численности
С
2008 года по 2010 год должности руководящего
состава укомплектованы специалистами
с высшим образованием, в основном с опытом
работы от 10 до 15 лет. Должности начальников
таможенных постов – сотрудники в возрасте
от 30 до 49 лет, с высшим образованием и
опытом работы более 15 лет. Укомплектование
должностей руководящего состава грамотными
специалистами, имеющими большой опыт
работы в таможенных органах позволили
решать задачи по сохранению управляемости
таможней, обеспечению её работоспособности
в новых условиях, обусловили возможность
мобилизировать личный состав таможни
и таможенных постов на выполнение основных
показателей планового задания [36].
2.2.
Анализ источников привлечения
персонала
Исходную информацию для определения направлений набора персонала, формирования плана набора персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов.
Такой анализ - отправная точка набора персонала. Под внешними факторами понимаются условия, которые таможенный орган как субъект управления, как правило, не может изменить, но должен учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам относятся: ситуация на рынке труда; развитие технологии; особенности социальных потребностей; развитие законодательства.
Под
внутренними факторами
Основные направления набора персонала это: разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет плановых затрат на привлечение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.
Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам.
Для определения общей потребности в кадрах специалистов в таможенных органах применяются различные методы, среди которых выделяют основные: штатно-номенклатурный, нормативный и метод нормативов насыщенности [19, c. 138].
Штатно-номенклатурный метод основывается на применении номенклатур должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, и штатных расписаний таможенного органа и позволяет определять текущую потребность в специалистах - как общую, так и дифференцированную - по уровням подготовки и по группам специальностей.
Для определения общей потребности текущего периода в дипломированных специалистах при запланированном объеме работ и обоснованных нормативах (нагрузки или обслуживания) рекомендуется применять нормативный метод расчета. Этот метод основан на использовании планов и нормативов труда специалистов.
Для
более точных и обоснованных расчетов
общей потребности
Ожидаемые затраты на привлечение и использование персонала складываются из таких составляющих, как внешние и внутренние затраты, которые могут быть единовременными или текущими [14].
К внешним единовременным затратам относятся: коммерческими структурами, занимающимися подбором и подготовкой персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости и т.п. К внешним текущим затратам относятся: затраты на исследовательские и оперативные работы (сбор и анализ информации, реклама, представительские расходы, командировки и т.п.).
К внутренним единовременным затратам относятся - оплата договорных отношений с учебными заведениями, капитальные затраты на оборудование новых рабочих мест и переоснащение существующих, дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п. Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных выплат.
Выбор путей покрытия потребности в персонале зависит от влияния двух других направлений - разработки профессиональных требований к персоналу и определения величины затрат на привлечение и дальнейшее использование персонала.
Сущность работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам: 1) установление источников покрытия потребности; 2) определение путей привлечения персонала; 3) анализ источников и путей с точки, зрения их соответствия требованиям параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала; 4) выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.
В качестве источников привлечение персонала можно выделить внутренние и внешние.
Решая где, когда и каким образом предпринимать действия по набору персонала, в первую очередь нужно обратить внимание на внутренние источники, т.е. работников данной организации.
Одна
из трудностей внутреннего набора состоит
в нежелании непосредственных руководителей
разрешать подчиненным участвовать
Среди источников внутреннего набора наиболее популярными являются: планы продвижения, публикация информация о вакансиях во внутренних изданиях, набор персонала непосредственно в учебных заведениях путем заключения двусторонних соглашений.
Процесс разработки плана продвижения включает в себя:
установление горизонта планирования, определения кандидатов на каждую ключевую должность, оценка текущих результатов кандидатов и их готовности к повышению, определение потребностей в развитии карьеры, координация карьерных целей отдельных должностных лиц с целями таможенного органа.