Византийская культура средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Византия сыграла выдающуюся роль, она стала неотъемлемой ее частью. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры - посредницы и отдельных национальных культур славян, - писал Д.С. Лихачев - Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности формирования Византийской империи и их

влияние на культуру Византии 5

Глава 2. Христианство как господствующая религия Византии 8

Глава 3. Развитие образования и научных знаний 10

Глава 4. Искусство 12

4.1 Архитектура 12

4.2 Монументальная живопись и иконопись 15

4.3 Театр 18

4.4 Музыка 18

4.5 Византийская литература 19

Заключение 21

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по дисциплине Культурология. Византийская культура средних веков.docx

— 391.56 Кб (Скачать)

«9»

заслужить вечное блаженство. Такая религия не могла не привлечь и своим отношением к человеку, и вселяемой в него надеждой на спасение. В этом тоже причина утверждения, распространения христианства и его жизненности. Уже в IV в. считалось, что не только человек, но и общество спасается благодаря вере. Поэтому Византия, оплот истинного христианства, находится под Божественным покровительством и должна вести к спасению другие народы.

     Но свою каноническую форму христианство приняло не сразу. В IV-V вв. проходили постоянные богословские споры, вследствие которых появилось большое количество сект и ересей. Становление христианства идет в борьбе с «ересями» - своеобразным неканоническим толкованием различных религиозных догм. Причин для появления «ересей» было не мало. Они рождались из приверженности людей к сложившимся традициям, неприятия эллинистической культуры или новых христианских доктрин. Центром ересей становилась сельская местность. Богословы расходились в определении места Христа в Троице, в выяснении природы Христа и в других, имеющих религиозно-философское значение вопросах. Была здесь и более глубокая

причина: в этих спорах решался вопрос о приоритете, о главенстве между западной и восточной церквами - римской и константинопольской. Эти споры и противоречия обострились в IX-X вв. В них по-прежнему выражалась борьба за главенство, но были и богословские причины. В 1054 г. произошел окончательный разрыв между христианскими церквами, который существует и до сих пор. За западной (римской) церковью закрепилось название «католическая» (вселенская), за восточной - «православная» (ортодоксальная).

     Постепенно христианство принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия, как основа византийской государственности.  Не было ни одной области деятельности в то время, которое не было бы пропитано духом христианства, не удивительно, что оно становится доминантой  и художественной культуры Византии. 
 

«10»

     3.Развитие образования и научных знаний

     В VIIVIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять  законы,  указы,  договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Возникает  необходимость в системе школьного и высшего образования, которая  впервые в мире возникла именно в Византии (здесь же появился и первый университет). Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

     В высшей школе наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при  императорском  дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

     Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали и в Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.)  изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии - автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов. 

                                                  

«11»

     Составлялись  учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

     Развитие  ремесел и медицины дало толчок  изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

      Византийцы накопили много знаний  по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

      Особенно успешно в Византии  развивалась историография. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Потому что в Византии, как ни в какой другой стране средневекового мира, были устойчивы традиции античной историографии. Труды большинства византийских историков по характеру изложения, языку, композиции уходят корнями к классикам греческой историографии - Геродоту, Фукидиду, Полибию. С VI-VII вв. известны труды Прокопия Кессарийского, Агафия Миринейского, Менендра Феофилакта, Самокатты, особое место среди них занимает Прокопий Кессарийский. Его главные труды - «История войн Юстиниана с персами, вандалами, готами», «О постройках Юстиниана». XI-XII вв. - время расцвета собственно византийской историографии. Появляются авторские, эмоционально окрашенные сочинения Михаила Пселла, Анны Комниной, Никиты Хотиаты и др., где историки из регистраторов фактов превращаются в их истолкователей. Исторические хроники приобретают черты исторического романа, что отвечало новым эстетическим вкусам читателей. Стираются границы между собственно историческими сочинениями и исторической прозой.  

«12»

     4. Искусство

     4.1 Архитектура

     Одной из фундаментальных идей  Средневековья стала идея союза - «симфония» - христианской церкви и «христианской империи». Византия уже в ранний период своего расцвета следовала этой доктрине. И это новое мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре.

     Византийская  архитектура это первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры продолжался с VI по XV вв., в IV–VI вв. ему предшествовал этап становления, а с середины XV в. начался период развития производных стилей.

     Византийский стиль – первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функционально цельности.  
     История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395–527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование в Италии, Египте, Сирии, Малой Азии и Македонии; первый расцвет (527–726), эпоха политического могущества и активного строительства; иконоборчество (726–867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка строительства; второй расцвет (867–1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства; Латинская империя (1204–1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной остановки строительства; т.н. палеологовское возрождение (1261–1453), время упадка внешнего могущества и величественного культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах; эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля

«13»

сохранялось в  России, на Балканах и в регионах с сильным исламским влиянием.

     Главную  роль в византийских строениях  играют купол или купола, возвышающиеся  над массивным объемом самой  церкви, который завершается с  восточной стороны одной или  большим числом увенчанных полукуполами  апсид и имеет по бокам перекрытые  сводами нефы в один или  два яруса. Оконные проемы чаще  всего увенчаны аркой (или арками) и снабжены решетками или каменными  плитами с крупными отверстиями.  Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами,  орнаментальными розетками и  бордюрами, которые придавали  им массивность. 

     В  результате возникает впечатление  мощи и силы, в противоположность  парящей легкости готического  собора, чьи аркбутаны и целые  витражные «стены» столь резко  отличаются от сплошных, непроницаемых  стен византийских храмов из  комбинации кирпича и камня  (либо полностью каменных –  там, где было вдоволь строительного  камня). На ранних этапах византийской  архитектуры наружные украшения  применялись мало, а купола обычно  возводили низкими, сливающимися с объемом здания. Позже купол часто устанавливали на барабане с окнами по периметру, но окна могли прорезать также и основание самого купола. Позднее строились более высокие храмы, вертикаль в них усилилась, снаружи появилось больше украшений, узорная кирпичная кладка, мраморная облицовка, глухие и сквозные аркады, пилястры, группы сложных окон, ниши, профилированные пояса и карнизы. В более поздних зданиях, меньших по размеру, но превосходных в мастерстве пластической и ритмической разработки проекта, нередки выступающие портики и пристроенные приделы.

     Архитектура  Византии представлена главным образом храмами и церквями, которые можно разделить на ярко-выраженные типы: простой центрический,

тип  купольной  базилики (собор св. Софии в Константинополе), крестокупольный (Собор Сан-Марко в Венеции) и квадратнокупольный

«14»

(Церковь св. Федора).

 

     Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.

                                  

     В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.

     Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.

      Возвести сооружение такой длины  и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

     Гигантская  купольная система собора стала  шедевром архитектурной мысли  своего времени. Основную нагрузку  несут многочисленные арки и  своды, немассивные, но хитросплетенные.  В направлении восток-запад распор  гасится следующим образом - к  центральному куполу с двух  сторон примыкают два больших  полукупола, к ним, в свою очередь  - меньшие полукупола. Сила распора  растекается, дробится до тех  пор, пока ее не принимают  на себя специальные колонные  пилоны. 
     Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу,

«15»

зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему  в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе.

     Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью. Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен

выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла  в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной  из первых была воссоздана великолепная мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".

     Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

     4.2 Монументальная живопись и иконопись

     Изобразительное искусство Византии представлено, прежде всего, монументальной живописью и иконописью. В конечном счете, целью византийской художественной системы было создание на земле некоего образа небесного мира. Добиться этого можно было, только соединяя архитектуру с живописной росписью.

     В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками.

                           

«16»

      Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Информация о работе Византийская культура средних веков