Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;

Содержание

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88

Работа содержит 1 файл

диплом вариант окончательный (Автосохраненный).docx

— 145.10 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования  

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт  документальных коммуникаций

Кафедра библиотечно-информационной деятельности 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА

 

Справочно-библиографическое  обслуживание: традиции и новации. 

специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность  
 
 

                Выполнила:

                студент заочного отделения гр. 450

                Васильева В.В.………………………..

                Руководитель:

                Санпитер  Ю.П.

                Рецензент:

                ……………………., ………. 
                 

Допущена  к защите

Зав. кафедрой библиотечно-ин-

формационной  деятельности

________ В. Я.  Аскарова

«_____» ____________ 2011  г. 
 

                ВКРС  защищена с оценкой «________»

                Председатель  ГАК ________________

                «____» __________________ 2011  г. 
                 
                 
                 
                 
                 

ЧЕЛЯБИНСК 2011  
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.

Введение……………………………………………………………………………..4

    1. Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
    2. Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16

Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание

2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35

2.2 Онлайновое  справочно-библиографического обслуживание……………..52

Заключение  ……………………………………………………………………….75

Список  используемой литературы………………………………………………78

Приложения………………………………………………………………………82

Приложение  №1…………………………………………………………………..83

Приложение №2………………………………………………………………….85

Приложение №3………………………………………………………………….88 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ

ВСС –  Виртуальная справочная служба

РНБ –  Российская национальная библиотека

СБА - Справочно-библиографический  аппарат

СБО - Справочно-библиографическое  обслуживание

СОУНБ им. В.Г. Белинского – Свердловская областная универсальная научная  библиотека

СБФ - Справочно-библиографический  фонд

ЭК –  Электронный каталог

ФНПБ - Фонд неопубликованных библиографических пособий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы. Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) является одним из важнейших направлений работы любой библиотеки, вне зависимости от ее типо-видовой принадлежности. Это перспективный вид информационного обслуживания, от качества которого во многом зависит авторитет библиотеки, ее признание в обществе как важного социального института. Главной задачей СБО является разрешение противоречий, которые возникают между читателем и информацией, между читателем и источником информации. Такое срединное положение определяет зависимость СБО от тех изменений, которые происходят как во всех областях общественных отношений, с одной стороны, так и в информационном пространстве, с другой. Двуединое влияние внешних факторов определяет направления развития СБО в конкретный промежуток времени.

     В настоящее время развитие СБО  зависит от тех глубинных изменений, которые произошли во всех областях жизни нашего общества (политической, экономической, социальной) в последние 10-15 лет, а также от складывающегося  в масштабах планеты информационного  общества.

       Формирующееся в мире и в  нашей стране информационное  общество накладывает отпечаток  на библиотеки в целом, и  на СБО, в частности. В 1990- х гг. в отечественных библиотеках  стали активно внедряется информационные  технологии, что привело к трансформации  многих видов библиотечной деятельности, включая справочно-библиографическое  обслуживание. Формирование внешней  и внутренней электронной среде  библиотек, хранение информации  на электронных носителях, поиск  информации в машиночитаемых  массивах, внедрение средств передачи  данных при помощи телекоммуникационных  каналов не могли не повлиять  на ресурсную базу и реализацию  функций СБО. Это привело к  появлению новых форм организации  деятельности, отличных от традиционной  содержательными характеристиками.

     Этим  обусловлена в целом актуальность научного осмысления целого ряда явлений  библиографической практики. На современном  этапе развития СБО необходимо определение  его места и в электронной  среде библиотек; пересмотр ряда понятий общего характера, требующих иной трактовки, а также введение в научный оборот новых терминов и определений, адекватно отражающих существующие явления практики.

     Актуальность  исследования обусловлена также  тем, что в последнее десятилетие  в коренные изменения библиографической  деятельности библиотек, практика последовательно  пыталась вложить новое содержание в традиционные формы организации  обслуживания, а позднее конструировать новые, но теория слабо реагировала  на появившиеся изменения. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть принципиально важные проблемы, а именно – осветить основы традиционного СБО в отечественных  библиотеках и выявить изменения  СБО, связанные с развитием электронной  среды библиотек, так как слабая изученность феномена «виртуального  общения» и «онлайнового СБО», а  также его организационных форм в виде виртуальных справочных служб  требует комплексного рассмотрения Интернета, как социальной среды  общения, анализа новых групп  удаленных пользователей, обоснования  возможности переноса в сетевую  среду общения библиографа и  пользователя с целью выполнения запросов.

     К сожалению, в России опубликовано небольшое  количество работ, касающиеся различным  вопросам виртуального справочного  обслуживания. Проблеме создания и  развития виртуальных справочных служб  посвящен ряд исследований (Е.Д. Жабко, А.А. Пурник, В.К. Степанов). Весьма полезным оказались труды отечественных  и зарубежных авторов, посвященных  проблеме справочно-библиографического и информационного обслуживания в библиотеках. Особое место занимают работы И.Г. Моргенштерна, еще в 1980 –  е годы отмечавшего огромные резервы  оптимизации технологии СБО.

     Анализ  профессиональной литературы, а так  же опыт работы виртуальной справочной службы СОУНБ им. В.Г. Белинского показывают, что наличие виртуальной справки  в библиотеке положительно сказывается  как на работе самой библиотеки, так и на удовлетворенности пользователей  получаемой таким образом информации.

      

     Объектом  является справочно-библиографическое, информационное обслуживание читателей.

     Предмет. Сущностные, технологические, организационные аспекты СБО библиотек.

     Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.

     Задачи:

    1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
    2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;
    3. Исследование современного состояния СБО в СОУНБ им. В.Г. Белинского.

    Методы:

    • Анализ литература по библиографии;
    • Анализ документов.
    • Контент – анализ сайта СОУНБ им. В.Г. Белинского

    Структура: структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

     Во  введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая основа исследования, практическая значимость работы. В первой главе «Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства» рассматриваются теоретические основы СБО, которое является обязательной функцией каждой библиотеки. Рассматриваются сущность СБО, его свойства, дается его определение согласно ГОСТ. Отражена история возникновения и развития СБО. Во второй главе «Инновации в справочно-библиографического обслуживании» рассматривается сущность и свойства СБО в электронной среде, а также опыт отечественных и зарубежных библиотек, выявлены и обоснованы новые направления обслуживания  пользователей при выполнении запросов, такие, как «виртуальная справочная служба», «онлайновое справочно-библиографическое СОУНБ им. Белинского обслуживание». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СВОЙСТВА.

    1. Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.

     Можно предположить, что развитие СБО осуществлялось издавна, в процессах общения библиотекарей с читателями, в частности, при обращении к каталогам. Но документальные свидетельства ведения СБО в отечественных библиотеках сохранились только с 1810г. Так, в архиве российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге имеются записи о помощи читателям библиографическими «указаниями и советами», «доставлении» или «отыскании» сведений в форме списков литературы и т. п. Такого рода разовую помощь читателям оказывали знаменитые библиотекари В. В. Соболыциков, Н. Ф. Федоров, В. В. Стасов, Я. Г. Квасков, А. Ф. Бычков и другие. В. В. Стасов составлял библиографические списки по запросам М. П. Мусоргского, И. Е. Репина, Л. Н. Толстого и других выдающихся деятелей русской культуры.

      С середины XIX в. стали создаваться справочные «столы» и «библиотеки» в составе Императорской публичной библиотеки, библиотек Румянцевского музея, Московского университета. Во второй половине 1880-гг. открывались платные справочно-библиографические бюро В. В. Фраймана в Москве, И. В. Безгина в Петербурге.

      Сохранившиеся копии письменных справок свидетельствовали, что в Публичной библиотеке в Петербурге выполняли тематические, уточняющие, фактографические справки. Осознавалась необходимость реального ведения СБО. Вопрос о нем был поставлен на первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 г. В Публичной библиотеке еще в 1903 г. был образован Справочный отдел с сводным доступом к фонду, но без штатных консультантов. И все же, судя по документальным источникам, СБО как системы в дореволюционных библиотеках еще не было.

      В условиях резкого ухудшения комплектования библиотек в обстановке гражданской войны обострилась потребность во взаимодействии библиотек. С целью создания сводных каталогов для разыскания отсутствующих в фондах библиотек изданий осенью 1918 г. были образованы справочно-библиографические бюро в Публичной библиотеке (Петроград) и библиотеке Румянцевского музея. Тем самым было положено начало формированию профессиональной СБС в отечественных библиотеках. Фактически вышеназванные бюро стали выполнять различные типы справок, причем объем СБО постоянно возрастал. Руководили ими известные специалисты библиотечного дела А. И. Браудо, Л. И. Олавская, И. И. Полосин и другие.

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации