Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа
Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального
образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра
библиотечно-информационной
деятельности
Справочно-библиографическое
обслуживание: традиции
и новации.
специальность
071201 Библиотечно-информационная деятельность
Выполнила:
студент заочного отделения гр. 450
Васильева В.В.………………………..
Руководитель:
Санпитер Ю.П.
Рецензент:
…………………….,
……….
Допущена к защите
Зав. кафедрой библиотечно-ин-
формационной деятельности
________ В. Я. Аскарова
«_____» ____________ 2011
г.
ВКРС защищена с оценкой «________»
Председатель ГАК ________________
«____»
__________________ 2011 г.
ЧЕЛЯБИНСК
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава
1. Справочно-библиографическое
Введение…………………………………………………………
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения……………………………………………………
Приложение
№1…………………………………………………………………..
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение
№3………………………………………………………………….88
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВСС – Виртуальная справочная служба
РНБ – Российская национальная библиотека
СБА - Справочно-библиографический аппарат
СБО - Справочно-библиографическое обслуживание
СОУНБ
им. В.Г. Белинского – Свердловская
областная универсальная
СБФ - Справочно-библиографический фонд
ЭК – Электронный каталог
ФНПБ -
Фонд неопубликованных библиографических
пособий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) является одним из важнейших направлений работы любой библиотеки, вне зависимости от ее типо-видовой принадлежности. Это перспективный вид информационного обслуживания, от качества которого во многом зависит авторитет библиотеки, ее признание в обществе как важного социального института. Главной задачей СБО является разрешение противоречий, которые возникают между читателем и информацией, между читателем и источником информации. Такое срединное положение определяет зависимость СБО от тех изменений, которые происходят как во всех областях общественных отношений, с одной стороны, так и в информационном пространстве, с другой. Двуединое влияние внешних факторов определяет направления развития СБО в конкретный промежуток времени.
В
настоящее время развитие СБО
зависит от тех глубинных изменений,
которые произошли во всех областях
жизни нашего общества (политической,
экономической, социальной) в последние
10-15 лет, а также от складывающегося
в масштабах планеты
Формирующееся в мире и в
нашей стране информационное
общество накладывает
Этим
обусловлена в целом
Актуальность
исследования обусловлена также
тем, что в последнее десятилетие
в коренные изменения библиографической
деятельности библиотек, практика последовательно
пыталась вложить новое содержание
в традиционные формы организации
обслуживания, а позднее конструировать
новые, но теория слабо реагировала
на появившиеся изменения. В этой
связи представляется целесообразным
рассмотреть принципиально
К сожалению, в России опубликовано небольшое количество работ, касающиеся различным вопросам виртуального справочного обслуживания. Проблеме создания и развития виртуальных справочных служб посвящен ряд исследований (Е.Д. Жабко, А.А. Пурник, В.К. Степанов). Весьма полезным оказались труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме справочно-библиографического и информационного обслуживания в библиотеках. Особое место занимают работы И.Г. Моргенштерна, еще в 1980 – е годы отмечавшего огромные резервы оптимизации технологии СБО.
Анализ
профессиональной литературы, а так
же опыт работы виртуальной справочной
службы СОУНБ им. В.Г. Белинского показывают,
что наличие виртуальной
Объектом является справочно-библиографическое, информационное обслуживание читателей.
Предмет. Сущностные, технологические, организационные аспекты СБО библиотек.
Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
Методы:
Структура: структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во
введении обосновывается актуальность
избранной темы, определяется объект,
предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая
основа исследования, практическая значимость
работы. В первой главе «Справочно-библиографическое
обслуживание: сущность, структура, свойства»
рассматриваются теоретические основы
СБО, которое является обязательной функцией
каждой библиотеки. Рассматриваются сущность
СБО, его свойства, дается его определение
согласно ГОСТ. Отражена история возникновения
и развития СБО. Во второй главе «Инновации
в справочно-библиографического обслуживании»
рассматривается сущность и свойства
СБО в электронной среде, а также опыт
отечественных и зарубежных библиотек,
выявлены и обоснованы новые направления
обслуживания пользователей при выполнении
запросов, такие, как «виртуальная справочная
служба», «онлайновое справочно-библиографическое
СОУНБ им. Белинского обслуживание».
ГЛАВА 1 СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СВОЙСТВА.
Можно предположить, что развитие СБО осуществлялось издавна, в процессах общения библиотекарей с читателями, в частности, при обращении к каталогам. Но документальные свидетельства ведения СБО в отечественных библиотеках сохранились только с 1810г. Так, в архиве российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге имеются записи о помощи читателям библиографическими «указаниями и советами», «доставлении» или «отыскании» сведений в форме списков литературы и т. п. Такого рода разовую помощь читателям оказывали знаменитые библиотекари В. В. Соболыциков, Н. Ф. Федоров, В. В. Стасов, Я. Г. Квасков, А. Ф. Бычков и другие. В. В. Стасов составлял библиографические списки по запросам М. П. Мусоргского, И. Е. Репина, Л. Н. Толстого и других выдающихся деятелей русской культуры.
С середины XIX в. стали создаваться справочные «столы» и «библиотеки» в составе Императорской публичной библиотеки, библиотек Румянцевского музея, Московского университета. Во второй половине 1880-гг. открывались платные справочно-библиографические бюро В. В. Фраймана в Москве, И. В. Безгина в Петербурге.
Сохранившиеся копии письменных справок свидетельствовали, что в Публичной библиотеке в Петербурге выполняли тематические, уточняющие, фактографические справки. Осознавалась необходимость реального ведения СБО. Вопрос о нем был поставлен на первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 г. В Публичной библиотеке еще в 1903 г. был образован Справочный отдел с сводным доступом к фонду, но без штатных консультантов. И все же, судя по документальным источникам, СБО как системы в дореволюционных библиотеках еще не было.
В
условиях резкого ухудшения
Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации