Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 18:18, реферат
В истории мировой культуры Византия сыграла выдающуюся роль, она стала неотъемлемой ее частью. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры - посредницы и отдельных национальных культур славян, - писал Д.С. Лихачев - Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры».
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования Византийской империи и их
влияние на культуру Византии 5
Глава 2. Христианство как господствующая религия Византии 8
Глава 3. Развитие образования и научных знаний 10
Глава 4. Искусство 12
4.1 Архитектура 12
4.2 Монументальная живопись и иконопись 15
4.3 Театр 18
4.4 Музыка 18
4.5 Византийская литература 19
Заключение 21
Список используемой литературы
Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.
«17»
В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости.
Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.
В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии.
«18»
Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.
4.3 Театр
Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую церковь, и она нашла для театрального зрелища новые формы и применение. Элементы театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более эмоциональным и впечатляющим. В литургию стали вводить диалоги на евангельские темы. Священники осваивают ряд сценических приемов (жесты, мимику, манеру говорить, двигаться и т. п.). Качественно новый момент в отношениях церкви с театром наступает с появлением литургической драмы - мистерии. Содержанием мистерий были различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни крупных церковных праздников.
В
XI-XII вв. в Византии мистерия практически
полностью вытеснила светский театр, хотя
он и продолжал существовать.
4.4 Музыка
Музыка в византийской культуре IV-VI вв. отличалась своеобразной особенностью: религиозная музыка, получившая широкое распространение, сосуществовала с народной музыкой, корни которой уходили в языческие времена.
Становление христианства, споры в V-VII вв. отцов церкви о Духовности, о месте музыки в христианском богослужении, миросозерцании и жизни христиан приводят к появлению христианской литургии и новых жанров вокального искусства. С утверждением христианской традиции музыка стала выделяться из остальных видов искусства, она должна была выражать идею
«19»
божественной
универсальности мира, звать души
человеческие к единой высшей цели.
Христианские теологи считали музыку
важнейшим элементом
Византийские теоретики музыки своеобразно преломили античное учение о внутреннем строе музыки и характере ее воздействия на человека. По их мнению, музыка связана с нравственным состоянием души. Плохая музыка способна привести к порче нравов, упадку духа, даже к безумию.
В ранневизантийской музыкальной культуре основными музыкальными жанрами были: псалмы, гимны, духовные песни. В литургию стали вводить антифонное пение - попеременное чередование хоров. Более изысканной становится вокальная культура.
Светская музыка, особенно инструментальная, церковью отрицалась и даже запрещалась из-за ее языческих корней. Поэтому до исследователей она не дошла, о ней можно судить только на основании косвенных данных. Тем не менее, религиозная музыка испытывала светское влияние, воздействие национальных и народных традиций.
С середины VII в. самым популярным жанром становится канон-музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Канон содержал девять разделов, называвшихся одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ одной из девяти библейских песен и Ветхого и Нового Заветов. Другим популярным жанром стал тропарь, первоначально представлявший собой краткую молитву, последовавшую за стихом какого-либо псалма. Позднее он стал составной частью гимнографии.
В конечном счете, византийская церковь
добилась желаемого: религиозная музыка
заняла доминирующее положение в музыкальной
культуре империи. Подобное положение
сложилось и в театральном искусстве.
4.5 Византийская литература
Византийская литература не дала столь громких имен, как, например, литература античного мира. Отчасти это объясняется тем, что в Византии было
«20»
принижено личностное
(авторское) начало, так как большинство
авторов религиозных
Одним из тех, кто стоял у истоков церковной поэзии, был византийский поэт VI в. Роман Сладкопевец - выдающийся представитель жанра гимнографии. Он вошел в историю литературы как основатель особой поэтической формы, получившей название кондак. Поэтическое произведение объемом от 18 до 24 больших строф объединялось единообразной метрической структурой и сквозным рефреном.
Большая часть поэтических произведений относилась к литургической поэзии (церковные песнопения, гимны) и включались в богослужение. Иной род религиозной литературы представляли жития святых - агиография. Этот жанр неизменно пользовался популярностью среди широких масс населения. Как правило, житийная литература отличалась занимательностью, остротой сюжета, реалистичностью описаний, жизненностью деталей. Герои житий нередко были неимущими и угнетенными. Они боролись со злом и неправдой, побеждали богатых и сильных, совершали мученические подвиги во славу Бога. Гуманизм и милосердие были присущи большинству византийских житий. Вместе с тем, агиография проповедовала аскетизм, смирение, внушала надежды на чудо и потустороннее воздаяние.
Высшего расцвета византийская агиография достигла в IX столетии. В середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были обработаны и переписаны хронистом Симеоном Метафрастом.
Возрождение
литературной традиции, заключавшейся
в ориентации на шедевры античности в
XI-XII вв., привело к появлению новых литературных
сюжетов, художественных форм. Смело заимствуются
в этот период сюжеты и формы и восточной
литературы.
«21»
Заключение
Итак, благодаря Византии культурные достижения античного мира и стран Востока были сохранены, преумножены и переданы другим народам.
Культура Византии обогатила европейскую цивилизацию и культуру Ренессанса, внеся огромный вклад в дальнейшую историю культуры Европы.
Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Правовое государство, которое так привычно для нас сегодня, сформированное на основе римского права, было создано именно в Византии. Юридическая система, являющаяся базовой основой для всех типов законов в большинстве государств – это колоссальное творение византийской юриспруденции эпохи императора Юстиниана. Современная дипломатия с ее базовыми принципами, правилами, этикетом, создавалась и оттачивалась здесь, в Византии. Система школьного и высшего образования впервые в мире возникла тоже здесь.
Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние византийской культуры.
В
Византии сохранились и благодаря этому
дошли до нас многие рукописи греческих,
римских и восточных ученых и писателей.
«22»
Список используемой литературы
1. Сайт истории Византийской империи http://www.byzantium.ru
2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003
3. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1999
4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999
5.
Видеофильм «Константинополь»
из серии «православная энциклопедия»
http://video.mail.ru/mail/
6. Видеофильм «National Geographic.Sophia.2009» - о храме Святой Софии (прилагается в электронном виде)
7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996
8. Видеофильм «Гибель империи» (прилагается в электронном виде)
9. Видеофильм «Храм Святой Софии» (прилагается в электронном виде)