Культура 20 век

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:49, доклад

Описание работы

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),
3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Работа содержит 1 файл

XX столетие.docx

— 30.81 Кб (Скачать)

XX столетие — самое  динамичное в истории человеческой  цивилизации, что не могло не  отразиться на всем характере  его культуры 

Общая характеристика XX в.: торжество  науки, человеческого интеллекта, эпоха  социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие  идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в  современной культуре, столь разносторонни.

В истории культуры XX в. можно  выделить три периода:

1) начало XX в — 1917 г. (острая  динамика социально-политических  процессов, многообразие художественных  форм, стилей, философских концепций);

2) 20—30 гг. (коренная перестройка,  некоторая стабилизация культурной  динамики, образование новой формы  культуры — социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. —  вся вторая половина XX в. (время  формирования региональных культур,  подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление  новых передовых технологий, активное  освоение территорий, слияние науки  с производством, смена научных  парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в  ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих  противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» - итальянский  писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты —«дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.

В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах  движений в культуре XIX в. — романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм — «новый, современный». В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.

В своих крайних проявлениях  и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Сущность модернистского направления  — в расчеловечивании человека, о чем писал в «Философии культуры» X. Ортега-и-Гассет. Нередко модернизм функционирует и в рамках реалистического отражения, но в своеобразной форме. Кроме того, следует различать модернизм как метод и модернизм как течение. Если модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.

 

К понятию «модернизм»  близко другое понятие — «авангард» (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность  модернизма.

Модернизм — характерная  черта эстетики XX в., независимая  от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство  модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.

Наравне с модернизмом, параллельно  с ним, существовал и продолжал  развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего — как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.

, многообразие форм и  стилей,

• стремление к жанру эссе.

Абстракционизм — крайняя  форма модернизма, возник как вызов  обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего  мир привычными средствами. Можно  сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и  ряда других модернистских течений  достигших своего упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма.

Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.

На смену абстракционизму  пришел авангардизм Яркий всплеск  этого направления модернизма пришелся на конец 60-х г Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм — это суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представители авангардизма творят между искусством и не-искусством.

В результате появляются.

• поп-арт (оптическое искусство) - орнаментально-геометрические композиции,

• пространственное искусство,

• земляное искусство,

• искусство новой фигуральности,

• поп-арт (популярное искусство).

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Цели и устремления

Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью  искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно  есть и, сделав искусство предельно  открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами  реального жизненного процесса. Последний здесь обычно лишь критически корректируется, а не преображается целиком в нечто новое и невиданное. (Нередко данное понятие применяют расширительно, называя «постмодернистской» все последние десятилетия 20 века в целом, с их новой, то есть компьютерной, научно-технической революцией, распадом социалистической системы и т. д.).

В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой (не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры). Восстановление чистоты и автономии творчества влечет за собой усиление его независимой, по-своему «постидеологической» (то есть свободной) социальной чувствительности.

Уже в начале 20-го века в Европе происходит интенсивный  поиск новых направлений. В это  время США отстаёт в формировании современного искусства. Перед Второй Мировой войной и во время её художники  из Германии, России и других стран  Европы, в которых утвердились  авторитарные режимы, эмигрировали в  Америку, Англию и другие демократические  страны. В военное время для  Германии, занявшей всю Европу, это  явление сделалось массовым. Экспрессионисты  Германии, абстракционисты и другие представители направлений искусства, большинство которых пересилилось в США, открыли новые возможности американцам учиться и познакомиться с новыми направлении в искусстве. Во второй половине 20-го века США, не испытавшие разрушений войны, создавшие большой экономический и научно-технический потенциал, были подготовлены к новинкам. Для Парижа, который до этого времени был единственным и влиятельнийшим центром искусства, США становится конкурентом; в послевоенное время наиболее важные художественные движения и направления создают американцы.

Образование новых взглядов определяло послевоенное время. Мир физически и морально разрушен. Многое разрушено, разогнаны  целые художественные движения. В  то время руководящая философия  эгзистенционализма поощряла экспериментировать, искать новые способы выражения, не осталось никаких норм, ничего постоянного. Таким образом художник мог быть самим собой.

КИНЕМАТОГРАФ

Одной из отличительных  черт культуры XX в. является расширение сфер ее воздействия на людей через  средства массовой коммуникации, такие, как радио, кино, телевидение, которые  явились продуктами научно-технической  революции. Их значение в усилении информационного  обмена трудно переоценить.

Кинематограф  как вид искусства отличается от других своей синтетичностью. В нем синтезированы эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптике, механике, химии, физиологии.

Киноискусство исторически подразделяется на виды. В нем сложились четыре основных вида:

1) Художественный (игровой) кинематограф, воплощающий  средствами исполнительского творчества  замысел кинодраматического произведения, или адаптированного произведения поэзии или прозы.

2)Документальный, являющийся особым видом образной публицистики.

3) Мультипликация  или анимация, «одушевляющая» графические  или кукольные персонажи (людей,  животных, растения, вещи, даже стихии).

4) Научно-популярный  кинематограф, использующий средства  всех трех жанров для пропаганды  знаний.

Первые десятилетия  после своего возникновения кино как вид искусства лишь завоевывало  свою популярность. В 20-е г. кинематограф становится не только популярным и  модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката. В это время  создаются шедевры раннего, пока еще немого кино- «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, «Большой парад» К Видора с Ч. Чаплином, «Алчность» Э. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время Третье десятилетие XX в входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, что делает его еще более массовым. Господствующее положение в мировой киноиндустрии занимают США. Коммерческие фильмы — экранизации бродвейских мюзиклов — в тот период очень популярны. Но создаются и настоящие произведения искусства: «Новые времена» Ч. Чаплина, «Гроздья гнева» Дж. Форда, «Хлеб наш насущный» К- Видора. В СССР на экраны выходят шедевры отечественного кино «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» братьев Васильевых и др.

В послевоенный период кинематографический мир  потрясли ленты итальянских мастеров неореализма: Л. Висконти, В. де Сика, Р. Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони и др. За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с кинематографом может только телевидение, и по доступности к зрительской аудитории, и по комплексу выразительных средств.

Информация о работе Культура 20 век