Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 18:18, реферат
В истории мировой культуры Византия сыграла выдающуюся роль, она стала неотъемлемой ее частью. Не осталась в стороне от этого процесса и русская земля. «Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры - посредницы и отдельных национальных культур славян, - писал Д.С. Лихачев - Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры».
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования Византийской империи и их
влияние на культуру Византии 5
Глава 2. Христианство как господствующая религия Византии 8
Глава 3. Развитие образования и научных знаний 10
Глава 4. Искусство 12
4.1 Архитектура 12
4.2 Монументальная живопись и иконопись 15
4.3 Театр 18
4.4 Музыка 18
4.5 Византийская литература 19
Заключение 21
Список используемой литературы
|
«2»
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности формирования Византийской империи и их
влияние на культуру
Византии
Глава 2. Христианство как господствующая религия Византии 8
Глава 3. Развитие
образования и научных знаний
Глава 4. Искусство
4.1 Архитектура
4.2 Монументальная
живопись и иконопись
4.3 Театр
4.4 Музыка
4.5 Византийская
литература
Заключение
Список используемой
литературы
«3»
Введение
Современный Стамбул – центр разнопланового шоппинга, рай для торговцев кожей, коврами, бижутерией, дорогим и дешевым товаром, город-базар на границе Европы и Азии - еще шесть веков назад назывался Константинополь, и был, без всякого преувеличения, столицей одной из величайших мировых цивилизаций - Византийской Империи.
Название «Византийская Империя» государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески «ромеями», а свою державу «римской», «ромейской». В Древней Руси ее обычно называли «Греческим Царством», а ее столицу – «Царьградом».
На территории Византии в период ее расцвета проживала одна шестая часть населения Земли. Империя простиралась от Гибралтара до Евфрата и Аравии. В нее входили территории современных Греции и Турции, Израиля и Египта, Болгарии, Сербии и Албании, Туниса, Алжира и Марокко, часть Италии, Испания и Португалия. В Византии было около 1000 городов – почти столько же, сколько в современной России!
Ни одна другая империя в истории человечества не прожила столь долго как Византия. Она просуществовала 1123 года! Для сравнения: Великий Рим рухнул через 800 лет после основания, Османский Султанат распался через 500 лет, Китайская империя Цин через 300, Российская империя просуществовала 200 лет, Британская 150, Австро-венгерская около 100…
Время
существования этого государства примерно
совпадает с хронологическими рамками
Средневековья. Термин «средневековье»
впервые возник в Италии в эпоху Возрождения.
Для итальянских гуманистов VI столетия
основу понятия «средние века» составляло
противопоставление их, с одной стороны,
«античному миру», а с другой — «новому
времени». Такое значение этого термина
сохраняется и до сих пор. Как и те, кто
впервые его
«4»
ввел, мы применяем понятие «средневековье», имея в виду историю стран и народов Европы.
В
истории мировой культуры Византия
сыграла выдающуюся роль, она стала неотъемлемой
ее частью. Не осталась в стороне от
этого процесса и русская земля. «Нам не
следует бояться признания огромной роли
Византии в образовании славянской культуры
- посредницы и отдельных национальных
культур славян, - писал Д.С. Лихачев
- Славянские народы не были провинциальными
самоучками, ограниченными своими местными
интересами. Через Византию и другие страны
они дышали воздухом мировой культуры».
«5»
1. Особенности формирования
Византийской империи
и их влияние на
культуру Византии
Рождение Византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже, с 395 г., когда Римская империя, переживая глубокий внутренний кризис, распалась на две обособленные части - Западную и Восточную Римскую империи. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами врагов. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи, просуществовав более тысячи лет. В 1453 году, когда турками-османами был взят Константинополь, Византия прекратила свое существование, но ее культура нашла мощное продолжение и в Западной Европе и, особенно, в России, переоценить которое невозможно.
Со времен основания до второй половины XII века Византия была могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Эта империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. "Новый Рим" был расположен очень удачно: острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой - извилистым заливом Золотой Рог. Залив был удобной естественной гаванью: казалось, сама природа сделала все возможное, чтобы это место превратилось в крупнейший порт. Через Византию пролегали важнейшие торговые пути: знаменитый "шелковый путь" в Китай, "путь благовоний" - через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и
«6»
Индийскому океану. Константинополь был и важнейшим военно-стратегическим пунктом, который обеспечивал Византии господство над проливами. Уникальное расположение Константинополя на перекрестке между Востоком и Западом, двумя столь различными мирами, может служить символом всей истории Византии. Уже к концу IV в. Константинополь превратился в крупный торгово-ремесленный центр, византийцы называли его "мастерской великолепия", "мастерской вселенной", который манил к себе купцов из самых разных стран.
Византия в достаточной степени была обеспечена
сырьем, продуктами сельского хозяйства
и полезными ископаемыми. Главными житницами
империи были Фракия (провинция Византии
на Балканах) и Египет, который называли
"хлебной кладовой". Славой Египта
был город Александрия - не только культурный
центр, но и центр ремесленный. В Малой
Азии было очень развито виноградарство,
садоводство и скотоводство. В малоазийских,
палестинских и сирийских городах издавна
процветали различные ремесла (производство
кожи, шерстяных тканей, металлических
изделий). Внутренняя хозяйственная жизнь
империи была относительно устойчива
в отличие, скажем, от Западной Европы.
И не случайно европейцы долгое время
описывали Византию как сказочно богатую
страну.
В наследство от Рима Византия
получила не только множество экономически
процветающих областей. Не менее важным
было и обилие культурных центров: ведь
империя ромеев включала в себя территории
некогда могущественных цивилизаций.
В IV-VI вв. крупнейшими городами империи
были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса
(в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии),
Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники
и Коринф - в европейской части.
Население империи
было пестрым в национальном отношении.
По подсчетам историков, его численность
достигала 30-35 млн. человек. Среди них были
сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты,
жившие в Египте, греки - они составляли
его большую часть. Римляне были относительно
немногочисленны,
«7»
хотя именно
латинский язык долгое время оставался
государственным. Только в VII в. его сменил
греческий.
Официально в Византии насаждалась
и развивалась прежде всего культура,
связанная с традициями античного мира.
Но одновременно впитывались и традиции
восточных цивилизаций, что, естественно,
многое определило в судьбе Византии.
Культурный и религиозный кризис, который
Римская империя переживала в IV веке, является
одним из самых важных моментов, какие
когда-либо переживала всемирная история.
Древняя языческая культура столкнулась
с христианством, которое, будучи признано
Константином Великим в начале IV века,
было объявлено в конце того же века Феодосием
Великим религией господствующей, религией
государственной. Могло казаться, что
эти два столкнувшиеся элемента, исходя
из совершенно противоположных точек
зрения, никогда не смогут найти путей
для соглашения и будут исключать друг
друга. Однако действительность показала
иное. Христианство и языческий эллинизм
слились, мало-помалу, в одно целое и создали
христианско-греко-восточную культуру,
которая и получила название византийской
культуры.
По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора. Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д., но был связан с народом единой религией и был обязан подчиняться законам. Так, Константин VII Багрянородный (X в.) в своих сочинениях утверждал, что император должен править "ради истины", "в согласии с законом и справедливостью", "как раб и слуга Божий". Если же он впадет в грехи, превратится в деспота, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста.
Все вышеперечисленное оказало огромное влияние на формирование культуры Византии - дало толчок к развитию образования, архитектуры, живописи, развитию величайших научных знаний того времени.
«8»
2.Христианство как господствующая религия Византии
Христианство сыграло большую роль в укреплении идеи империи, придало ей священный характер.
Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Еще более длительным было утверждение христианства как государственной религии. На обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ и большое количество верований, от которых люди отказывались с трудом. И не редко, будучи вынужденными, принять новую религию, сохраняли старую.
Христианство стало носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением долга, богатством и полисным статусом. Многое
выше человеческой жизни: боги, смеясь вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве высшие ценности - сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же,
как ты, человеку. Античная философия такой любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную космическую силу, но не знала любви к ближнему, не знала сострадания. А в христианстве - «Бог есть любовь». Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь - идеал христианского гуманизма.
Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины - все равны перед Ним. Это особенно привлекало порабощенных, угнетенных, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие. Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. Не земной жизнью не заканчивается человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и