Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:37, реферат
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках, дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода.
Введение 3
1. Главная особенность культуры XVII века 5
2. Образование, просвящение и наука 7
3. Литература и устное творчество 12
4. Архитектура и изобразительное искусство………………………………13
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение 3
1. Главная особенность культуры XVII века 5
2. Образование, просвящение и наука 7
3. Литература и устное творчество 12
4. Архитектура и изобразительное искусство………………………………13
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Культура России 17 века отличается
большим разнообразием
«Век перелома» - так часто называют
данный период. Меняется не только светское,
происходит смещение всей духовной сферы
жизни российского общества. Вершиной
кризиса средневековой
ХVII век в России начинается голодными (1601–1603) годами, заканчивается борьбой Петра с противниками его преобразований, одним словом, «бунташный» век, смутное время. России пришлось пережить трудные времена. Польскими интервентами была захвачена столица государства, разрушено, сожжено полгорода, разорены земли, составлявшие ядро страны. Громадных материальных затрат и множества людских потерь стоили войны с Турцией, Швецией, Польшей, Крымским ханством.
Рюриковичей на русском троне сменила новая династия – Романовых. В 16 лет занял престол ее первый представитель – Михаил Федорович. В юном же возрасте пришел к власти второй Романов – Алексей Михайлович. После бурных событий начала XVII в. государственная власть в России была восстановлена в форме феодальной сословно-представительной монархии, опиравшейся на Боярскую думу и 3емские соборы.
Закрепляется сословное неравенство. ХVII в. был пропитан духом крепостничества, усиленным Соборным уложением 1649 г. Огромная часть населения страны оказалась в унизительном положении, лишенной права на все человеческие права. Закономерно, что внутреннюю обстановку дестабилизировали «смуты», как их назвали современники, самыми значительными среди них были крестьянские войны под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина.
Преодолевая все трудности, наше отечество превращается в мощное централизованное государство с огромной территорией. Происходит слияние почти всех древнерусских земель. В 1654 г. Переяславская рада принимает историческое решение о воссоединении Украины с Россией. К концу века русские границы достигают побережья Тихого океана, Крымскогоханства, Северного Кавказа и Казахстана.
Складывается всероссийский рынок. Разрушается вековая изолированность областей, что не могло не ускорить развития всех отраслей экономики. Появляются первые признаки зарождения капиталистических отношений, создается мануфактурное производство. Экономическая и политическая консолидация приводят к постепенному формированию единой русской нации.
ХVII в. Отмечен противоположными устремлениями и чаяниями, непрерывной борьбой старого и нового, когда архаичные формы наполняются новым содержанием, что ярче всего проявилось в церковном расколе ХVII в. Главными действующими лицами раскола были царь Алексей Михайлович, патриарх Никон и протопоп Аввакум.
Царь Алексей Михайлович (одновременно писатель, мыслитель, ценитель художественного творчества), не смотря на свое прозвище «тишайший», сделал многое для укрепления могущества России. Прочно стоял на позициях реформаторства, но без насилия и потрясений.
Патриарх Никон (в миру Никита Минов) родом из семьи простого мордовского крестьянина Нижегородского уезда, быстро прошел ступени церковной иерархии, сблизился с царем. С 1652 г. – глава русской церкви, решивший поставить «священство выше царства», провести церковную реформу, сделать Россию мировой державой, а себя ее правителем, русским «папой». В связи с этим, реформа была направлена на унификацию церкви, сближение ее с греческими традициями. Никон приказал во время богослужения заменить земные поклоны поясными, креститься тремя пальцами вместо двух, иконы и книги привести в соответствие с греческими образцами. Честолюбивые замыслы Никона потерпели фиаско. А реформы нашли как своих сторонников, так и противников.
Непосредственный оппонент Никона – протопоп Аввакум, земляк Никона, духовный вождь и наставник старой веры, заживо сожженный со своими последователями в Пустозерском остроге в 1682 г. Несмотря на отлучение старообрядцев от церкви, в России сформировалось многочисленное движение борцов за старую веру (читай – за старые традиции, против новшеств). Они создали свою церковную организацию.
Раскол рассматривают как
В это же время, в Россию начинает проникать западноевропейская культура. Благодаря установлению тесных международных связей, расширению торговли, в нашу страну попадают предметы западноевропейского искусства, книги, приезжают архитекторы и художники.
Именно в ХVII в., впервые, за долго до строительства Петербурга, применяется регулярное планирование городов на западноевропейский манер. Улицы и параллельно идущие проезды образовывали правильную сетку. Был издан специальный указ, строго предписывающий вдоль больших улиц «деревянного строения никому не делать и кто сделает – у тех строение велеть сломать».
Российская знать крупных городов без всякого принуждения и, видимо, с удовольствием вводила элементы европейской культуры в свой быт. В. Ключевский приводит описание дворца государственного деятеля князя В.В. Голицина, который иноземцы называли одним из великолепнейших в Европе: «...все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иностранных государей и немецкие географические карты в золоченых рамках; на потолках была нарисована планетная система; множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат». Самой большой ценностью этого дома была обширная библиотека из рукописей и печатных книг на русском, польском и немецком языках. Хотя подобные факты были скорее исключением, чем правилом, они ярко свидетельствуют о новых тенденциях в культуре России.
И, наконец, все новшества ХVII в. обусловили появление новых идеалов в общественном сознании, положили начало изменения мировоззрения россиян. В обществе стали задумываться о ценности человеческой личности самой по себе, независимо от сословной принадлежности, появляется интерес к земным делам, человеческим чувствам, эмоциям, переживаниям.
Безошибочный показатель уровня культуры общества – состояние образования. Россия ХVII в. выдвинула в этой области новые требования. Рост промышленности, городов, реорганизация государственного аппарата, наконец, пример Запада, а также Украины и Белоруссии, тесно связанных с Речью Посполитой, заставили обратить больше внимания на подрастающее поколение. По старой традиции, многие дети обучались грамоте в семье. Одним из самых распространенных методов обучения и воспитания остаются телесные наказания.
Школьное образование было начальным. Изучали чтение, письмо, пение, счет, закон божий. Поведение в школе, за столом, при встрече с людьми, одежду и даже выражение лица регламентировал первый свод правил «Гражданство обычаев детских».
И, всё же, именно с ХVII в. мы можем говорить о зарождении системы образования в России. Появляются государственные и частные школы, училища «гимнасионы», где ставилась задача овладения латинским и греческим языками, преподавалась грамматика, риторика и философия. С 1615 г. одна за другой основываются русские духовные школы.
Боярин Ф.М. Ртищев, царский окольничий, открыл частное училище для молодых дворян при Андреевском Монастыре. Для преподавания сюда пригласили 30 украинских ученых монахов. Для обучения подьячих Приказа тайных дел действовала государственная школа. Учебные заведения появляются в Чудовом, Спасском монастырях.
Учебными пособиями, по преимуществу,
оставались книги религиозного содержания.
Но постепенно начали появляться и
светские пособия. Были изданы буквари
Бурцева, Полоцкого, Истомина, куда включали
статьи по вероучению и педагогике,
словари. Азбуковники представляли
собой словари иностранных
В 1687 г.в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Проект академии составил Симеон Полоцкий, а возглавили её греческие монахи, братья Лихуды. Академия состояла из трех классов: низший, средний и высший. Преподавание велось на греческом и, отчасти, на латинском языках. Слушатели изучали греческую грамматику, поэтику, риторику, диалектику. Три года отводилось на изучение философии, которая делилась на естественную (физику), нравственную (этику) и умозрительную (метафизику). Братья Лихуды составили учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике.
Академия предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. В ее стенах обучались представители разных сословий – от сыновней конюха и кабального человека до родственников патриарха и князей древнейших российских родов, причем самых разных национальностей: русские, украинцы, молдаване, белорусы, крещеные татары, грузины, греки. Братья Лихуды вскоре были изгнаны из учебного заведения по ложному доносу и несколько лет, до специального указа Петра I академия прибывала в упадке. В 1814 г. это учебное заведение преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру.
Тенденции изменения подходов к образованию дали ощутимые плоды уже в ХVII в. Во всех слоях населения отмечается рост уровня грамотности: купечество – 96%, помещики – 65%, посадские люди – около 40%, крестьяне – 15%.
Научные знания большей частью носили практический характер, что, безусловно, было связаны с потребностями экономики. В этот период быстро развивается металлургия. Строятся заводы в Тульско-Серпуховском районе, Тихвине, Галиче, Нижнем Новгороде. Появляется несколько государственных медеплавильных заводов в Соликамске, Томске, на Урале. В 30-х годах под Москвой был основан стекольный завод.
Делается
попытка создания практических руководств,
осуществляется перевод иностранной
литературы. Пособия содержали
Развивается прикладная математика. Был составлен рукописный учебник «Цифирной счетной мудрости», который можно было использовать как самоучитель. Издаются книги, приближенные к торговой практике, таблицы умножения для купцов.
В ХVII в. начинает складываться государственная система медицинского обслуживания населения и медицинского образования. В 1654 г. произвела первый набор «Школа русских лекарей» (срок обучения 5–7 лет). Ее выпускники направлялись для продолжения образования в Англию, Францию, Италию. Русские медики Степан Кириллов, Петр Постников стали авторами научных теоретических трудов, внесли большой вклад в развитие практической медицины. Широкое распространение получили рукописные «Лечебники» и «Травинки», где обобщался опыт народного целительства.
В Москве открываются первые аптеки и больницы. Царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу организовать две постоянные «шпитальни» (больницы), где лечить на полном пенсионе «бедных, ученых, и старых людей служилых чинов, которые тяжелыми ранами на государственной службе изувечены».
Значительны успехи русских географов. Открытия на севере и северо-востоке Азии заняли достойное место в мировой географической науке. Землепроходцы начали исследования Сибири, Монголии и Китая. Ребров, Перфильев, Поярков собрали ценные географические материалы. Попов и Дежнев проплыли из Ледовитого океана в Тихий, установив, что Азия отделена морем от Америки.
Большой практический интерес представляла «Книга большому чертежу». В ней был дан перечень городов, сведения о расстояниях между ними, краткие географические заметки. К первым ученым-географам, по праву относят Семена Ремезова, живописца, картографа, архитектора, историка Сибири, своеобразного этнографа и археолога. Он составляет грандиозный атлас Сибири, этнографическую карту с соответствующим описанием и «Историю Сибирскую».
О русской литературе ХVII в. следует сказать особо. Здесь как нигде проявились новые веяния. Продолжает развиваться русская общественная мысль, публицистика. Сочинения Юрия Крижанича («Думы политичны»), Симеона Полоцкого («Жезл правления») и многих других авторов, хорошо были известны русской просвещенной публике. Они вызывали много споров, в центре которых были проблемы абсолютизма, церкви, вопросы организации власти в стране. Обсуждались причины «великой разрухи» и «всеконечного разорения» Русской земли.