Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;

Содержание

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88

Работа содержит 1 файл

диплом вариант окончательный (Автосохраненный).docx

— 145.10 Кб (Скачать)

    Основными тенденциями, влияющими на справочно-библиографическую  деятельность, являются рост количества производителей новых знаний; возрастание зависимости СБО от состояния СБА и взаимодействия между производителями, создателями электронных информационных ресурсов и их распространителями  и пользователями; расширение сферы предоставления консультационных услуг, прежде всего относительно использования электронных информационных ресурсов. Для удовлетворения информационных запросов пользователей все шире используются электронные конференции, электронная почта, онлайновое СБО.

    С помощью электронных информационных ресурсов расширяется информационная база для выполнения всех типов библиографических справок в зависимости от конкретного запроса и возможностей поисковых систем и баз данных (библиографических, реферативных, полнотекстовых, тематических, фактографических и т.п.).

     Качество  и оперативность предоставления информационных услуг зависят от умения персонала справочно-библиографических служб использовать современный СБА — совокупность справочных и библиографических изданий, каталогов и картотек библиотек, баз данных, предназначенных для структурирования, поиска и предоставления доступа к информации .

     Внедрение сетевых информационных технологий существенно обогатило ресурсную базу автоматизированного СБО. Помимо ЭК библиотеки, локальных БД, справочных изданий на компактных оптических дисках на помощь библиографу пришли богатейшие сетевые ресурсы справочно-библиографического характера ведущих библиотек, информационных центров, частных издателей. Они активно используются при выполнении практически всех видов справок (тематических, фактографических, адресных, библиографических уточнений и методических).

     Помимо  специализированных продуктов, может  быть выделена особая группа потенциальных источников справочной информации, которые начинают использоваться в СБО все активнее - вэб-сайты универсального и отраслевого характера, создаваемые учреждениями, организациями и фирмами, для которых информационная деятельность является вторичной по отношению к их основнойдеятельности: сайты крупных книжных издательств, журналов, газет, новостийных агентств, промышленных корпораций, научных центров, правительственных учреждений, торговых палат, музеев, спортивных клубов, туристических и иных фирм. Все перечисленные сайты доступны пользователям через Интернет и позволяют выполнять оперативные запросы, в том числе фактографического характера.

     Особую  для библиографа группу составляют профессиональные справочные сайты, пригодные для выполнения запросов повторяющегося характера. Обращение к сайтам, ориентированным на предоставление готовых справок, не предполагает проведения сложных информационных разысканий. Применительно к отечественной терминологии, они могут быть отнесены к источникам, обеспечивающим выполнение «скорых справок». Такие сайты хорошо структурно организованы, снабжены системой ссылок на известные справочные источники, традиционно используемые в библиотеках (энциклопедии, словари, справочники, сборники цитат, адресно-справочные материалы). В настоящее время последовательно создаются и представляются в открытом доступе отечественные специализированные справочные сайты. Спектр предоставляемой на них информации достаточно широк - от системного информирования о погодных условиях на территории страны и ведущих стран мира, до хода биржевых торгов на отечественных площадках.

      Значимое  место сохраняют в онлайновой электронной среде полнотекстовые издания. Так, в частности, переведены в электронную форму и представлены в Сети источники, занимающие особое место в традиционном СБФ библиотек - «Малый энциклопедический словарь» издательства «Брокгауз -Ефрон» (Т. 1-4. 1907-1909), «Большая советская энциклопедия» (3-е изд. 1969-1978), «Большой энциклопедический словарь» (1991). На сайте Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» бесплатно доступны электронные копии «Литературной энциклопедии» (Т. 1-11. 1929-1939), «Литературной энциклопедии: Словаря литературных терминов» (Т. 1-2, 1925), «Словаря русского языка» (Т. 1-4. 1999). На основе подписки библиотеки могут использовать ресурсы информационно-энциклопедического портала «Рубрикой»,

на котором  размещены электронные версии «Малой медицинской энциклопедии» (Т. 1-6. 1991-1996), «Всемирного биографического энциклопедического словаря» (1998) и целого ряда других изданий. В целом все онлайновые полнотекстовые справочно-библиографические издания подразделяются на несколько групп:

  • энциклопедии и словари универсального содержания;
  • отраслевые энциклопедии;
  • универсальные толковые словари;
  • словари сокращений;
  • языковые словари;
  • биографические справочники;

  - ссылки на печатные формы библиографических списков и указателей, переведенные в html -формат и представленные в вэб-среде.

      В качестве потенциальных источников информации могут рассматриваться любые электронные издания, представленные в Интернете. Это подтверждается мировой практикой. Вэб-сайты перестают рассматриваться как некие организационно-технические структуры, а все чаще определяется как самостоятельный информационный ресурс. Определены критерии их качества, относящиеся прежде всего к содержанию как наиболее существенному компоненту их оценки: авторитетность, точность, объективность, актуальность, тематический охват .

      Во  взглядах на проблему сочетания традиционных и электронных ресурсов в библиотечной деятельности, особенно в справочно-библиографическом обслуживании, разброс мнений значителен: от абсолютного отрицания традиционных технологий до неоправданно узких рамок, отводимых автоматизированному поиску. Как ни странно, на последней позиции чаще всего стоят опытные библиографы, в совершенстве владеющие классическими видами библиографической работы.

      Истина  как всегда посередине: не все справки, особенно с глубокой ретроспекцией, можно выполнить на базе электронных ресурсов, однако есть целый ряд справок, выполнение которых в традиционном режиме достаточно трудоемко. Процент таких справок не высок — по практическим наблюдениям в отделе справочно-библиографического обслуживания Российской государственной библиотеки они составляют 1-—3% от общего количества. Но работа над ними требует глубоких знаний дополнительных возможностей систем поиска в различных БД. Имеются в виду, например, библиографические справки по уточнению фамилии автора — Lisithin или Lisicin (при поиске Liciin, хотя построения запроса значительно варьируются в различных базах данных) или тематические справки в отраслях знаний с неустоявшейся терминологией, а также междисциплинарный поиск. Выполнение такого рода справок всегда представляло определенные трудности.

     Электронные ресурсы абсолютно органично  сочетаются с традиционными источниками информации, включение их в процесс справочно-библиографического обслуживания—лишь вопрос:

  • наличия электронного ресурса в библиотеке;
  • квалификации и стремления к новому библиографа.

     Как же выглядят привычные библиографические  справки в режиме запрос-ответа в  автоматизированном справочно-библиографическом обслуживании?

  Тематическая  справка - библиографическая справка, содержащая перечень документов, релевантных тематическому запросу. Применение электронных ресурсов позволяет выявить тенденцию по переходу тематических консультаций в тематические справки (количество тематических справок в отделе выросло почти на 8%). При изучении темы в процессе общения библиографа с потребителем выявляется круг тематических рубрик и дескрипторов, по которым будет вестись поиск. Методика выполнения тематических справок любого уровня сложности одинакова, зависит от особенностей конкретной базы данных. Выполнение справок II и III уровней сложности требует лишь расширения круга привлекаемых источников, электронных в том числе. Результатом тематического поиска в автоматизированном режиме становится библиографический список в электронной форме или в виде распечатки. Однако в настоящее время компьютерные технологии позволяют получать сразу искомый материал, т. е. тематическая справка все чаще

становится  тем, что раньше называлось библиотечной справкой: читатель в результате поиска получает полный текст первоисточника.

  Тематическая  консультация - разновидность библиографической консультации, содержащая перечень библиографических источников, необходимых для выявления литературы, релевантной тематическому запросу. Она часто становится обязательным дополнением к тематическому поиску, что связано, во-первых, с недостаточной хронологической глубиной большинства библиографических баз данных и, во-вторых, высокой стоимостью этого ресурса.

  Библиографическая консультация по элементам библиографической записи — также необходимый элемент при автоматизированном обслуживании в библиотеке. Это связано как с психологическим барьером перед восприятием информации с экрана большинством читателей, так и с особенностями компоновки записи в различных базах данных. Если мы имеем дело с электронными каталогами библиотек, чаще всего можно рассчитывать на привычную библиографическую запись в виде электронного варианта карточки, в других библиографических базах данных, особенно зарубежных, нет числа вариантам.

  Адресная  справка - библиографическая справка, устанавливающая наличие или местонахождение документа или его части в определенном фонде. Как и при выполнении тематической справки, в электронной среде адресная справка все чаще приводит пользователя непосредственно к тексту первоисточника. Ранее инструментом библиографа для выполнения таких справок были собственные картотеки и сводные каталоги, которые помогали разыскивать книги, отсутствующие в фонде своей библиотеки. Теперь таким инструментом в руках библиографа становятся электронные каталоги, в том числе сводные, и Интернет.

  Уточняющая  справка - библиографическая справка, устанавливающая или уточняющая элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе потребителя. Среди разнообразных ошибок, требующих исправления, чаще всего встречаются ошибки в фамилии и инициалах автора, сокращения или неточности в заглавиях публикаций. Часто статью или главу книги представляют как отдельное издание. Сложно искать издания, выпущенные под коллективным автором. Гибкость, многовариантность поиска, умение оперативно скорректировать его ход всегда способствовали успеху уточняющего поиска. При обращении к автоматизированным базам данных возможности библиографа значительно расширяются, поскольку поиск ведется по сочетаниям различных элементов библиографического описания и с использованием дополнительных возможностей системы.

     Библиографы, ведущие автоматизированное обслуживание, могли бы добавить к этим выкладкам много интересных уточнений и случаев из практики. Использование средств автоматизации приводит к появлению нового вида обслуживания - комплексного справочно-информационного обслуживания. Схематично методику такого консультирования/обслуживания в режиме запрос-ответа можно представить таким образом:

  • выявление информационной потребности читателя и определение круга баз данных, отвечающих данной потребности, - 3-4 мин.;
  • подготовка технического средства к обслуживанию (установка оптического компакт-диска, загрузка БД, подготовка к записи дискеты и т. д.) - 3-5 мин.;
  • консультирование по особенностям поиска в конкретной БД или (что чаще) совместное его проведение - до 15 мин.;
  • консультация по отбору релевантных записей для вывода результатов поиска на внешний носитель (дискету или принтер) - 1-2 мин.;
  • библиографическая консультация по элементам библиографической записи - 1-2 мин.;
  • вывод результатов, проверка качества полученного файла - 3 - 5 мин.;
  • оформление платежных документов, если услуга платная - 3 - 5 мин.;
  • при необходимости развернутая тематическая консультация по традиционным источникам, другим возможностям поиска вплоть до Интернет (в крупной библиотеке со сложной структурой особенно) - 3-5 мин.

      Этот  комплекс включает в себя три равно  важных, но специфичных типа деятельности обслуживающего: библиографическую деятельность, деятельность специалиста по информационному поиску и техническое обслуживание. Некачественное выполнение любого из этих видов работ влияет на общий результат. В процессе обслуживания не все они присутствуют, но практика показывает, что при комплексном обслуживании, а также при выполнении фактографической, адресной и уточняющей справок с привлечением электронных ресурсов в той или иной степени присутствуют все три типа деятельности. Понятно, что адресная справка выполняется быстрее.

      Комплексная справка в режиме запрос-ответа занимает больше времени. Здесь сказывается  парадокс, замеченный при внедрении  автоматизации в других видах деятельности в библиотеке. В данном случае значительно экономится время читателя, перерабатываются огромные массивы информации, библиограф же в процессе обслуживания выполняет дополнительные операции, и на это должно выделяться время. Исходя из расчетов, на одну комплексную справку библиографу необходимо 30-40 мин., хотя эти параметры во многом зависят от технических средств и программных продуктов, а также от количества привлекаемых баз данных. Эти выкладки, с соответствующей корректировкой, применимы и при учете работ в обслуживании ресурсами Интернет .

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации