Византийская культура средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Византия сыграла выдающуюся роль, она стала неотъемлемой ее частью. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры - посредницы и отдельных национальных культур славян, - писал Д.С. Лихачев - Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности формирования Византийской империи и их

влияние на культуру Византии 5

Глава 2. Христианство как господствующая религия Византии 8

Глава 3. Развитие образования и научных знаний 10

Глава 4. Искусство 12

4.1 Архитектура 12

4.2 Монументальная живопись и иконопись 15

4.3 Театр 18

4.4 Музыка 18

4.5 Византийская литература 19

Заключение 21

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по дисциплине Культурология. Византийская культура средних веков.docx

— 391.56 Кб (Скачать)
 
 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА»

Ф а к у  л ь т е т   у п р а в л е н и я   б и з н е с о м 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: 

Культурология 

на тему:

«Византийская культура средних веков» 

Выполнил  студент
3 курса группы СМ-09/10-096
Кожина  О.С.
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА 2010

«2» 

Оглавление

Введение                                                                                                                 3

Глава 1. Особенности формирования Византийской империи и их

влияние на культуру Византии                                                                             5

Глава 2. Христианство как господствующая религия Византии                     8

Глава 3. Развитие образования и научных знаний                                           10

Глава 4. Искусство                                                                                               12

4.1 Архитектура                                                                                                     12

4.2 Монументальная живопись и иконопись                                                      15

4.3 Театр                                                                                                                  18

4.4 Музыка                                                                                                              18

4.5 Византийская литература                                                                                19                                                                                                

Заключение                                                                                                             21

Список используемой литературы                                                                        22 
 

 

«3»

Введение 

     Современный Стамбул – центр разнопланового шоппинга, рай для торговцев кожей, коврами, бижутерией, дорогим и дешевым товаром, город-базар на границе Европы и Азии - еще шесть веков назад назывался Константинополь, и был, без всякого преувеличения, столицей одной из величайших мировых цивилизаций -  Византийской Империи.

     Название «Византийская Империя» государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески «ромеями», а свою державу «римской», «ромейской». В Древней Руси ее обычно называли «Греческим Царством», а ее столицу – «Царьградом».

     На территории Византии в период ее расцвета проживала одна шестая часть населения Земли. Империя простиралась от Гибралтара до Евфрата и Аравии. В нее входили территории современных Греции и Турции, Израиля и Египта, Болгарии, Сербии и Албании, Туниса, Алжира и Марокко, часть Италии, Испания и Португалия. В Византии было около 1000 городов – почти столько же, сколько в современной России!

     Ни одна другая империя в истории человечества не прожила столь долго как Византия. Она просуществовала 1123 года! Для сравнения: Великий Рим рухнул через 800 лет после основания, Османский Султанат распался через 500 лет, Китайская империя Цин через 300, Российская империя просуществовала 200 лет, Британская 150, Австро-венгерская около 100…

     Время существования этого государства примерно совпадает с хронологическими рамками Средневековья. Термин «средневековье» впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. Для итальянских гуманистов VI столетия основу понятия «средние века» составляло противопоставление их, с одной стороны, «античному миру», а с другой — «новому времени». Такое значение этого термина сохраняется и до сих пор. Как и те, кто впервые его  

«4»

ввел, мы применяем  понятие «средневековье», имея в  виду историю стран и народов Европы.

     В истории мировой  культуры Византия сыграла выдающуюся роль, она стала неотъемлемой ее частью. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры - посредницы и отдельных национальных культур славян, - писал  Д.С. Лихачев - Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«5»

     1. Особенности формирования Византийской империи и их влияние на    культуру Византии                                                             

     Рождение Византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже, с 395 г., когда Римская империя, переживая глубокий внутренний кризис, распалась на  две обособленные части - Западную и  Восточную Римскую империи. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами врагов. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи, просуществовав более тысячи лет. В 1453 году, когда турками-османами был взят Константинополь, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе и, особенно, в России, переоценить которое невозможно.

     Со времен основания до второй половины  XII века Византия была могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Эта империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. "Новый Рим" был расположен очень удачно: острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой - извилистым заливом Золотой Рог. Залив был удобной естественной гаванью: казалось, сама природа сделала все возможное, чтобы это место превратилось в крупнейший порт. Через Византию пролегали важнейшие торговые пути: знаменитый "шелковый путь" в Китай, "путь благовоний" - через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и

«6»

Индийскому океану. Константинополь был и важнейшим военно-стратегическим пунктом, который обеспечивал Византии господство над проливами. Уникальное расположение Константинополя на перекрестке между Востоком и Западом, двумя столь различными мирами, может служить символом всей истории Византии. Уже к концу IV в. Константинополь превратился в крупный торгово-ремесленный центр, византийцы называли его "мастерской великолепия", "мастерской вселенной", который манил к себе купцов из самых разных стран.

      Византия в достаточной степени была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства и полезными ископаемыми. Главными житницами империи были Фракия (провинция Византии на Балканах) и Египет, который называли "хлебной кладовой". Славой Египта был город Александрия - не только культурный центр, но и центр ремесленный. В Малой Азии было очень развито виноградарство, садоводство и скотоводство. В малоазийских, палестинских и сирийских городах издавна процветали различные ремесла (производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий). Внутренняя хозяйственная жизнь империи была относительно устойчива в отличие, скажем, от Западной Европы. И не случайно европейцы долгое время описывали Византию как сказочно богатую страну.  
     В наследство от Рима Византия получила не только множество экономически процветающих областей. Не менее важным было и обилие культурных центров: ведь империя ромеев включала в себя территории некогда могущественных цивилизаций. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф - в европейской части. 
       Население империи было пестрым в национальном отношении. По подсчетам историков, его численность достигала 30-35 млн. человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки - они составляли его большую часть. Римляне были относительно немногочисленны,

«7»

хотя именно латинский язык долгое время оставался  государственным. Только в VII в. его сменил греческий. 
     Официально в Византии насаждалась и развивалась прежде всего культура, связанная с традициями античного мира. Но одновременно впитывались и традиции восточных цивилизаций, что, естественно, многое определило в судьбе Византии. Культурный и религиозный кризис, который Римская империя переживала в IV веке, является одним из самых важных моментов, какие когда-либо переживала всемирная история. Древняя языческая культура столкнулась с христианством, которое, будучи признано Константином Великим в начале IV века, было объявлено в конце того же века Феодосием Великим религией господствующей, религией государственной. Могло казаться, что эти два столкнувшиеся элемента, исходя из совершенно противоположных точек зрения, никогда не смогут найти путей для соглашения и будут исключать друг друга. Однако действительность показала иное. Христианство и языческий эллинизм слились, мало-помалу, в одно целое и создали христианско-греко-восточную культуру, которая и получила название византийской культуры.

     По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора. Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д., но был связан с народом единой религией и был обязан подчиняться законам. Так, Константин VII Багрянородный (X в.) в своих сочинениях утверждал, что император должен править "ради истины", "в согласии с законом и справедливостью", "как раб и слуга Божий". Если же он впадет в грехи, превратится в деспота, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста.

     Все вышеперечисленное оказало огромное влияние на формирование культуры Византии -  дало толчок к развитию образования, архитектуры, живописи, развитию величайших научных знаний того времени.

«8»

     2.Христианство как господствующая религия Византии

     Христианство сыграло большую роль в укреплении идеи империи, придало ей священный характер.

     Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Еще более длительным было утверждение христианства как государственной религии. На обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ и большое количество верований, от которых люди отказывались с трудом. И не редко, будучи вынужденными, принять новую религию, сохраняли старую.

     Христианство стало носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. Многое

выше человеческой жизни: боги, смеясь вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве высшие ценности - сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же,

как ты, человеку. Античная философия такой любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную космическую силу, но не знала любви к ближнему, не знала сострадания. А в христианстве - «Бог есть любовь». Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь - идеал христианского гуманизма.

     Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины - все равны перед Ним. Это особенно привлекало порабощенных, угнетенных, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие. Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. Не земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и

Информация о работе Византийская культура средних веков